Найти в Дзене
Александр Фёдоров

Голландская кухня в Кронштадте. Часть 2-я. От электростанции до склада

"Открытие Морского канала совершилось 15-го мая, при обстановке, вполне соответствующей важному значению этого акта, служащего официальным заявлением о том, что отныне Петербург делался настоящим морским портом, доступным самым крупным коммерческим кораблям".

Так писал в 1885 году столичный журнал "Всемирная иллюстрация" о действительно знаменательном событии, имевшим огромное значение для развития внешней торговли России - завершилось строительство Морского канала - искусственного фарватера в Невской губе. Теперь любые, даже самые крупные, корабли могли разгружаться в порту Петербурга минуя Кронштадт.

Открытие Морского канала. На переднем плане императорская яхта "Держава" (рисунок из журнала "Всемирная иллюстрация" (1885 г.)
Открытие Морского канала. На переднем плане императорская яхта "Держава" (рисунок из журнала "Всемирная иллюстрация" (1885 г.)

Кронштадтский порт сохранил за собой разгрузку импортного угля и экспортного леса, но к этому времени надобности в общественной кухне уже не было - приготовление пищи теперь велось на камбузах пароходов. Здание Голландской кухни опустело и очень скоро превратилось в место ночлега для кронштадтских нищих. Полиция устраивала регулярные облавы, но разобраться с этой импровизированной ночлежкой можно было только одним способом - найдя зданию новое применение. Идей у Городской думы было много - от штаба крепости до жилого дома и начального училища. Ничего из этого реализовано так и не было по причине того, что в здании отсутствовал водопровод и канализация. В итоге, только в конце 1912 года в восточной части здания разместилась городская электростанция. Там были установлены дизельные двигатели, обеспечивавшие электроэнергией городское уличное освещение и тогда ещё не моногочисленных частных абонентов.

Эвакуация гражданского населения из Кронштадта (1942 г.) На заднем плане справа видно здание Голландской кухни.
Эвакуация гражданского населения из Кронштадта (1942 г.) На заднем плане справа видно здание Голландской кухни.

Электростанция в здании Голландской кухни проработала до весны 1940 года. Всё оборудование было вывезено, а здание и прилегающая территория были переданы военным. Более 60 лет доступ к Голландской кухне был закрыт. Здание использовалось как самый обычный склад. К тому же его фасад поверх кирпича был покрашен в желтый цвет, что полностью исказило его исторический облик.

Здание Голландской кухни в 1980-х годах
Здание Голландской кухни в 1980-х годах

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...