Найти в Дзене
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

Авария, не ставшая катастрофой — в Самаре перевернулся трамвай

Разборы аварий и катастроф

В конце февраля 2020 года из текущего ремонта в Северном трамвайном депо Самары вышла старая 2-дверная Татра под номером 1106. На днях она должна была сходить в обкатку и после этого выйти на линию с пассажирами. Однако конец зимы, начало весны — время, когда снег начинает таять и на дороге появляются лужи, коллекторные двигатели старых трамваев начинает заливать, чего они очень не любят.

Начинаются массовые заходы вагонов в депо, нередко — «на галстуке». Вагоны становятся дефицитом. Вот и 27 февраля очередной вагон зашёл в депо, а весь резерв уже выбран, выдавать нечего. И решено было выдать на линию прошедший ремонт 1106-й без обкатки. Вагон вышел на маршрут 20к, однако далеко не уехал — в нескольких остановках от депо у него задымились тормоза одной из тележек. Это говорило о том, что отказал один из тормозных приводов (сгорела катушка либо отпал провод) либо оба (отпал провод уже на тележку) — приводы затормаживаются при потере питания.

Тележка сошедшего вагона 1106
Тележка сошедшего вагона 1106

Водитель покинул кабину, высадил пассажиров и пошёл разбираться. При этом не выключил ни реверс, ни управление — это примерно как покинуть место водителя автомобиля со включённой передачей и работающим двигателем, положив кирпич на педаль сцепления. Нужно было растормозить оба тормозных привода (они же соленоиды, они же актуаторы) на дымящей тележке и возвращаться в депо, благо неподалёку было кольцо «Завод Тарасова».

И только водитель дошёл до тележки и растормозил актуаторы — как вагон ушёл. К счастью, без пассажиров, с одним кондуктором. Уклона в этом месте практически нет, так что сам он укатиться не мог — ушёл именно в режиме тяги, с работающими двигателями. За считанные секунды проскакав около километра и развив скорость порядка 50 км/ч, трамвай влетел на то самое кольцо.

-2

Здесь крутая кривая и поэтому жёсткое ограничение скорости — то ли 10, то ли 15 км/ч. Вагон развил в несколько раз больше и, естественно, отправился в полёт — сошёл с рельсов, пропахал десяток-другой метров снега и свалился на парковку возле ТЦ «Апельсин», придавив пять автомобилей. По этому случаю в Самаре даже родился анекдот про диалог в страховой:

— У меня страховой случай!
— Что случилось с машиной?
— На неё упал трамвай.
— Да?! Трамвай поскользнулся на банане?
— Нет, на «Апельсине».

-3

Настоящее чудо, что все остались живы и на земле, и в вагоне — кондуктор лишь сломал руку. Так как обошлось, а вагон всё равно был очень старым (больше 40 лет), то случай особо не расследовался, вагон приволокли в депо, поставили у забора и через год списали. Об инциденте забыли ещё быстрее — весной 2020 года начались известные события, изменившие жизнь всей планеты, новости об этом затмили всё.

«Уралтрансмаш», он же на жаргоне депо «Спектр», опасливо взирает на канаву, пропаханную колёсами Татры
«Уралтрансмаш», он же на жаргоне депо «Спектр», опасливо взирает на канаву, пропаханную колёсами Татры

Очевидно, что к аварии, как и всегда, привела цепь событий — вагон был выдан в пассажирскую работу без обкатки, водитель при покидании кабины не выключил управление... Но что привело непосредственно к страгиванию вагона? Сейчас, когда тихо и незаметно прошла 4-я годовщина инцидента, самое время об этом подумать, и я расскажу об особенностях схемы старушек Татр в следующей статье как работавший на них.

-5

Немного о том, как работает силовая схема старых электровозов постоянного тока и трамваев — в статье «ТЭД-3»:

Как выбирается направление движения — на видео «Вперёд! Назад! Реверсирование электродвигателей».

Как устроен привод Татр Т-3 и других вагонов, сделанных по мотивам заморских PCC — в статье «ТЭД-23»:

В разделе по авиадвигателям скоро появится очередная статья про сборку АИ-25, в прошлый раз мы остановились на турбине (нажмите на цветное или на транспарант ниже — откроется):

А для раздела по Ту-154 дописывается статья про гидросистему, о которой кое-что уже рассказано в 22-й статье:

Чтобы не потерять канал, а то Дзен любит отписывать внезапно — вы можете подписаться на наш Телеграм-канал «Всё, что движется», где пишут и авиаторы, и железнодорожники:

Всё, что движется

—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—

Общее оглавление канала