Мы идем по нетронутой природе и внезапно оказываемся перед порталом, который проведет нас дальше сквозь горы. Путь к туннелю лежит через ущелье вблизи ручья. Это история о недостроенном железнодорожном тоннеле в Татрах, Словакия. Словаки прорыли двухкилометровый тоннель в горе, почти завершили его строительство, но забросили. Почему?
Поселок Славошовице славился в Чехословакии своей бумажной фабрикой, поставляющей тетради, туалетную бумагу, салфетки и другие продукты в соседние страны. В прошлом весь процесс производства местной бумаги осуществлялся здесь, однако сейчас он разделен между несколькими заводами.
В прошлом, ещё во времена Австро-Венгрии, фабрике понадобилась железная дорога для упрощения логистики и снижения транспортных расходов. ЖД проложили в 1894 году. Однако позже территория, через которую проходила железная дорога, перешла под юрисдикцию Венгрии, а поселок, окруженный горами, оказался изолированным от других регионов, за исключением проезда через венгерскую территорию. Неприятная ситуация, согласитесь?
К счастью, завод скопил достаточно денег и был готов к капитальным затратами и решил действовать нетривиально и вместо того, чтобы платить пошлины соседям решил построить тоннель сквозь горную гряду к "Большой Земле".
В 1941 году начались работы над туннелем, в которых участвовало большое количество рабочих, в основном русских иммигрантов. В итоге, великолепное строение было завершено: имелся прекрасный туннель длиной 2,5 километра, а также небольшой участок через соседнюю гору и мост через обрыв. Оставалось лишь проложить железную дорогу и отправить первые поезда к фабрике.
Однако наступил 1944 год, и Вторая мировая война подходила к концу. Проект был заброшен, поскольку возвращенные территории вернулись и снова можно было пользоваться старыми путей.
Многочисленные дожди накапливали песок в туннеле, и на фотографиях 2001 года видно, что туннель почти полностью засыпан песком.
Однако сейчас ситуация изменилась. Туннель стал кристально чистым, словно строительство завершилось только что. Это произошло благодаря инициативе местных властей, которые решили использовать туннель для развития туризма в регионе. Благодаря спонсорам и добровольцам песок был удален, а удобные спуски и информационный центр были построены рядом с главным входом.
К сожалению, идея не получила долгосрочного успеха. С течением времени песок снова начал накапливаться в туннеле, и посетители информационных щитов стали редкостью, да и сами щиты выцвели.
В общем, железнодорожная сеть Словакии является прекрасным образцом инженерного искусства, хоть и не все планы были реализованы.
Этот туннель — символ недостроенных возможностей и потерянного времени, но он стал частью истории, вписанной в камень Татр. На этом всё, надеюсь было интересно и спасибо за уделенном нашим материалам время!
Если вам интересны подобные репортажи — будем рады видеть вас в числе наших подписчиков. Если по какой-то причине вы не видите наших публикаций в ленте — то подписывайте на Telegram. Пока, это единственный способ гарантированно не пропустить обновления.