Найти тему
EVACLINIC IVF

БЕСПЛОДИЕ – не приговор

Каждая семейная пара по-своему приходит к решению иметь детей. Одни начинают планирование сразу после свадьбы, другие – откладывают его до решения финансовых или карьерных вопросов, а третьи и вовсе решают жить только для себя. Но самое парадоксальное и непредсказуемое во всех этих ситуациях то, что рано или поздно осознанно придя к желанию пополнить семью, пары зачастую сталкиваются с теми или иными трудностями.

Статистика неумолима, и по ее данным около 17-18% семейных пар в нашей стране бесплодны, то есть каждая шестая семья имеет проблемы с репродуктивной функцией. О том, почему лучше не откладывать рождение детей и как стать родителями вопреки всем неудачам, журнал "Малышок" говорил с врачом-репродуктологом EVACLINIC-IVF.

– Как вы оцениваете распространенность бесплодия в нашей стране?

– К сожалению, с каждым годом количество бесплодных семей растет. Причем в последние годы довольно стремительно увеличивается процент именно мужского бесплодия. Когда 20 лет назад я начинала лечить бесплодие, часть мужских проблем в нем составляла примерно 10%, сегодня же этот показатель приближается к 50%. Кроме того, в 2010 году по решению Всемирной организации здравоохранения, были снижены нормы спермограммы для мужчин. То есть показатели, которые раньше приравнивались к плохому анализу, сегодня – считаются вполне удовлетворительными. В жизни современного мужчины на самом деле очень много факторов, которые способны негативно влиять на подвижность сперматозоидов – это, прежде всего, инфекции, передающиеся половым путем, вредные привычки, стрессы и нездоровый образ жизни в целом.

– А можно ли выделить основные причины бесплодия?

– На самом деле причин, которые приводят к проблемам с репродуктивной функцией очень много, поэтому я назову лишь основные из них:

– мужское бесплодие;

– воспалительные заболевания женских и мужских половых органов (непроходимость маточных труб и хронический простатит);

– эндокринные болезни (нарушение гормонального фона в организме, которое влечет за собой сбои менструального цикла и овуляции);

– маточный фактор (поврежденный эндометрий (внутренняя поверхность матки), эндометриоз (разрастание клеток внутреннего слоя матки за ее пределами) и миома (доброкачественное образование) матки).

Кроме того, я убеждена, что количество бесплодных пар растет из-за тенденции позднего вступления в брак и, соответственно, позднего рождения детей.

– А что вы подразумевает под словом «поздний»?

– Вы наверное слышали фразу «бабий век – короткий». Так вот она в полной мере отражает функционирование репродуктивной системы женщины. Физиологически расцвет женщины приходится на возраст с 18 до 25 лет, и в идеале именно в этот промежуток времени лучше всего беременеть и рожать первого ребенка. Женские яичники запрограммированы на старение, и если к 35–40 годам наступает расцвет материального благополучия, то для репродуктивной системы – это уже возраст угасания.

Проблема многих семейных пар в том, что они откладывают рождение детей на неопределенный срок, даже не подозревая о том, что может быть поздно. Многие мои пациенты в возрасте после 35 лет, приходя на прием, начинают общение со слов: «Мы решили, что готовы иметь детей!». И в ответ на мои доводы изумленно отвечают, что на самом деле и не подозревали, что может быть поздно. Ведь сегодня есть ЭКО, которое, по мнению многих людей, должно помочь всем и каждому. Но, к сожалению, это не всегда так.

И как врач, и как женщина я твердо убеждена, что детей нужно рожать в молодом возрасте. Во-первых, намного легче забеременеть и выносить ребенка, во-вторых – растить, не спать ночами, воспитывать, водить по кружкам и так далее – все это тоже требует от родителей немало сил и времени. Ну и в-третьих, молодым родителям гораздо проще найти общий язык со своим ребенком, ведь иметь с ним разницу в 20 или в 40 лет – две огромные разницы. В молодости мы успеваем все делать параллельно: и растить детей, и строить карьеру, и добиваться всех поставленных целей, в более старшем, пусть и более осознанном возрасте – все это делать сложнее. Да и не всегда на это есть желание.

-2

– Можно сказать, что среди бесплодных пар большее количество именно возрастных?

– Да, так и есть. И это вполне логично, ведь с возрастом мы имеем все больше и больше проблем со здоровьем, а это так или иначе сказывается и на репродуктивной функции. Но даже те возрастные пары, которые к нам обращаются, это лишь «вершина айсберга», ведь многие после 38 лет уже не решаются обратиться к врачам. Одни уже не хотят, другие убеждены, что не судьба, а третьи – и вовсе сами себе бояться признаться в существовании проблемы. Мне приходилось сталкиваться с пациентами, которые напрочь отрицали диагноз «бесплодие», они просто утверждали, что не планируют детей, но при этом никак не предохранялись.

– А с чего начинается процесс лечения бесплодия? И зависит ли он от возраста конкретной пары?

– Начнем с того, что диагноз «бесплодие» ставится паре, если в течение года половой жизни без контрацепции не наступает беременность. Когда супруги приходят к нам с такой проблемой, мы начинаем с предварительного обследования и женщины, и мужчины.

Для мужчины основные обследования – это анализ на инфекции, передающиеся половым путем, и спермограмма. Для женщины спектр обследований намного шире.

Во-первых, мы оцениваем наличие овуляции – для этого пациентке необходимо сдать анализы на гормоны и отслеживать овуляцию. Это можно делать, измеряя базальную температуру, с помощью тестов на овуляцию или узи. Во-вторых, женщина также сдает анализы на инфекции, передающиеся половым путем, если выявлены возбудители, назначается лечение. В-третьих, мы оцениваем проходимость маточных труб и в заключение проводим для супругов тест на совместимость.

На основании этих базовых обследований в большинстве случаев мы уже можем предположить, на каком именно этапе есть нарушения.

Далее мы предлагаем варианты лечения: консервативное (медикаментами), хирургическое (лапароскопия) или сразу рекомендуем прибегать к помощи вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). Если консервативное лечение не привело к наступлению беременности, то рекомендуется лапароскопия – это операция, которая позволяет через небольшие проколы в брюшной полости исследовать матку, маточные трубы и яичники с целью выявить непроходимость маточных труб либо патологии внутреннего слоя матки. После лапароскопии пациентке дается примерно полгода, чтобы забеременеть самостоятельно, если этого не происходит – мы рекомендуем ВРТ.

Если выявлены проблемы с овуляцией, мы начинаем препараты, индуцирующие овуляцию. Когда все другие процедуры бессильны и не дают нужного результата, мы предлагаем пациентам ЭКО.

Но хочу отметить, что проводимое лечение очень зависит от возраста пациентки. Если женщине за 35 лет нет смысла терять время на инсеминацию и стимуляцию, лучше сразу начинать ЭКО.

– Лечение бесплодия – это длительный процесс?

– Срок лечения напрямую зависит от фактора, который вызвал бесплодие. К примеру, мужской фактор лечится до 6 месяцев, проблемы с маточными трубами – около года, эндометриоз или патологии яичников также 10-12 месяцев. Но нужно понимать, что в этот срок входит и лечение, и время, которое врачи отводят на естественное наступление беременности.

Главное, чтобы все делалось поэтапно: консервативная терапия, хирургическое лечение и только потом ЭКО. В большинстве случаев, на каком-то из перечисленных этапов обязательно наступает беременность.

– А бывает ли так, что у пары все прекрасно и идеально, но беременность все равно не наступает?

– У нас есть такой термин «идиопатическое бесплодие» – бесплодие без видимых причин. Для врачей – это самый сложный диагноз, с которым приходится сталкиваться. Но я уверена, что и в подобных ситуациях причина есть, просто мы не можем ее выявить или доказать, поскольку, к сожалению, пока еще не все знаем о бесплодии. Вот, к примеру, бывают ситуации, когда клетки из-за нарушений на генетическом или молекулярном уровне просто не хотят оплодотворяться. В этом случае паре поможет ЭКО+ИКСИ (когда эмбриолог вводит сперматозоид непосредственно внутрь яйцеклетки). Но пока мы не сделаем ЭКО и не подтвердим эту проблему, мы никак не можем ее предположить и доказать (в таких ситуациях мы видим, как клетки в чашке просто не двигаются на встречу друг другу, как должно быть в норме).

Но несмотря на высокое развитие вспомогательных репродуктивных технологии, к сожалению, и ЭКО помогает не всем. Врачи не всесильны и иногда приходится признать, что мы не знаем, в чем на самом деле причина. Но наука не стоит на месте и мне кажется именно за этими исследованиями будущее ВРТ.

– А сколь долго можно делать ЭКО? Были ли в вашей практике случаи большого количества попыток?

– ЭКО можно делать много и долго, тут в принципе все зависит от здоровья, упорства и финансового благополучия конкретной пары. Есть семьи, которые отказываются после одной-двух попыток, есть те, кто готовы делать процедуру до бесконечности, пока не добьются положительного результата. В моей практике была пациентка, которая, уже имея одного ребенка, делала семь попыток ЭКО и с седьмой попытки забеременела двойней!

В принципе, без объективных причин, врач не может отказать паре в процедуре экстракорпорального оплодотворения, но им самим нужно подходить к этому решению взвешенно.

Насчет вреда для здоровья не могу сказать, что ЭКО – это что-то очень страшное. Даже напротив, перед процедурой наши пациентки проходят огромное количество обследований (на которые в обычной ситуации они вряд ли решились бы) и, порой, они позволяют нам выявить на самых ранних стадиях совсем другие заболевания и патологии. Разумеется, в этом случае мы не можем делать женщине ЭКО, но она может вернуться после проведенного лечения.

Радует и то, что с каждым годом положительных результатов ЭКО становится все больше, ведь постоянно появляются новые технологии, препараты и оборудование. Когда процедура только распространялась в мире, она давала всего 12% положительных результатов, сегодня же эта цифра превышает 40%.

– А что вы можете сказать по поводу стоимости процедуры ЭКО? Возможно, для многих бесплодных пар она просто недоступна?

– Мне кажется, что два взрослых работающих человека, вполне могут скопить деньги на эту процедуру. Но справедливости ради стоит отметить, что среди всех стран постсоветского пространства только в Беларуси ни одна попытка не делается бесплатно. Да, это требует от государства огромных затрат, но могло бы стать колоссальной помощью и поддержкой бесплодным парам с низким уровнем дохода. На сегодня, в нашей стране для таких пар есть только специальный льготный кредит. Источник EVACLINIC IVF.