Об упадке образования в России говорят многие. Да что там, – все говорят, кроме профильных чиновников. Но значительно меньшее количество обсуждает причины.
Однако и среди тех, кто обсуждает причины, на мой взгляд, к сожалению, очень редко можно встретить концептуальный размах и полет мысли.
Не претендуя на истину в последней инстанции, обрисую свою позицию, которая была сформирована на основании собственного практического опыта (в котором я смело могу приравнять себя к "кандидатам наук" точно) и идей, размышлений и научных работ из смежных образованию областей, которые я длительное время изучаю.
Итак, представьте картину:
бульдозер с отвалом потихоньку напирает на массу народа, которая столпилась на обрыве над пропастью.
Впереди – недоступная красота. Внизу – неминуемая смерть. Позади – перекрытая напирающим бульдозером дорога, по которой люди и пришли в это страшное и прекрасное одновременно место.
Что же такое этот бульдозер...
Образовательные успехи нашего народа до недавнего времени были обусловлены достаточно понятными причинами. Перечислим их.
Начнем с морали и культуры традиционного общества. Я не буду приводить научные цитаты с его характеристиками, как всегда, понадеявшись на эрудицию и пытливую мысль своих читателей. Но в двумя-тремя мазками укажу на то, что имею в виду.
В том обществе старшим уступали место, при взрослых уважительно замолкали и уж тем более, в основном, не ругались матом, а женились очень часто не "по любви", а потому что родители так сказали. Другими словами, в таком обществе роль Авторитета была крайне высока.
Опять же, – не подумайте, что я размышляю об этом, как о безусловном благе. Например, идея женитьбы по указанию родителей мне, конечно же, не нравится. Хотя я понимаю, что способ "по любви" сильно проигрывает старому "дедовскому" с точки зрения сохранности семей и взросления детей в полных семьях. Как пелось когда-то в песне:
"Стерпится-слюбится" – так мне говорила мама,
Стерпится-слюбится, – и была права...
Но я понимаю и другое, – что, при этом, в первую очередь сильно страдает женщина.
Понимая все эти неоднозначные вещи, я думаю про образование и вспоминаю ностальгирующее общенародное:
Раньше бабушка-техничка всех разгоняла мокрой тряпкой, а теперь ЧОП не справляется!
В общем, и традиционное, и даже индустриальное общества являются носителями таких морали и культуры, которые являются мощным подспорьем в работе учителя. Это – не панацея, но это значительная поддержка.
И если говорить про издержки, то это плохие учителя. В традиционном обществе, как я уже говорил выше, место Авторитета было очень высоко. Но никто, конечно же, не давал гарантий, что в каждом конкретном случае этим Авторитетом будет наделен профессиональный, добросовестный и "хороший" учитель. Не редкими были случаи, когда самодур-учитель издевался над ребенком. Такую историю мне частенько рассказывал отец, когда учитель географии просто поставил ему тройку за идеально вызубренный под присмотром отца (моего деда) ответ по карте.
Просто потому, что не любил хулигана и троечника моего отца. Что же, в ответ на такую несправедливость отец наградил ее смачным "Дура!" и, забрав портфель, хлопнул дверью. За что очень скоро был довольно жестоко бит дедом.
Об этом мы рассуждали с вами в статье:
Так или иначе, но это – первый фактор.
Второй фактор это ценность знания.
Дело в том, что до Великой Октябрьской Социалистической Революции знание и учение было уделом избранных. Которые потом занимали те или иные связанные с этим знанием должности. Знание было ценностью, а учение социальным лифтом, который мог поднять на некоторую высоту и в некоторой степени облегчить существование.
После Революции эта возможность была предоставлена абсолютному большинству. Что, конечно же, воспринималось значительной частью народа, как благо. Почитать об этом можно, например, в этой книге:
Третьим фактором будет научно-технический прогресс.
У Антона Семеновича Макаренко можно прочесть о том, как однажды уроки в дореволюционной школе были прерваны приземлением возле неё самолета. О том, каким чудом всем виделся и пилот этого самолета и сама машина.
В его книгах полно описания того, с каким уважением и трепетом относились воспитанники к станкам, машинам и технике вообще.
Все эти зримые воплощения научно-технического прогресса, которыми молодой Союз насыщал жизнь обычных людей, служили серьезным стимулом к обучению.
Могут сказать, что сегодня технических чудес тоже полно. Но тут есть с чем поспорить. Ведь, во-первых, эти "чудеса" доступны сегодня каждому через компьютер и интернет. На любом космическом корабле можно "полетать", в любое время отправится вместе с игрой или фильмом. Во-вторых, все-таки, для обыденного сознания адронный коллайдер и где-то там "висящая" в космосе МКС значительно проигрывают по силе впечатления увиденным впервые в реальной жизни автомобилям и самолетам. Тем более, если учитывать вероятность попадания на МКС и на борт самолета в качестве пилота.
Эти три фактора с определенного времени стали исчезать из общественного сознания и жизни. Но свято место пусто не бывает и общество начало знакомиться с другими, пришедшими на замену. Сосчитаем их.
Первый из них – это значительно возросший уровень жизни. А, как сказал Хабиб Нурмагомедов,
в худших условиях выходят лучшие результаты.
Общество постепенно "зажралось", пропала необходимость в тех социальных лифтах, которые обеспечивала хорошая учеба. Потому что, в среднем, можно учиться очень плохо и потом работать продавцом в салоне связи, перепродавать купленное заниматься бизнесом или быть дорогостоящей шалавой "онлифанщицей". И твой уровень жизни не сильно будет отличаться в худшую сторону от уровня жизни инженера, врача или учителя. А часто и превосходить по достатку "этих ботанов".
Из первого фактора следует и второй.
Неимоверно доступная и близкая каждому индустрия развлечений. Игры, социальные сети, кино и сериалы, виртуальная реальность, "квесты", онлайн-видео с мест реальных боёв, порнография...
Всё это не просто отодвинуло, а проглотило и размазало отчасти стоящую на врожденном интересе человека к познанию школу. Да что там школу, – книги перестали читать! А если читают, то, в основном, очень низкопробную "желтуху". Фильмы перестали смотреть серьезные! Появились крайне популярные видео-поделки, о которых мы беседовали тут:
На сцену вышел Его Величество Потребитель.
Увидели и поняли его не многие. Фурсенко со своим бессмертным изречением был просто человеком, у которого "хватило ума" сказать об этом вслух. Но были и другие.
Подавляющее большинство, к сожалению, это пришествие только ощутило, не понимая вполне.
Потребитель проникает во всех. В той или иной мере. Вы встретите Его в учителях, которые с пеной у рта будут доказывать вам, что они просто выполняют свою работу, дают урок. Никакой любви, никакого вникания в детские проблемы не прописано в их должностных обязанностях, а воспитывать детей должны их родители.
Вы встретите Его в родителях, которые всех собак вешают на учителей, крайне глупо обвиняя их в том, что они не способны конкурировать с Индустрией Развлечений в вопросе детской заинтересованности и увлеченности.
И те и другие в данном случае просто хотят потреблять. Спокойствие, комфорт, услуги, – да что угодно еще! И те и другие не думают над тем, как, объединившись, поработать над решением проблемы. Они хотят потреблять готовое.
Мне могут сказать, что это все некие отвлеченные умствования, "философия низкой пробы". Нет, ребята, это не так.
Его Величество Потребителя мы можем увидеть в структурах нашего головного мозга. Увидеть, понять, как он действует и разобраться почему он действует именно так.
Если в двух словах, то в головном мозге есть значительно более старая и мощная по своему влиянию на поведение человека лимбическая система и сравнительно молодая префронтальная кора.
Лимбическая система сформировалась тогда, когда наша жизнь направлялась простейшими стимулами: голодом, опасностью, холодом и т.д. Посылая сигналы организму, она потом поощряла их выполнение гормонами, приносящими нам положительные эмоции.
Префронтальная кора отвечает за долгосрочное планирование. За то, что человек может сделать сегодня, чтобы получить результат завтра или через три года.
С первой связаны все наши страсти и библейские грехи. Со второй – всё или очень многое из того, что сделало нас людьми.
Так вот, Потребитель – это живущий в условиях избыточности необходимого мозг с сильнейшим перекосом в сторону лимбической системы от префронтальной коры.
Он (лимбическая система) в буквальном смысле заставляет человека съесть ужасно калорийную булку или пирожное, выпить алкоголь, целый день проваляться, "залипая" в тик-ток или сериальчик, проспать до обеда, пропустить тренировку, плюнуть на уроки, "заболеть" и не пойти на работу и т.д.
В таких условиях префронтальная кора полностью или почти полностью бессильна. Особенно у ребенка.
Итак, бульдозер – это такая ситуация, когда три вспомогательных для Школы фактора ушли в прошлое, а на их место пришел Потребитель.
Вспоминая ту картину, которую я нарисовал перед вами в самом начале, предлагаю самостоятельно подумать над тем, что значит "упасть в пропасть". И продолжаю.
Как же ведут себя эти люди над пропастью? Есть три основные модели поведения.
Представьте, что в обе стороны от бездушной машины уходят отвесные скалы. Так вот, первая, но не основная модель поведения, это движение направо вдоль этих скал. По узкой тропинке из отдельных выступов.
В реальности это движение представлено выстраивающими различные системы фильтров школами. Эти заведения "пылесосят" страну в поисках детей с теми или иными склонностями, талантами и способностями. И работают только с ними, к тому же, оставляя за собой право отчисления.
Кроме того, рука об руку с такими школами очень часто идут всевозможные "новаторы". Некоторые из них – реально опытные и сильные учителя, нашедшие те или иные способы запоминания или усвоения информации. Не великие открытия, не то, что сделал Макаренко, но что-то существенное.
Но большинство – это умные профессионалы, которые очень хорошо знакомы с Потребителем. Такие действуют по простой с точки зрения организации схеме. Они, с одной стороны, снижают уровень требований к ученику, а с другой стороны обеспечивают таким образом себе понижение обязательств.
Они говорят:
Ты любишь математику? Ну так и изучай математику! А всё остальное будешь изучать походя, по желанию, в свободное время.
И им теперь не нужно нервничать и работать над тем, чтобы ребенок хорошо знал, например, историю. Более того, обвешивая такой подход высокопарными словесами о личности, свободе выбора, самоопределении, индивидуальных траекториях и тому подобному, они добиваются признания родителей и руководства.
Первые не сталкиваются со связанными с обучением по другим предметам проблемами и плохими отметками, а вторые избегают многих связанных с этим проблем. Такими "первыми новаторами" были Болотов и Фрумин, о чем они открыто говорят в книге "Как мы перестраивали советской образование и что из этого вышло", – нужно только внимательно почитать и подумать.
Вторая группа уходит налево по выступам на отвесной скале.
Это дистанционное и семейное обучение.
И тут надо кое-что сказать.
Во-первых, и то и другое должно вызывать массу вопросов у общества и государства.
Как эти "избранные-отобранные" потом будут смотреть на всех остальных? Как на быдло они будут смотреть. Мы им обеспечиваем все условия для обучения, в розовые попки их целуем, холим и лелеем, а они, вырастая, называют нас быдлом. Говорят, что это мы, неспособное мясо, теперь должны идти на СВО. Я такие комментарии часто встречаю. А они, как слизняки, будут прятаться от мобилизации, валить на Верхний Ларс и обливать помоями наше государство.
А как вы хотели? Они в этих спец-школах историю почти не учат. Как сказал один директор в разговоре "историю они даже на профиль не сдадут".
Другие дети, конечно, тоже учат ее плохо. Может, даже хуже, чем эти. Но обычные дети не выделяются, вокруг них не водят хороводы, они ходят в обычные школы, встречаются с обычными проблемами и социализируются в настоящем обществе со всеми присущими ему проблемами.
А у "избранных" очень скоро складывается убежденность, что они "пупы земли" и им все должны...
Во-вторых, тут есть масса чисто педагогических вопросов. Например.
А кто сказал, что в таких условиях мы получаем от них максимум? Помните фразу о том, что гениальность это совсем немного талант, а в основном огромный труд? Согласитесь, что это очень хорошо сочетается с тем, что мы обсудили о Его Величестве Потребителе.
Так вот, не допускаете ли вы мысли, что с повышением требований к этим "одаренным" детям мы получим и более значительный результат? Не только по их конкретному профилю, но и по знанию всех остальных дисциплин. И что тогда, это будут значительно более умные профессионалы, которые "способны в междисциплинарность"?
В-третьих, кто может гарантировать, что любящая мамочка спросит так же строго со своего сына, как мог бы спросить посторонний человек? Особенно, учитывая то, что "с экрана" значительно труднее учиться и доступно это единицам.
А как быть с социализацией таких детей? Вот только не надо начинать песню про "кружки". В кружки ты ходишь, если хочешь. Если не хочешь, то не ходишь. А в школу, на работу, на войну, в конце концов, ты ходить обязан. И сталкиваться ты там будешь не со знакомыми по интересам, а со всеми подряд. И тут начинаются значительные проблемы.
Я уже не говорю о том, что такие "самостоятельно" обученные люди вовсе не будут ассоциировать себя с государством и обществом. Девиз "я вам ничего не должен" будет "наше всё". При этом они, конечно, забывают, что кто-то погиб от потери крови в Бахмуте, обеспечивая для них мирное небо. А кто-то каждый день таскает на себе бронежилет и возит в ИВС пьяных, чтобы они спокойно спали по ночам. А кто-то обеспечивает их электричеством и теплом...
Как же ведет себя основная и самая многочисленная группа, толпящаяся межу неумолимо приближающимся отвалом бульдозера и пропастью?
Она плотнее жмется к центру, толкается, нервничает и ругается и начинает паниковать.
Учителя конфликтуют с учениками, родители скандалят с учителями, все вместе они ненавидят чиновников. Кто-то обвиняет во всем ЕГЭ, кто-то плохое законодательство, кто-то смену строя...
Чиновники же на бытовом уровне выбирают тропинку вправо. Реже уходят налево. В профессиональном плане они не то что не понимают, что нужно делать, они даже размаха проблем и вызова не ощущают.
И единственным выходом из этой ситуации будет коллективное построение моста через пропасть и попутное наведение порядка на "тропинках", разрешение всех описанных и других вопросов в этих областях.
Это очень тяжело. Это нужно признать наличие бульдозера. На практическом уровне отказаться от концепции великой Личности, которая может куда-то там самоопределяться. Собрать и выложить на стол всё, что будет позволять принуждать ее к подчинению и обучению без физического воздействия.
Более того, нужно рассмотреть те вопросы, ситуации, причины, когда это воздействие понадобится. Разобраться с тем, как это "отмерять", как контролировать, как не позволить этому превратиться в систему.
Воссоздать и развить систему спецшкол, заново изучить вопрос количества школьных предметов, их наполнения так, чтобы это не подрывало психическое, физическое и социальное здоровье ребенка...
Вопросов очень много и все они крайне сложные. Но второй вариант – это пропасть.