Найти в Дзене
Александр Фёдоров

Голландская кухня в Кронштадте. Часть 1-я. "Государство в государстве", приносившее когда-то городу немалый доход

"Кронштадт - это город, куда приходят все большие корабли, из-за своей величины не способные подняться до Петербурга. Там находится таможня, и таможенные офицеры сразу по прибытии корабля поднимаются на борт и ставят там солдата смотреть, чтобы с корабля ничего не вынесли. Я видела, что принесённые свечи были поставлены в сосуды с водой. Любопытство побудило меня осведомиться о причине этой странности, и мне сказали, что если бы капитан не сделал этого, ему пришлось бы заплатить штраф в 10 рублей, то есть почти 50 английских шиллингов. Поскольку этот город подвержен пожарам, то русские не могут позволить разводить огонь на кораблях, но в возмещение неудобств Её Величество построила дом, предназначенный для приготовления пищи." Так писала в августе 1734 года англичанка Элизабет Джастис об общественной кухне в порту Кронштадта. Путешественница не ошиблась указав, что кухня построена "Её Величеством" - императрицей Анной Иоанновной, хотя часто её появление связывают с Петром I. Серьезные
"Кронштадт - это город, куда приходят все большие корабли, из-за своей величины не способные подняться до Петербурга. Там находится таможня, и таможенные офицеры сразу по прибытии корабля поднимаются на борт и ставят там солдата смотреть, чтобы с корабля ничего не вынесли. Я видела, что принесённые свечи были поставлены в сосуды с водой. Любопытство побудило меня осведомиться о причине этой странности, и мне сказали, что если бы капитан не сделал этого, ему пришлось бы заплатить штраф в 10 рублей, то есть почти 50 английских шиллингов. Поскольку этот город подвержен пожарам, то русские не могут позволить разводить огонь на кораблях, но в возмещение неудобств Её Величество построила дом, предназначенный для приготовления пищи."

Так писала в августе 1734 года англичанка Элизабет Джастис об общественной кухне в порту Кронштадта. Путешественница не ошиблась указав, что кухня построена "Её Величеством" - императрицей Анной Иоанновной, хотя часто её появление связывают с Петром I.

Серьезные меры против огня в портах предпринимались давно. Ещё в 1709 году был обнародован царский указ "Об осторожности от огня", запрещавший на любых судах, стоящих в гавани разведение огня и курение под угрозой жестоких наказаний:

"Ежели кто в оном сыщется винен будет бит, по первому
приводу наказан под 10-ю ударами у мачты, а ежели приведен будет
в другой раз оный будет под килем корабельным подпущен и у мач-
ты будет бит 150 ударами, потомъ вечно будет на каторгу сослан".

В Кронштадте горячую пищу для моряков готовили на берегу где придётся, пока в 1734 года по распоряжению Адмиралтейской коллегии в Купеческой гавани не было построено специальное здание, которое было деревянным и, конечно, сгорело. Вторая кухня была уже каменной и находилась примерно на том месте, где впоследствии были построены Рыбные ряды. С увеличением числа торговых кораблей, прибывающих в Кронштадтский порт, прежнее здание уже не справлялось с растущей нагрузкой, и было принято решение построить новое и на новом месте - на юго-восточной стороне Итальянского пруда подальше от таможни и других портовых построек.

Местонахождения старой общественной куни (фрагмент плана Кронштадта конца XVIII века)
Местонахождения старой общественной куни (фрагмент плана Кронштадта конца XVIII века)

Проектировал его выдающийся архитектор Чарльз Камерон (1745-1812), известный своими великолепными постройками в Царском Селе и Павловске. Зодчий сделал блестящую карьеру при Екатерине II, а в правление Павла I оказался не у дел и занимался частными заказами. Александр I вспомнил о любимце бабушки и назначил заслуженного человека главным архитектором Адмиралтейской коллегии. Возможность возводить дворцы эта должность не предоставляла, зато обеспечивала постоянным заработком. И Камерон строил утилитарные здания. Среди них оказалась и кухня "для приготовления пищи на приходящие купеческие суда для иностранных мореходцев".

Проект общественной кухни, разработанный Чарльзом Камероном
Проект общественной кухни, разработанный Чарльзом Камероном
Фрагмент чертежа Голландской кухни - Профиль
Фрагмент чертежа Голландской кухни - Профиль

Проект Камерона сохранился в архиве - вытянутое, одноэтажное здание с тремя фронтонами, обращенными к Купеческой гавани. Внутри кухня была разделена на четыре отделения, оснащенными 16 печами. Стенки здания по "голландскому образцу" предполагалось не штукатурить. Отсюда и название - "Голландская кухня". Строительство было завершено в 1805 году, причём с отходом от первоначального проекта - к тому времени архитектор был уволен в отставку и уже не мог осуществлять авторский надзор.

Голландская кухня на фрагменте плана Кронштадта 1849 года
Голландская кухня на фрагменте плана Кронштадта 1849 года

Со временем кухня не только обеспечивала экипажи кораблей горячей пищей, но и стала приносить Кронштадту немалый доход. Дело в том, что с 1828 года был установлен с судовладельцев особый сбор за право пользования Голландской кухней. Во второй половине XIX века он приносил 45 тысяч рублей и обеспечивал до четверти городского бюджета. Что не удивительно - количество торговых судов, приходящих в Кронштадтский порт только росло и если до Крымской войны ежегодно в среднем заходили 1687 судов, то в 1856-1871 годах уже 2835, то есть в 1,6 раз больше. Что интересно, в это время запрет на разведение огня на пароходах был уже снят и пищу для судовых команд готовили на борту, но сбор платить всё равно приходилось.

Впрочем, в любом случае, ещё преобладали деревянные парусные суда и Голландская кухня никогда не пустовала. Совместная готовка на огромной "коммунальной кухне" была источником постоянных конфликтов и постепенно там сформировалось настоящее "государство в государстве" со своими правилами и администрацией, следившей за порядком. "Правительство" Голландской кухни состояло из четырех коков. Главный назывался "Адмирал". Это был повар судна, первым зашедшим в порт после начала навигации. "Капитаном над портом" назначался кок второго судна. Повара судов пришедших третьим и четвертым назывались "Полицмейстер" и "Полицейский". Очередность четко фиксировалась и когда судно "Адмирала" уходило, то в звании повышался "Капитан над портом" и так далее.

Купеческая гавань Кронштадта (открытка начала XX века)
Купеческая гавань Кронштадта (открытка начала XX века)

Языком "межнационального общения" у коков был английский, тем более, что "правительство" Голландской кухни в основном состояло из подданных британской короны. И если в процессе приготовления пищи возникала склока - а поводом для неё могли быть самые разные обвинения, но чаще всего не чистоплотность и воровство, то виновных передавали "Полицмейстеру", выполнявшему роль судьи. Происходило разбирательство и выносился приговор. Причем "суд" проходил по всем правилам - с присяжными и возможностью апелляции приговора у "Капитана над портом" или "Адмирала", решение которого было окончательным. Наказания зависели от тяжести проступка - это могло быть и угощение "судей" на оговоренную сумму, публичный выговор, позорное катание по гавани и даже порка линьком или розгами.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...