Чехословакия является, наверное, уникальной страной, где одной из причин внутриполитического конфликта стал... дефис. Да, да, дефис, тот самый, который мы ставим, когда пишем слова “что-то”, “жили-были” или “гуси-лебеди” . На первый взгляд, мелочь, однако давайте по порядку.
Во времена Австро-Венгрии на территории Чехословакии жило много народов. Например, чехи и словаки, представляющие западных славян. У этих двух народов похожая культура, поэтому, когда после распада Австро-Венгерской империи зашла речь о создании их собственного государства, было решено, что они будут жить вместе. При этом изначально Чехословакия была унитарным государством, в котором власть сосредотачивалась в чешской Праге. Только в 1948 году Словакия получила автономию.
К середине ХХ века национальное самосознание словаков стало сильнее. Поэтому они стали активнее требовать провозглашения двух равноправных республик в федеративном государстве. Параллельно с этим у Праги появилась новая проблема. В странах Центральной Европы далеко не всё население поддерживало СССР. Когда в Польше и Венгрии начались протесты, то и в Чехословакии тоже обострилась ситуация. Закончилось всё это вводом советских войск в 1968 году.
После произошедшего кризиса началось реформирование государства. Теперь оно стало состоять из двух равноправных социалистических республик. Но такие перемены породили новую проблему. В Чехии была намного более развитая промышленность, чем в Словакии. Поэтому последняя стала дотационным регионом. Прага выделяла из чехословацкого бюджета деньги для поддержки Братиславы, но даже это не помогало. В Чехии был более высокий уровень жизни, чем в Словакии. Поэтому в Братиславе с каждым годом хотели всё больше денег, а в Праге — всё меньше хотели давать их.
"Бархатная революция" по-чехословацки
В 1989 году в результате внутриполитического кризиса в Праге пришли к власти силы, стремившиеся выйти из-под советского влияния. Тогда во многих странах социалистического лагеря начали считать, что достаточно вернуться к капитализму и станет лучше. Мол, во всём виноваты коммунисты, а добрый Запад во главе с США стремится помочь. Поэтому в Чехословакии первым делом отказались от слова "социалистическая" в названии государства. Правда, это не помогло решить экономические проблемы от слова совсем. Но главное, что от слова отказались.
Затем начали решать вопрос с названием страны. Словаки требовали, чтобы использовался дефис. Мол, это подчеркнёт то, что государство состоит их двух частей. При этом многим чехам это не нравилось, так как они считали, что слово "Чехо-Словакия" звучит не очень красиво. После дебатов было решено, что страна станет называться Чешская и Словацкая Социалистическая Республика. Но это было лишь частью проблем, которые удалось решить.
Распад государства
Самое интересное, что большая часть чехов и словаков была против прекращения существования единой страны. Причина заключалась в том, что два народа долгое время жили вместе. Во многих семьях были родственники в двух частях страны. Поэтому речь шла далеко не только о политических и экономических интересах.
Но у руководства Чехии и Словакии была своя точка зрения. Прага устала кормить Братиславу. А словацкая элита решила, что в отдельном государстве ей будет жить лучше, так как не потребуется ничего отправлять в общий бюджет. Ну, а с мнением простого народа особо никто не считался. Людям рассказывали о том, что сейчас разделимся и заживём! Всё это отдалённо напоминало ситуацию, которая сложилась в СССР. Большинство населения стремилось сохранить Советский Союз, а элита (особенно в республиках) — хотела распада.
В Братиславе решили не откладывать задуманное дело надолго. Уже в 1992 году был провозглашен суверенитет страны. Прага не протестовала, так как, во-первых, была не против, а во-вторых, уже тогда начался конфликт в Югославии, и Чехия, не желая такого же у себя, решила всё закончить мирно. В начале следующего года Чехословакия прекратила существование.
Парадокс заключается в том, что после распада Чехословакии местные элиты начали стремиться стать частью Евросоюза. Получается, что сначала они рассказывали народу о том, как отдельно станет жить лучше, а потом задумались о присоединении к ЕС, чтобы снова объединиться. Что же послужило причиной? Несложно догадаться, что экономический кризис, который в Праге и Братиславе самостоятельно оказались не в силах преодолеть. Раньше помогала Москва, но в начале 1990-ых социалистический лагерь распался, поэтому элиты Чехии и Словакии решили найти себе хозяина в Брюсселе и Вашингтоне.
Разумеется, в США и Евросоюзе обрадовались, когда поняли, какие перспективы перед ними открываются. Американцы могли поставить на территории бывшей Чехословакии военные базы, а Западная Европа — получала дешевую рабочую силу, которая вместе с поляками, венграми и другими бывшими братьями по социалистическому лагерю, готова была выполнять низкооплачиваемую работу. А что сказали народу? Чехам и словакам рассказали о том, как их жизнь изменится в лучшую сторону, когда они вступят в ЕС и НАТО. В 2004 году они уже находились в этих союзах.
В процессе происходящего многим было сложно понять, что на самом деле творится, но теперь, если посмотреть на всё сверху, то приходит понимание. Сначала чехам и словакам рассказали о том, как будет хорошо жить без социализма, потом без единого государства, по отдельности, а потом стать придатком США и Евросоюза (последнее было заменено красивыми словами о безопасности и высоком уровне жизни).
А дальше что? Завтра, когда ЕС и НАТО затрещат по швам, они опять скажут, что без них будет лучше и будут искать себе новых спонсоров. Вспомнят, что Россия их вообще-то никогда не обижала, а только защищала. Прибегут, попросятся на дотации. Или нет? Вопрос тут только в том, сделали ли все правильные выводы из уроков истории или нет.
А ниже ещё несколько интересных ссылок по теме: