Разборы аварий и катастроф
В конце февраля 2020 года из текущего ремонта в Северном трамвайном депо Самары вышла старая 2-дверная Татра под номером 1106. На днях она должна была сходить в обкатку и после этого выйти на линию с пассажирами. Однако конец зимы, начало весны — время, когда снег начинает таять и на дороге появляются лужи, коллекторные двигатели старых трамваев начинает заливать, чего они очень не любят.
Начинаются массовые заходы вагонов в депо, нередко — «на галстуке». Вагоны становятся дефицитом. Вот и 27 февраля очередной вагон зашёл в депо, а весь резерв уже выбран, выдавать нечего. И решено было выдать на линию прошедший ремонт 1106-й без обкатки. Вагон вышел на маршрут 20к, однако далеко не уехал — в нескольких остановках от депо у него задымились тормоза одной из тележек. Это говорило о том, что отказал один из тормозных приводов (сгорела катушка либо отпал провод) либо оба (отпал провод уже на тележку) — приводы затормаживаются при потере питания.
Водитель покинул кабину, высадил пассажиров и пошёл разбираться. При этом не выключил ни реверс, ни управление — это примерно как покинуть место водителя автомобиля со включённой передачей и работающим двигателем, положив кирпич на педаль сцепления. Нужно было растормозить оба тормозных привода (они же соленоиды, они же актуаторы) на дымящей тележке и возвращаться в депо, благо неподалёку было кольцо «Завод Тарасова».
И только водитель дошёл до тележки и растормозил актуаторы — как вагон ушёл. К счастью, без пассажиров, с одним кондуктором. Уклона в этом месте практически нет, так что сам он укатиться не мог — ушёл именно в режиме тяги, с работающими двигателями. За считанные секунды проскакав около километра и развив скорость порядка 50 км/ч, трамвай влетел на то самое кольцо.
Здесь крутая кривая и поэтому жёсткое ограничение скорости — то ли 10, то ли 15 км/ч. Вагон развил в несколько раз больше и, естественно, отправился в полёт — сошёл с рельсов, пропахал десяток-другой метров снега и свалился на парковку возле ТЦ «Апельсин», придавив пять автомобилей. По этому случаю в Самаре даже родился анекдот про диалог в страховой:
— У меня страховой случай!
— Что случилось с машиной?
— На неё упал трамвай.
— Да?! Трамвай поскользнулся на банане?
— Нет, на «Апельсине».
Настоящее чудо, что все остались живы и на земле, и в вагоне — кондуктор лишь сломал руку. Так как обошлось, а вагон всё равно был очень старым (больше 40 лет), то случай особо не расследовался, вагон приволокли в депо, поставили у забора и через год списали. Об инциденте забыли ещё быстрее — весной 2020 года начались известные события, изменившие жизнь всей планеты, новости об этом затмили всё.
Очевидно, что к аварии, как и всегда, привела цепь событий — вагон был выдан в пассажирскую работу без обкатки, водитель при покидании кабины не выключил управление... Но что привело непосредственно к страгиванию вагона? Сейчас, когда тихо и незаметно прошла 4-я годовщина инцидента, самое время об этом подумать, и я расскажу об особенностях схемы старушек Татр в следующей статье как работавший на них.
Немного о том, как работает силовая схема старых электровозов постоянного тока и трамваев — в статье «ТЭД-3»:
Как выбирается направление движения — на видео «Вперёд! Назад! Реверсирование электродвигателей».
Как устроен привод Татр Т-3 и других вагонов, сделанных по мотивам заморских PCC — в статье «ТЭД-23»:
В разделе по авиадвигателям скоро появится очередная статья про сборку АИ-25, в прошлый раз мы остановились на турбине (нажмите на цветное или на транспарант ниже — откроется):
А для раздела по Ту-154 дописывается статья про гидросистему, о которой кое-что уже рассказано в 22-й статье:
Чтобы не потерять канал, а то Дзен любит отписывать внезапно — вы можете подписаться на наш Телеграм-канал «Всё, что движется», где пишут и авиаторы, и железнодорожники:
—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—