Это может звучать удивительно, но есть. И сегодня я хочу порассуждать на эту тему.
Речь, конечно же, идет о частном случае. О том, как жил и учился многократный чемпион в этой сфере Хабиб Нурмагомедов. Но он сам интересен нам в этом вопросе лишь постольку, поскольку рассказывает о воспитательной методике и подходах в обучении своего отца.
Согласитесь, целенаправленно воспитывать и в конечном итоге воспитать такого чемпиона – это случайным быть не может. Тем более, если учесть другие многочисленные заслуги и результаты на этом поприще.
Мне могут сказать – тебе интересна эта сфера и поэтому ты "за уши" притягиваешь её к педагогике. Отвечу.
Да, мне интересна эта сфера и за Хабибом я следил. Однако, несмотря на то, что сам являюсь русским по национальности, я не предлагаю вам рассуждать об этом на примере Федора Емельяненко, что мне (признаюсь) было немного ближе.
Потому что Емельяненко, на мой взгляд, это результат собственного труда и отличных природных данных. Хабиб Нурмагомедов в большей степени результат педагогической работы своего отца. Причем не только в спортивном плане, но и в плане образования, нравственных и религиозных устоев.
Итак, Абдулманап Магомедович Нурмагомедов является очень заслуженным человеком, который воспитал десятки чемпионов мира, и тренировал десятки известных спортсменов. Еще раз повторяю, что тут ни о каком везении речи быть не может.
Оценивая методику Абдулманапа Магомедовича, его собственный тренер (кстати, украинец) сказал, что "никакого метода тыка" в ней быть не могло и не было:
В чем же состояла эта методика?
Она не написана и восстанавливать ее по крупинкам мы можем только со слов воспитанников великого тренера. В частности и в первую очередь, со слов его сына Хабиба.
Мы тренировались всю жизнь в зале, где у нас было на семьдесят тренирующихся человек один душ. И никогда у нас не было горячей воды, всегда была холодная. В зале было два каната, две груши и маты где-то на двести квадратов... И оттуда вышло более двадцати чемпионов мира и два чемпиона UFC.
Этот зал {новый} я открыл, когда более менее начал зарабатывать деньги. Сразу купил ангар и мы с отцом лично делали планировку и дизайн... В худших условиях выходят лучшие результаты.
Видео с привязкой ко времени:
Вот такие слова от человека, который может не только говорить.
С другой стороны у нас слова наших чиновников. О том, что нужны блистательные новые школы, ультрасовременные классы, всех детей нужно обвешать айпадами и айфонами и погрузить в информационную пучину, где все знания уже есть. Такие слова. И никаких позитивных результатов, если не считать результаты тех детей, которых просто отобрали, опираясь на их врожденные качества и способности.
Кстати, согласитесь, но еще вопрос, как бы проявили себя эти дети не в "парадигме Сириуса", а в той парадигме, о которой говорит Хабиб.
Новые здания, конечно, тоже нужны. У того же Антона Семеновича в романе "Флаги на башнях" описано замечательное здание.
Но, во-первых, оно не свалилось на головы воспитанников просто так. А во-вторых, даже если бы свалилось, те пацаны своими собственными руками делали очень многое, чтобы понимать ценность вещей, процессов и свершений.
Так что мы в очередной раз имеем информацию из очень авторитетного с воспитательно-педагогической точки зрения источника о том, что откупиться от детей не удастся.
Но слушаем дальше. Почему же это так с точки зрения Хабиба Нурмагомедова? С точки зрения, которая, напоминаю, сформирована в значительной степени его заслуженным отцом.
Все люди стремятся к идеальному комфорту. Это невозможно достичь. Даже когда у тебя есть всё, тебе хочется еще что-то где-то добавить. А когда у тебя нет ничего, тебе же нужно это всё. И стремления больше, когда это всё нужно.
Голод, голод управляет людьми. Если ты не голодный, ты не будешь просыпаться, ты не будешь ничего делать.
На самом деле это весьма глубокая мысль. И тут "голод" – это, конечно, не желание поесть. Имеется в виду некоторая жажда познания, жажда нового: свершений, открытий, повышения качества жизни, новых горизонтов.
Вы можете погрузить ребенка в полный достаток и столкнуться с тем, что его совершенно ничего не обрадует в качестве подарка на день рождения.
Вы можете предоставить обществу любую эротику и порнографию, смеясь над тем, что "в СССР секса нет" (малоизвестное и вырезанное продолжение этой фразы: "в СССР есть любовь"). И столкнетесь с тем, что интернет будет завален извращениями, на Первом канале будут царствовать инстасамки, а ЛГБТ придется запрещать уже на законодательном уровне.
Возвращаемся к тому, что говорит Хабиб.
У меня отец не был богатым и знаменитым. Он был со знаниями, навыками и дисциплиной. Со своим стилем, методом подхода ко мне. На первом месте у отца всегда был личный пример.
В спорте, в образовании, в религии, в воспитании он всегда показывал личный пример... У меня дома всегда был авторитет. Не просто отец, который сидит на диване: это сделай, то сделай, принеси. Не такой, который сидит и смотрит с утра до вечера футбол.
Я всегда старался быть похожим на отца, он был для меня "глыбой", откуда я брал пример и мотивацию...
Моё ограничение в том, что я занят. Но каждую свободную минуту я стараюсь уделить детям.
Я считаю, что самое большое вложение в наших детей – это внимание и личный пример. Быть рядом с ними и показывать, говорить, что нужно делать. Ведь дети когда растут, у них в головах очень много вопросов. И на них надо отвечать правильно: что, как, зачем, для чего?
Тут я много комментировать не буду. Это наставление для родителей, под которым можно только подписаться. Скажу только о том, что учитель для себя отсюда может очень много взять.
Учитель должен искренне интересоваться тем, чем живут ученики. Вникать в это и давать озвученные ответы, в случае необходимости. И не "сидеть на диване", раздавая советы, в ответ на высказанную проблему, а идти и своим собственным примером и действием помогать в её решении. Только там учитель становится для ученика настоящим авторитетом. Только через личный пример и действие.
Вы можете быть таким примером с мелом у доски. И ребенок будет смотреть с горящими глазами на то, как легко вы расправляетесь с формулами. И всё будет замечательно, всё будет как надо. Проблема только в том, что таких детей единицы. Остальным ваши действия по вычислению и составлению формул не важны. Но это не значит, что им не важно вообще ничего. У каждого из них есть масса тех самых "что, как, зачем, для чего", которые настоящий педагог и должен услышать.
– Будешь ли требовать от своих детей аналогичных результатов?
– В спорте пока не буду, – не знаю поменяется у меня мнение или нет. Но в образовании да. И буду требовать и требую. И я считаю, что воспитание и образование это основа. То, что мы должны заложить в наших детях. Для меня это очень важно и на первом месте. Отец всегда говорил, что на первом месте воспитание, на втором месте образование у него было. И только на третьем у него был спорт.
И отец всегда с меня требовал сперва воспитание, поведение и так далее. Потом было образования. И я такой {не понимал}... Потом уже, когда взрослее стал, понял что без образования, без умственного развития невозможен результат.
Честно говоря, когда я это услышал оно меня крайне удивило. Сегодня мало кто понимает, что кроме обучения есть еще и воспитание. И что образование это и воспитание, и обучение. И что второе без первого в массовом образовании не возможно. А в тех немногих случаях, когда возможно, его носители потом просто уезжают из страны, в погоне за более мягкой пастелью и сдобными булками. Позабыв не только свою страну и отрекаясь от народной культуры, но бросив родителей, детей и жен.
И тут вдруг я слышу об этом от "гладиатора". Нет, я уже давно знал, что Хабиб умный и духовно развитый человек. Но такого не ожидал. Могу только поблагодарить его за то, что он понял и передает нам слова своего отца.
Никакие качественные результаты не возможны ни с какими ИИ, экранами и ресурсами без преобладающей и значительной роли живого учителя. Который, конечно, сам должен обладать совершенно конкретными качествами. Только при условии наличия этого учителя можно говорить о полноценном образовании.
Дальше ведущий интервью достает большую книгу. "Словарь Ожегова!" – улыбается Хабиб.
– Я её всю переписал.
– Это в качестве наказания было?
– Не-не-не. Это была обычная работа, которую я делал. Я обязательно должен был по десять страниц переписывать... Я всю книгу пару раз переписал. И больше всего меня злило и было неприятно, что эти страницы очень тонкие. Ты перелистываешь раз тридцать и как будто ничего не перевернул.
Каждый день переписывал. Вот это все надо было: запятые, точки... И отсюда я с очень многими терминами знакомился.
– Будешь практиковать со своими детьми?
– Обязательно. Обязательно.
Обязательно и я считаю, что это очень сильная вещь, – когда человек читает и пишет. Во-первых, они заняты хорошим делом, во-вторых, они используют свое время правильно. Не где-то за компьютером и играми. Сейчас же это очень актуально, раньше такого не было. Раньше нас забирали с улицы домой, а сейчас детей не могут на улицу отправить, потому что они сидят в гаджетах, в телефонах, перед компьютером.
– Тебе не было обидно где-нибудь на странице двухсотой: зачем я этим вообще занимаюсь?
– Честно сказать, я не понимал вообще. Но у меня не только такие занятия были. У меня были занятия, когда я рыл яму. Иногда просто так. И не только я. И честно говоря, легче было рыть яму. Потому что это физический труд, а именно умственный труд, когда ты читаешь и пишешь – он сильно утомляет.
– Проверяли ли тебя?
– Конечно проверяли! Отец не ленился. Он мог просто си-идеть, проверять, смотреть. И ему никогда не было лень. Он смотрел ошибки и ты не думай, что я мог там просто сделать вид. Конечно я халтурил, но были моменты, когда он ловил...
И опять я удивляюсь, насколько глубже эти размышления всего того, что предлагает нам в качестве "научных" сведений современная "педагогика".
Текст уже растянулся. Поэтому предлагаю читателям самостоятельно поразмышлять над этим отрывком. Скажу одно:
настоящий умственный труд по осмыслению нового редко какой ребенок будет выполнять самостоятельно.
И это совершенно не значит, что на всех остальных нужно плюнуть, прикрываясь фиговым листком обязанности учителя (а потом и экрана) заинтересовать их.
Детей надо заставлять. И если мы говорим о Хабибе, то его заставляли, используя, порой, непосредственное применение силы. Как сказал сам чемпион "у меня отец был мастером спорта в нескольких единоборствах" и мог донести до меня свою позицию в очень доходчивом виде. И по-другому это было невозможно.
Есть ли место насилию над детьми? Конечно! И без него "хабибы" не вырастают.