Найти в Дзене
Настя читает

Чтение до добра не доводит. Мои впечатления от французского романа «Госпожа Бовари» Гюстава Флобера

Оглавление

Героиня, в честь которой назвали клиническое состояние. Не каждому выдуманному персонажу выпадает такая «честь», правда?

Что за фрукт?

Гюстав Флобер.
Гюстав Флобер.

«Госпожа Бовари» или «Мадам Бовари» — роман французского писателя Гюстава Флобера, впервые напечатанный в 1856 году. За него Флобера и редактора журнала, в котором публиковался роман, привлекли к судебной ответственности за «оскорбление морали», однако получили оправдательный приговор, после чего писатель смог выпустить роман в виде отдельного произведения. Это история семьи Бовари, лекаря Шарля и его молодой жены Эммы, страдающей от скуки.

Обложка аудиокниги, которую я слушала. // Переводчик: Александра Чеботаревская. Чтец: Степан Старчиков. // litres.ru
Обложка аудиокниги, которую я слушала. // Переводчик: Александра Чеботаревская. Чтец: Степан Старчиков. // litres.ru

Боваризм

Термин, обозначающий клиническое состояние. Характеризуется потерей способности проводить четкую грань между действительностью и фантазией, когда факты реального мира подменяются воображаемыми. Предрасположенность к таким нарушениям может наблюдаться уже в подростковом и юношеском возрасте прежде всего у интровертированных и эмоционально лабильных индивидов. При значительной степени выраженности данного состояния есть опасность возникновения аутизма. (http://psi.webzone.ru/)

Французский философ Жюль де Готье дал название такому состоянию по имени нашей главной героини. В ней эти все черты проявляются (кроме аутизма, до такого не доходит). Юная Эмма, получившая хорошее образование в монастыре, начиталась любовных романов и мечтала о прекрасной жизни, полной любви и страсти. Выйдя замуж за лекаря из соседнего города, она поначалу была очень счастлива вырваться в «большой» мир (не такой уж большой, просто побольше её прежнего) с таким «большим» человеком и думала, что именно с Шарлем у неё будет неземная любовь. Но её постигло разочарование, оказалось, что быть женой лекаря в небольшом городке очень скучно: никаких тебе балов, театров и других светских развлечений. Бал один раз всё-таки был, но он только ухудшил состояние девушки, ожидания от жизни которой стали ещё выше. Муж Эммы, Шарль, обычный среднестатистический мужчина, вполне уважаемый в городке, потому что лекарей обычно уважают, но не стремящийся ни к чему большему. Погоня за принцами, большой любовью и красивым вещам приводит Эмму и всю её семью к печальному концу.

Как хорошо всё начиналось. // Кадр из фильма «Госпожа Бовари», 2014. В роли Эммы — Миа Васиковска, в роли Шарля — Генри Ллойд-Хьюз.
Как хорошо всё начиналось. // Кадр из фильма «Госпожа Бовари», 2014. В роли Эммы — Миа Васиковска, в роли Шарля — Генри Ллойд-Хьюз.

Мои впечатления

В полку раздражающих меня главных героинь прибыло. Сначала я сочувствовала Эмме: бедная девушка, ей в 19 веке совершенно нечем себя было занять, когда работы нет, домашними делами занимается прислуга, а муж много времени проводит, выполняя свои врачебные обязанности. Книги все прочитаны, играть на фортепиано особо не для кого, Интернета с сериалами и соцсетями ещё не изобрели. Но дело оказалось не в веке, а в девушке. Не все же страдали так, как Эмма, которая настолько погрузилась в фантазии из вычитанных романов, что ничего реальное её просто не могло порадовать.

Я думала: «Может, вот сейчас она родит, наконец-то хоть чем-то занята будет». Что произошло: дочку отдают кормилице, и Эмма посещает её раз в несколько недель. И даже когда малышка начинает жить в доме, матери совершенно нет никакого дела до неё. Она, наоборот, даже раздражает Эмму своим присутствием. Настолько, что однажды женщина толкнула девочку, которая упала и порезала щеку. Мужу эта мать года сказала, что девочка просто заигралась.

Я думала: «Боже, да иди ты уже к этому Леону, пусть у тебя будет любовник, успокоишься наконец». Но в целом я вижу проблему Эммы в том, что ей всегда будет мало того, что есть. Взял бы её в жёны сам барон, ей бы и это вскоре наскучило, пошла бы короля домогаться. Девушка очень глубоко живёт в фантазиях, для неё само собой разумеется, что перед ней должны поклоняться все мужчины, любой должен быть готов бросить всё ради неё, чтобы вместе сбежать. Не важно, куда именно бежать и как там дальше выживать. Главное — красиво это сделать, как в сказке, и чтобы при этом их окружали самые красивые вещи. Последнее — ещё один фактор, который погубил Эмму. Это желание скупать всё самое красивое, не думая о долгах, которые — надо же, какой сюрприз! — с неё когда-нибудь потребуют. Могла бы хоть завести любовника, который бы её обеспечивал, а не наоборот, как все нормальные героини романов, эх.

Кадр из фильма «Госпожа Бовари», 2000. В роли Эммы — Фрэнсис О’Коннор.
Кадр из фильма «Госпожа Бовари», 2000. В роли Эммы — Фрэнсис О’Коннор.

В общем, с одной стороны, хочется пожалеть эту глупенькую девушку, которой не доставало некоторых знаний и жизненного опыта, ещё и начиталась всякого, впечатлилась сильно. А с другой, хочется только сказать «сама виновата», потому что страсть страстью, но Эмма просто как будто не понимала, к чему ведут её действия и в конце была страшно удивлена результатом. Ну нельзя же настолько не видеть границы.

Про Шарля тоже стоит сказать пару слов. Вообще, мужчина он не плохой. Эмму он обожает, дочку любит, пациентов лечит. Однако он совершенно слеп ко всему, что творит его жена, даже когда буквально у него перед глазами лежат доказательства, поэтому я не испытываю к нему уважения. Плюс Эмма ждёт от него хоть какого-то развития, а он засыпает над чтением медицинских журналов и вообще ничем не интересуется. Но конкретно за этот пункт я не могу его судить, не может абсолютно каждый человек в мире чем-то выделяться, можно просто спокойно проживать жизнь и делать своё дело на среднем уровне. Вот и жили бы они спокойно, не вмешайся в эту идиллию помешательство Эммы. И я даже не могу полностью осудить Шарля за эпизод, который возмутил меня до глубины души: операция на ноге хромого конюха. Шарль бы никогда сам не взялся за такие сложные хирургические манипуляции, если бы Эмма и аптекарь, преследовавшие свои эгоистичные цели, не напирали на него.

Кадр из фильма «Мадам Бовари», 1949. В роли Эммы — прекрасная Дженнифер Джонс.
Кадр из фильма «Мадам Бовари», 1949. В роли Эммы — прекрасная Дженнифер Джонс.

Кстати, ещё интересный момент, который доказывает, насколько же Шарль второстепенный персонаж даже в своей жизни. Роман называется «Госпожа Бовари», и читатель знакомится аж с тремя такими госпожами: с матерью Шарля, первой женой, про которую напрашивается цитата «Молодая была уже не молода», а затем и Эммой. Все три женщины были в жизни Шарля главнее, чем он сам.

Мне кажется, Флоберу очень хорошо удался психологизм в этом романе. Здесь очень интересно копаться в поведении не только Эммы Бовари, но и остальных персонажей. В конце я подумала, что было бы очень интересно почитать роман о взрослении их дочери, на психику которой все события, произошедшие в её раннем детстве, наверняка должны были оказать влияние. Вообще-то я даже наткнулась на книгу «Дочь мадам Бовари» Наталии Мирониной, но это не то, мне хотелось бы получить текст от самого Флобера, а это невозможно, так что на этом и успокоимся. Видимо, Наталии тоже не давала покоя мысль о том, как могла бы сложиться судьба маленькой Берты.

Ещё один интересный момент. Отец писателя тоже был врачом, и пишут, что детство у Флобера было безрадостным. Возможно, когда он писал про беспросветную скуку, которую испытывала Эмма, он писал про то, о чём знал не понаслышке.

Кадр из фильма «Мадам Бовари», 1949.
Кадр из фильма «Мадам Бовари», 1949.

Итог

Могу посоветовать этот прекрасный роман тем, кто любит погружаться в психологию персонажей, кому нравится, когда в произведении нет абсолютно положительных основных персонажей, и тем, кто любит европейские романы 19 века просто так, без причины, просто за их атмосферу.

__________________