Найти в Дзене
Настя читает

Самая ненавистная для меня главная героиня и ненадежный рассказчик

Этой статьей я хочу продолжить тему, которую подняла в прошлой публикации — использование приема «ненадежный рассказчик». Ее можно прочитать по ссылке ниже: А также хочу высказать свое отношение к самой ненавистной для меня главной героине, пожалуй, из всех книг, что я читала. И это не только мое мнение. В одной из статей на немецком литературном сайте эту героиню назвали «Albtraumprotagonistin», что можно буквально перевести как «главная героиня из ночного кошмара». Этот роман немецкой писательницы Юдит Шалански дался мне очень тяжело. Во-первых, я читала его в оригинале на немецком языке, что для меня пока что не всегда просто. Во-вторых, мы видим мир глазами главной героини (хоть повествование и ведется от третьего лица, но по ощущениям, как от первого), а она учитель биологии, и автор перечисляет нам каждую травинку, которую видит эта женщина, потому что она знает названия всего, что ее окружает из мира природы. Названия птиц и растений и в родном-то языке — больная тема, а тут еще

Этой статьей я хочу продолжить тему, которую подняла в прошлой публикации — использование приема «ненадежный рассказчик». Ее можно прочитать по ссылке ниже:

А также хочу высказать свое отношение к самой ненавистной для меня главной героине, пожалуй, из всех книг, что я читала. И это не только мое мнение. В одной из статей на немецком литературном сайте эту героиню назвали «Albtraumprotagonistin», что можно буквально перевести как «главная героиня из ночного кошмара».

Этот роман немецкой писательницы Юдит Шалански дался мне очень тяжело. Во-первых, я читала его в оригинале на немецком языке, что для меня пока что не всегда просто. Во-вторых, мы видим мир глазами главной героини (хоть повествование и ведется от третьего лица, но по ощущениям, как от первого), а она учитель биологии, и автор перечисляет нам каждую травинку, которую видит эта женщина, потому что она знает названия всего, что ее окружает из мира природы. Названия птиц и растений и в родном-то языке — больная тема, а тут еще и на немецком. Конечно, для сюжета не так важно было понять и представить себе их все, но когда далеко не маленькая часть книги состоит из подобного рода описаний, уф... это тяжело. Почему я не бросила роман? Потому что я читала его в рамка курса немецкой литературы и участвовала в обсуждениях, что, кстати, было очень интересно, интереснее, чем читать саму книгу. Кроме того, мне все же было любопытно, куда ведет автор, и я не пожалела, потому что в конце испытала яркие эмоции по отношению к главной героине, хоть и исключительно негативные, но главное, что испытала.

Что же здесь от «ненадежного рассказчика», если произведение написано от третьего лица? На мой взгляд, этот прием здесь тоже присутствует, потому что мы фактически видим мир только глазами главной героини, читаем все ее мысли (они даже не вводятся фразами вроде «Она подумала, что...», просто сплошной поток мыслей), вынуждены думать об ее учениках именно то, что думает она сама (думает она почти обо всех всегда плохо, а для учеников у нее есть схема рассадки, где она каждому ребенку дала циничную характеристику), вместе с ней недоумеваем, почему дочь уехала в другую страну и оборвала с матерью связи, изредка присылая электронные сообщения.

Главная героиня обожает эти плакаты.
Главная героиня обожает эти плакаты.

Думаю, уже с самого начала надо читать эту книгу, отдавая себе отчет в том, что это мысли обозленного на весь мир человека. Да, может, ученики бывают ленивые и глупые, но уж то, как она их описывает… Не слишком ли жестоко? Коллега — плохая учительница, потому что пытается подмазаться к ученикам и вообще слабачка по жизни? А может, главной героине стоило бы взять пример с этой позитивно мыслящей молодой женщины и научиться проявлять эмпатию к людям? Неблагодарная дочь отвернулась от матери, которая ее растила, и не хочет впускать в свою новую жизнь? А вот тут в конце книги нам и раскрыли причину такого поведения, и уж простите, я думаю, любая дочь могла сбежать от такой жестокой женщины. Но даже когда героиня вспоминает красноречивый эпизод из жизни, который произошел, когда ее дочь еще училась в школе, она ни капли не чувствует себя в чем-то виноватой, а оправдывает себя тем, что она была всегда в первую очередь учительницей, а не матерью. Правда она забыла, что быть учительницей вовсе не значит только подавать детям материал и закрывать глаза на их душевное состояние (тем более своего ребенка), атмосферу в классе и очевидные издевки школьников над одноклассницей (она называет это естественным отбором). И если первые две главы я тоже оправдывала главную героиню, потому что труд учителя тяжелый, она уже немолодая, устала от детей и жизни в целом, то в конце становится понятно, что она всегда была такой, и этому нет оправдания. Она просто злой человек.

Так что нет, такому рассказчику мы не верим. И таких персонажей мы не любим, хотя копаться в их душе очень интересно, отсюда и увлекательные дискуссии.

На самом деле, я рада, что познакомилась с этим произведением в рамках курса, потому что сама бы я на такое никогда не наткнулась. А негативные эмоции по отношению к персонажу — это совсем не плохо. Книги должны вызывать разные эмоции. А тут у меня был целый спектр — от скуки до злости и возмущения.

А вам попадались книги, персонажей которых вы начинали ненавидеть? Считаете ли вы, что нельзя называть «ненадежными рассказчиками» персонажей, если произведение написано не от первого лица?