Продолжение, начало здесь: 1 часть и 2 часть.
В предыдущей публикации мы остановились на том, что ни к содержанию, ни к названию, ни к публикации книги «Наука побеждать» Александр Васильевич никакого отношения не имел: в рукописи не видел и не редактировал, изданную книгу не читал, мнение о ней не высказывал. К «вахт-параду» и к «словесному поучению» - да отношение имел. А к публикации книги «Науки побеждать» - нет. Закономерный вопрос: как тогда появилось книга «Наука побеждать»?
Первая публикация книги (и само название - "Наука побеждать") с приложением некоторых писем полководца принадлежит Михаилу Ивановичу Антоновскому (1759—1816), русскому историку, библиотекарю Императорской публичной библиотеки.
Михаил Иванович Антоновский (1759—1816), родился в Борзне, Черниговской губ. В шесть лет был записан в службу юнкером и, после домашней подготовки, поступил в Киевскую духовную академию, откуда в 1779 г., в числе четырех лучших студентов отправлен для завершения образования в Московский университет. По окончании в 1783 г. университета по предложению графа И. Г. Чернышева, поступил на службу в адмиралтейскую коллегию. Был некоторое время правителем походной канцелярии адмирала В. Я. Чичагова, а с 1791 года библиотекарем Императорской публичной библиотеки. Автор нескольких исторических трудов, публицистических статей.
Это издание в 1806 г. «быстро разошлось и имело огромный успех». И сама публикация и название книги «Наука побеждать» - исключительно частная инициатива М.И.Антоновского. Александр Васильевич никакого участия в работе над изданием и его последующей публикацией не принимал. Да и стал бы полководец свою суворовскую науку побеждать, свою тактику и стратегию, сводить к двум наставлениям?
Любопытно, что «еще при жизни А. В. Суворова, в 1798 г., Антоновский подготовил и сдал в цензуру публикацию ряда его писем и наставлений солдатам… Однако в 1798 г. это произведение не было издано, а стало поводом к возбуждению дела «О составленном майором {кабинетным, не нюхавшем пороху} Антоновским опыте о фельдмаршале графе Суворове». В.С. Лопатин отмечает: «Гражданское мужество Антоновского поразительно», поскольку Суворов находился в опале, в знаменитой кончанской ссылке, за его противодействие внедрению прусской муштры в армии. По распоряжению Павла I, переданного через генерал-прокурора кн. А. Б. Куракина 5 июня 1798 г., печатание книги было запрещено. Смысл запрета сводился к тому, что издателю не пристало хвалить или ругать такого человека и он не должен забываться, осознавая свое место. И книга появилась в свет лишь в 1806 г. после «битвы трех императоров» под Аустерлицем. Вызвавшая большой интерес читающей публики, она была переиздана в 1809 и 1811 гг. и впоследствии неоднократно переиздавалась. С 1809 г. под таким заглавием это произведение полностью или частично стали включать и в другие работы, отражавшие деятельность непобедимого полководца». (Михаил Иванович Антоновский / Г.В.Михеева, д-р пед. наук; [Российская национальная библиотека]. – Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2021. – 233 с.).
М. Антоновский с полководцем никогда лично не встречался, в переписку не вступали. Ни в одной баталии М.И.Антоновский не участвовал. Александр Васильевич экземпляры своего «вахт-парада» и «словесного поучения» (и каких-либо иных материалов) М.И.Антоновскому не передавал (и не известно, из какого источника М.Антоновский опубликованные версии документов получил; он нигде этого не указывает).
В своей автобиографии М.Антоновский не упоминает ни о встречах, ни о переписке с А.В.Суворовым, не упоминает даже о самой «Науке побеждать». Вероятно, М.И. Антоновский не считал публикацию «Науки побеждать» чем-то важным, достойным упоминания в своих записках. (Антоновский М.И. Записки Михаила Ивановича Антоновского // Русский архив, 1885. – Кн. 1. – Вып. 2.).
Что касается последующих изданий после первой публикации «Науки побеждать»: книга переиздавалась неоднократно и в нескольких вариантах. Все публикации отличаются недостаточной тщательностью. «Это следует отнести, в частности, и к текстам, опубликованным М. Драгомировым («Сборник статей», т. II, 1881 г.) и А. Петрушевским («Генералиссимус князь Суворов», т. II, 1884 г.). Здесь допущены отдельные неточности и искажения, правда, не меняющие общего смысла инструкции, но снижающие научную ценность публикации.
На сегодняшний день насчитывается не менее шести публикаций «Науки побеждать» с разных рукописных списков (один из них неполный):
- самое первое издание «Науки побеждать. Творение препрославившагося в свете всегдашними победами генералиссимуса российских армий, князя Италийскаго, графа Суворова-Рымникскаго». М. Антоновский. СПб, 1806 (2-е издание 1809 г., 3-е издание 1811 г.).
- издание Академии наук в Петербурге (1808 г.) неизвестного автора под инициалами В. С.: «Дух великого Суворова», где опубликована «Наука побеждать», под заглавием «Тактика или разговор Суворова с солдатами их языком о Науке искусно побеждать. Сочинение кн. Италийского графа Суворова-Рымникского». Перу публикатора, вероятно, принадлежат и заголовки обеих частей «Науки»: 1) Разводное ученье и примерные маневры для приучения солдат к настоящей баталии; 2) Тактика Суворова или изустное поучение солдатам и разговор с ними их языком о необходимом для них знании
- Издание 1809 г. «Науки побеждать» В. Левшина в книге «Собрание писем и анекдотов, относящихся до жизни гр. А. В. Суворова-Рымникского», под заглавием «Вахт-парад графа Суворова. 1795 г.». (2-е издание 1811 г., 3-е издание 1814 г.)
- Приложение к статье В. Ратча «Сведения об Алексее Петровиче Ермолове» под заголовком: Военная тактика, испытанная практикой. («Артиллерийский журнал» №№ 7—11 за 1861 г.); содержит только 2-ю часть — «Поучение солдатам», озаглавленное «Военная тактика, испытанная практикой» (с со слов В. Ратча рукописный экземпляр этого сочинения был подарен ему лично русским военачальником и государственным деятелем генералом А. П. Ермоловым (1777–1861).
- в 1901 г. публикация «Науки побеждать» в «Записках Одесского общества истории и древностей» (т. XXIII). Рукописный экземпляр этого списка был подарен Обществу его секретарем А. И. Маркевичем в мае 1900 г. Маркевич приобрел его там же в Одессе много лет назад
- Наука побеждать со вступительной статьей и комментариями Е. Болтина в Военно-историческом журнале (№ 5. 1940 г.) по рукописному экземпляру «Науки побеждать» хранящейся в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА, бывший ЦГВИА - Центральный государственный военно-исторический архив). Никаких указаний о времени и месте происхождения этого списка не имеется. По археографическим признакам дата его написания может быть определена как 1796— 1800 гг.
Кроме того, старый воин Яков Старков, который упоминался нами ранее, в своих воспоминаниях приводит по памяти (А.В.Суворов заставлял учить наизусть) отрывки из словесного поучения, которые разнятся со всеми опубликованными версиями Науки побеждать»:
- «Неприятель не ждет; поет и веселится; а ты из-за гор высоких, из-за лесов дремучих, чрез топи и болота, пади на него, как снег на голову. Ура! бей! коли! руби! неприятель вполовину побежден; не давай ему опомниться. Гони, доканчивай! победа наша! У страха глаза велики. Просящего пощады помилуй. Он такой же человек. Лежачего не бьют» – [«Неприятель нас не чает, считает нас за сто верст, а коли издалека, то в двух и трехстах и больше - вдруг мы на него как снег на голову: закружится у него голова. Атакуй с чем пришел, чем Бог послал; конница начинай, руби, коли, отрезывай, не упускай, ура! - Чудеса творят братцы!»].
- «В сражении — картечь на голову! согнись, беги вперед, картечь летит сверх
головы. Тогда пушки — твои, люди — твои»» - [«Фитиль на картечь — бросься на картечь! — Летит сверх головы, пушки твои, люди твои».] - «Стой за дом пресвятой богородицы. Стой за матушку-царицу. Убьют —царство небесное. Церковь бога молит. Жив — нам честь и слава» - [«Умирай за дом богородицы, за матушку, за пресветлейший дом! Церковь бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава!»].
Все остальные публикации являются либо перепечаткой, либо переработкой уже публикованных текстов. Во всех есть ошибки, неточности, пропуски и искажения. Это обстоятельство объясняется тем, что «Наука побеждать», особенно усиленно распространявшаяся в 1795—1796 гг., переписывалась сотни раз, преимущественно малограмотными писарями, и что в руки публикаторов попадали экземпляры индивидуального пользования, уже далеко ушедшие от подлинников. До нас не дошло ни одного экземпляра, подписанного А.В.Суворовым. Поэтому крайне трудно судить, какой из опубликованных вариантов наиболее достоверен.
Особо следует упомянуть еще о варианте «Науки побеждать», изданном в 1913 г. книгоиздательством В. Жукова в Петербурге и не имеющее почти ничего общего с предыдущими публикациями. Текст этой брошюры (и копии рисунки) принадлежит некоему К. Ноннеману и основан якобы на собственноручных записях и рисунках Суворова, хранившихся в семейном архива автора, т.е. самого К.Ноннемана». Вот несколько страниц для понимания о чем идет речь:
Подлинность текста капитана К. Ноннемана уже в момент публикации вызвала большие сомнения. Дело дошло до экспертизы со стороны известного знатока суворовской эпохи П. Н. Симанского, который взял под сомнение подлинность как текста, так и приложенных рисунков и чертежей («Журнал Императорского русского военно-исторического общества», 1913 г. № 2).
К.Ноннеман в своем ответе в «Журнале Императорского русского военно-исторического общества», 1913 г., № 4, заверял, что весь материал почерпнут им из какой-то заветной тетради некоего «дедушки М. Я. Скворцова», но никаких документов на общее рассмотрение не представил.
«Нужно со всей решительностью подчеркнуть, что данное изданий не заслуживает ни малейшего доверия. Отметая религиозно-мистическую галиматью, которой заполнена большая часть книги, мы можем найти в ней несколько высказываний, действительно принадлежащих А. В. Суворову. Но принадлежность перу полководца приводимых в книге рисунков (многие из которых резко отдают масонским душком) весьма сомнительна». (Болтин Е.А. Наука побеждать //Военно – исторический журнал,1940,№ 5,С 97-98).
Какова значимость «Науки побеждать» для нас сегодня?
Вот мнение автора одной из лучших биографий полководца Александра Фомича Петрушевского в книге «Генералиссимус князь Суворов»: «если смотреть на нее {т.е. на "Науку побеждать"} с формальной, уставной стороны, представляется приложимой к делу только в ту эпоху, когда была составлена, или вернее сказать, пока оружие и формы строя той эпохи не изменились. В этом отношении она имеет в наше время только исторический интерес. Но этою стороною далеко не исчерпывается смысл Суворовского наставления; напротив, она имеет в нем сравнительно неважное значение. На войне нравственная сила в несколько крат важнее материальной; слабый телом, неумелый, но крепкий духом, сделает гораздо больше, чем обученный, но малодушный силач».
Суть «Науки побеждать» и ее значимость хорошо определил один из ведущих военных мыслителей старой России и белой эмиграции генерал-лейтенант Николай Николаевич Головин. Он писал в одной из своих работ: «Правильно понять Суворова можно только при условии Суворовского же правила «смотрения на дело в целом». Поэтому от Суворовского учения нельзя отделить Суворовское житие. А тогда на первое место ярко выдвинется вывод: победа основывается прежде всего на громадной, длительной работе над собой. «Наука побеждать» есть, прежде всего, наука победы над собой» (Головин Н. Н. Суворов и его «Наука побеждать». — Париж: Возрождение, 1931) .
Вот в этом, пожалуй, и есть главный посыл, оставленный А.В. Суворовым потомкам: наука победы над собой.
Закономерный вопрос: а исчерпывается ли суворовская работа над собой изложенным в науке побеждать?
Безусловно, нет.
«Наука побежать» написана для солдат, т.е. с учетом психологии той среды людей, (зачастую неграмотных), которые больше любят делать, чем говорить. Понимая, что чем у солдата слово ближе к делу, тем лучше, — Суворов изложил суть своих наставлений в форме кратких, энергичных посылов, обращая их во втором лице к солдату (будь, коли, руби, беги, атакуй, помилуй и т.д.). И этот способ изложения дает всему наставлению характер сборника поговорок, которые так легко удерживаются в памяти и которые так доступны уму и сердцу простого человека.
От офицеров А.В.Суворов ждал большего: он предъявляет необыкновенно высокие моральные требования для всякого военачальника. В этом легко убедиться, изучив его поучения. Вот две выдержки из таких поучений; они взяты: первая из его письма к племяннику, вторая — из письма к крестнику.
В первом из писем Суворов указывает на тот моральный уровень, к которому должен стремиться каждый военачальник:
"...Отважен, но без запальчивости... подчиненный без унижения, начальник без излишней на себя надежды, победитель без тщеславия, любочестив без надменности, благороден без гордости, во всем гибок без лукавства, тверд без упорства, скромен без притворства, основателен без педантства, приятен без легкомыслия, всегда одинаков и на все способен без ухищрения, проницателен без пронырливости, откровенен без оплошности, услужлив без всяких для себя выгод; решителен, убегая известности; основательное рассуждение предпочитает он остроумию; враг зависти, ненависти и мщения; противников своих низлагает он своим снисхождением, и владычествует над друзьями по своей непоколебимой верности. Он утомляет тело свое дабы укрепить его больше; стыдливость и целомудрие в нем царствуют; Христианский Закон служит ему нравоучением его; добродетели его суть добродетели Великих Мужей; исполнен чистосердечия, гнушается он ложью, попирает он всякое лукавство; его обхождение и знакомство с людьми только добрыми; честь и честность его особенные качества...» (Письмо Павлу Николаевичу Скрипицыну.
Октябрь-ноябрь 1793 г.)
Во втором письме Суворов дает следующие советы своему крестнику:
"Как человек военный, упражняйся с прилежанием в чтении Вобана, Кугорна, Кураса, Гибнера; будь знающим несколько в физике и нравственной философии, читай со тщанием Евгения, Тюреня, записки Юлия Цезаря, первые части Ролленевой истории и графа Сакса, знание языков предоставлено ученым, танцуй, учись верховой езде и фехтовальному искусству. Достоинства военные суть: храбрость для солдата, бодрость для офицера, мужество для генерала, но они должны быть руководствуемы правилами порядка и строгости, а управляемы неусыпностью и прозорливостью. Будь чистосердечен с твоими друзьями, умерен в своих нуждах и безупречен в своем поведении. В службе являй пламенную ревность; люби истинную славу, отличай любочестие от надменности и гордости. Учись заблаговременно прощать погрешности ближнего и никогда не прощай оных в самом себе.
Упражняй тщательно своих подчиненных и во всем подавай им пример собою. Непрестанный навык все обнимать единым взглядом сделает тебя великим генералом. Умей пользоваться положением места, будь терпеливым в трудах военных, не унывай в несчастии, предупреждай предметы неистинные, сомнительные и ложные, остерегайся безвременной запальчивости. Храни в памяти своей мужей великих и с благоразумием подражай им в своих военных действиях. Никогда не презирай своего неприятеля, каков бы он ни был; старайся узнать его оружие и способ, как оным действует и сражается; старайся узнать, в чем он силен и в чем слаб. Приучай себя к неутомимой деятельности, повелевай счастью; и когда одна минута венчает победою, покоряй себе оную с быстротой Цезаря, который столько хорошо умел нечаянно нападать на своих неприятелей даже среди белого дня, приводить в смятение и нападать в том месте, где только желал, и в такое время, когда хотел, не стараясь (только) пресекать оным подвоз съестных припасов и фуража. Старайся быть искусным в том, чтобы твоему войску не было недостатка в пропитании". (Письмо Александру Карачаю. Июль 1793 г.)
Вот как высоки те моральные требования, которые Суворов предъявлял к офицеру!
К самому себе, следуя учению стоиков, Александр Васильевич предъявлен еще более высокие требования, которые мы рассмотрим в нескольких будущих публикациях.
Подведем краткие итоги настоящей статьи:
- ни к содержанию, ни к названию, ни к публикации книги «Наука побеждать» Александр Васильевич никакого отношения не имел: в рукописи не видел и не редактировал, изданную книгу не читал, мнение о ней не высказывал.
- переписку с М. Антоновским Александр Васильевич не вел, материалы ему не предоставлял, рукопись не редактировал (и не известно, из какого источника М.Антоновский опубликованные версии документов получил).
- в своей автобиографии М.Антоновский не упоминает ни о встречах, ни о переписке с А.В.Суворовым, не упоминает даже о самой «Науке побеждать», видимо не считая публикацию «Науки побеждать» чем-то важным, достойным упоминания в своих записках.
- сама публикация и название книги «Наука побеждать» - исключительно частная инициатива М.Антоновского.
- во всех сохранившихся шести публикациях «Науки побеждать» с разных рукописных списков есть ошибки, неточности, пропуски и искажения.
- до нас не дошло ни одного экземпляра вахт-парада и словесного поучения солдатам, подписанного А.В.Суворовым.
- «Наука побеждать» есть, прежде всего, наука победы над собой.