Коды и символы оставались незамеченными на протяжении веков до появления современных методов анализа и интерпретации.
Роман Дэна Брауна "Код да Винчи" был тщательно разоблачен как "пляжная книга", не имеющая под собой никакой основы (несмотря на заявления Брауна об ученом происхождении). Браун стал чем-то вроде шутки для настоящих ученых-искусствоведов, главным образом потому, что он заставил широкую публику думать, что в искусстве эпохи Возрождения существуют таинственные коды и символы, а также скрытый смысл в искусстве в целом, тогда как это в основном не так.
Конечно, нет сомнений в том, что художники используют символизм в своих работах, и использовали его на протяжении веков, но это не зашифрованные библейские послания и пророчества, как думают многие.
Однако есть и другие примеры скрытых смыслов, посланий и "пасхальных яиц" в искусстве эпохи Возрождения, которые чертовски круты, даже если они не говорят нам, когда наступит конец света или где спрятаны сокровища.
Приветствуем всех на нашем канале! С вами Умный Фломастер! Приглашаю вас погрузиться со мной в увлекательное путешествие по страницам истории, чтобы раскрыть секреты, зашифрованные в шедеврах Ренессанса, которые остались незамеченными большинством на протяжении столетий.
Ганс Гольбейн Младший: Послы (1533)
Это похоже на то, что можно найти в доме с привидениями: старая картина со спрятанным черепом, который виден только при подъеме по лестнице. Но именно это и происходит на картине "Послы". Это называется анаморфоза - визуальный трюк, когда художник намеренно создает искаженное изображение, которое "восстанавливается", если посмотреть на него с правильной точки зрения. Видите это странное пятно белого и черного у ног титулованных послов? Изображение справа - это то, как оно выглядит при "правильном" взгляде.
Жутковато! Ученые расходятся во мнениях, зачем именно Гольбейн включил эту маленькую иллюзию. Некоторые говорят, что он мог просто выпендриться.
Микеланджело: Захария (1508-1512)
Автор и исследователь Ватикана Рой Долингер провел шесть лет, исследуя работу Микеланджело над потолком Сикстинской капеллы для своей книги "Сикстинские тайны: Запрещенные послания Микеланджело в сердце Ватикана" и сделал несколько весьма интересных открытий.
Среди них был путти (маленький ангел), "делающий фигу" - засовывающий большой палец между указательным и средним пальцами, что в эпоху Ренессанса равносильно тому, чтобы отмахнуться от кого-то, - за спиной пророка Захарии.
Почему? Микеланджело создал Захарию по образцу действующего в то время Папы Римского Юлия II, также известного как "Страшный Папа". По мнению Долингера, таким образом Микеланджело хотел тонко оскорбить Папу. Жест настолько мал, что его трудно разглядеть с земли, а ведь только так он мог его увидеть.
Бенвенуто Челлини: Персей с головой Медузы (1545)
На первый взгляд, на картине "Персей с головой Медузы", как следует из названия, изображены два лица: мифологический греческий герой Персей и ужасная змееволосая Горгона Медуза. Но если заглянуть на заднюю часть шлема Персея, скульптор Бенвенуто Челлини оставил небольшой сюрприз...
Привет! Это бородатый автопортрет Челлини. Челлини также подписал свое имя на поясе Персея, на случай, если кто-то забыл, кто создал этот бронзовый шедевр.
Микеланджело: Давид (1501-1504)
Статуя Микеланджело "Давид" - настолько культовая фигура, что трудно поверить, что в ней есть какая-то настоящая тайна. Наверняка мы уже давно узнали о ней все, что можно было узнать, верно? Но исследователи последних лет обнаружили, что Микеланджело разработал позу Давида, в которой "каждая анатомическая деталь - вплоть до формы мышц на лбу - соответствует совокупному воздействию страха, напряжения и агрессии", включая "сокращение репродуктивных органов".
Это означает, что перед тем, как убить великана Голиафа, у него от страха слегка сжались причиндалы (или так гласит теория).
Еще одно откровение: Глаза Давида слегка скрещены и выглядят испуганными, но это заметно только на уровне глаз или выше. То есть нужно быть великаном, чтобы заметить это.
Караваджо: Вечеря в Эммаусе (1601)
На первый взгляд, "Вечеря в Эммаусе" - довольно простая сцена: группа мужчин, обедающих за небольшим столом в темной комнате. Мужчины, стоящие по бокам от центральной фигуры, выглядят довольно эмоциональными, в то время как центральная фигура, загадочно похожая на Иисуса Христа с тщательно выбритой головой, выглядит спокойной и невозмутимой, мудрено жестикулируя правой рукой.
Что же происходит? Есть ли здесь какие-нибудь скрытые подсказки? Здесь есть чаша с фруктами, но Иисус больше любит рыбу и хлеб, верно?
Но что это за тень на столе? Это рыбий хвост? Да: на картине изображен воскресший Иисус, который встречается со своими учениками, а затем таинственно исчезает.
Рыбий хвост - одна из многих "подсказок", оставленных Караваджо в этом шедевре эпохи позднего Ренессанса.
В заключение, тайны и символы, скрытые в произведениях искусства эпохи Возрождения, являются свидетельством глубокой интеллектуальной работы художников того времени. Они используют свои полотна как способ передачи знаний, философских идей и даже личных посланий.
Друзья, Умный Фломастер по-настоящему благодарен вам за подписку и за ваши лайки, сейчас эти жесты внимания самое ценное для нас! Поделитесь своими мнением в комментариях! Интересно совпадает ли оно с нашим?