Найти в Дзене
BLAGOVOLITELNITSA

Подборка ТОП-5. Нон-фикшн литература общих интересов

Оглавление

В подборке представлена увлекательная нон-фикшн литература общих интересов - от современной философии ненасилия до исследований в области искусства и фотографии.

"Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше", Стивен Пинкер

-2

Тяжеловесная (практически 1000 страниц в российском издании) книга-убийца, основной идеей которой является доказывание тезиса о том, что мы живем в самую мирную эпоху с начала человеческих времен.

Стивен Пинкер имеет неоднозначную репутацию в научной среде. Будучи когнитивным психологом он регулярно ступает на почву дисциплин, смежных и совсем отдаленных от его основного профиля.

«Лучшее в нас» критикуют историки, социологи, политологи и другие ученые за отсутствие системного и объективного изучения историко-политических фактов и манипулирование статистикой.

Что касается статистики, то у автора к ней явно маниакальное пристрастие. Довольно легкий и увлекательный слог книги дополняется огромным количеством графиков, таблиц, схем, цифр, вычислений и проч. Кажется, что автор таким образом маскирует работу под научное исследование.

Сложно не согласиться с критиками, называющими книгу скорее философским трактатом, посвященным вере в лучшее, нежели академическим трудом, подчиненным научной методологии.

Во время прочтения чувствуется, что автор предвзят в некоторых вопросах, в том числе - религии и феминизма.

Отбрасывая необъективность автора, к работе стоит относиться как к внушающему оптимизм высказыванию, подталкивающему читателей к идее о том, что насилие вот-вот выйдет из моды.

Для кого-то мысли Пинкера стали современными «Левиафаном» Гоббса или «Общественным договором» Руссо. Если такого рода философия с графиками и табличками позволит хотя бы маленькой части общества поверить в практическое ненасилие, то несмотря на недостатки книги, ее нужно обсуждать и рекомендовать, чтобы не забывать о лучшем в нас.

"Писатель и самоубийство", Григорий Чхартишвили*

-3

Мне не близко творчество Акунина-Чхартишвили*, а его «Аристономия» входит в топ худших книг, прочитанных мной за всю жизнь. При этом в представленной книге совсем нет художественной составляющей, поэтому прочитала я ее с большим удовольствием.

Книгу хочется назвать не нонфиком, а скорее монографией, исследующей на примере порядка 350 случаев «литературицида» культурологические, исторические, социально-экономические предпосылки самоубийства. Автор выводит ряд закономерностей феномена и объясняет почему творческий человек - наиболее яркая жертва этой болезни.

Еще одна причина, по которой смерть в раннем возрасте так легка, состоит в том, что юный человек, все существо которого наполнено набирающей силу жизнью, на самом деле не верит в свою смертность.

И писатели, как и люди искусства в целом, в этом смысле такие же дети.

Творчество - это попытка смертного победить смерть.

Это не литературоведческое исследование, работа все-таки о человеке-самоубийце. Писатели в данном случае только наиболее удобная фокус-группа, поскольку их профессиональная деятельность - с разной степенью очевидности выворачивать свои внутренности на общее обозрение.

Автор не путает причину и следствие и не утверждает, что писатели - наиболее уязвимая часть общества. На их примере легче выявить общие механизмы, поскольку они лучше вербализирует свои переживания.

Повествование в книге простое, очень увлекательное и, несмотря на мрачную тему, слегка саркастическое.

Уникальный предмет исследования, найденный автором, открывает известнейшего писателя с другой стороны и погружает в темные закономерности нашей психологии и культуры.

"Почему не было великих художниц?", Линда Нохлин

-4

В конце 2023 года у Ad Marginem вышел фундаментальный феминистский искусствоведческий текст - эссе Линды Нохлин «Почему не было великих художниц?».

Вопрос абсурдный, ответ очевидный.

Линда Нохлин была ведущей специалисткой в области изучения истории феминистского искусства, при этом в России о ней мало известно как людям, приближенным к искусству, так и людям, погруженным в литературу. В этом смысле издание - дань уважения и акт популяризации.

Книгу издали скорее как памятник, а не смысл.

Для нашего времени не читаются революционно размышления, сосредоточенные на исследовании институциональных препятствий, мешавших женщинам на протяжении веков профессионально заниматься любимым делом, в том числе искусством.

Напоминаю, что конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин издана Генассамблеей ООН только в 1979 году, поэтому для 1971 года публикация подобных исследований представлялась вызовом.

В эссе исследуются вопросы гениальности, примеры преуменьшения и замалчивания женских успехов в искусстве, приводятся суждения разного времени о традиционно женских занятиях.

Любопытной и неочевидной является часть эссе «вопрос об обнаженных», где автор объясняет, какую значимую роль в обучении профессиональных художников играло рисование обнаженной натуры, и как художниц из соображений приличия до этой практики не допускали.

Издание на 94 страницах содержит само эссе и послесловие автора, написанное тридцать лет спустя и позволяющее оценить изменение роли женщин в искусстве за последние годы.

К сожалению, издание не показалось мне удачным.

Во-первых, заявленная стоимость для мягкой обложки, газетной бумаги и верстки -  безусловно over price. Во-вторых, в книге представлено довольно много изображений картин, которые на тонкой бумаге и в бордово-фиолетовой цветокоррекции считываются очень плохо. Чтобы оценить работу приходится ее гуглить.

Несмотря на небольшие минусы издания, с эссе приятно ознакомиться. Иногда нам следует взглянуть в самое начало и освежить базовые знания, чтобы оценить успехи и двигаться дальше.

"Художницы", Флавия Фриджери

-5

Неужели женщины должны быть голыми, чтобы попасть в Музей Метрополитен?**

На этот вопрос в значительной степени ответила Линда Нохлин. Вместе с тем, большое количество людей, поняв системные причины отсутствия женщин-творцов в публичном пространстве, так и остались в неведении относительно прецедентов, а в дальнейшем и целых направлений женского искусства.

Сделаю ремарку. Говоря женское искусство, я не имею в виду искусство для женщин, я говорю об искусстве, создаваемом женщинами.

Проблема не в том как некоторые феминистки понимают женственность, а в том, что они, равно как и широкая публика, недопонимают, что такое искусство: по их наивной идее, будто искусство - это непосредственное, личное выражение личного эмоционального опыта человека, перевод жизни личности на визуальный язык. Искусство же почти никогда таким переводом не бывает, а великое искусство - вообще никогда.***

Позволю себе утверждать, что данный тезис в настоящее время достаточно укрепился, чтобы не делить искусство по признаку пола.

«Художницы» моя любимая работа из отгремевшей несколько лет назад серии книг издательства Ad Marginem «Основы Искусства».

Если для вас Фрида Кало единственная известная в истории искусства и поп-культуры художница, то книгу определенно стоит прочитать.

Творчество Артемизии Джентилески, Розы Бонер, Джорджии О’Кифф, Тамары де Лемпицки, Амриты Шер-Гил и многих других художниц будет приятным открытием для человека, не занимающегося искусством и, возможно, станет источником вдохновения для людей, погруженных в творческую среду.

В книге рассказывается о 57 известнейших художницах, создающих картины, скульптуры и арт-объекты за период с 16 века до наших дней.

Книга прекрасно издана. Плотная глянцевая бумага позволяет в полной мере оценить работы, включенные в издание.

«Художниц» нужно оценивать как справочник. Биография, ключевые этапы в карьере и знаковые работы каждой художницы описаны кратко и содержательно.

Задача книги - познакомить, вызвать интерес, дать толчок для дальнейшего изучения. С этой задачей работа справилась блестяще, за что однозначно достойна пополнить книжные полки.

"О фотографии", Сьюзен Сонтаг

-6

«О фотографии» — сборник эссе, написанный американской писательницей и философом Сьюзен Сонтаг (в некоторых источниках - Зонтаг). Впервые отдельной книгой сборник издан в 1977 году.

Ведущей формой литературной деятельности Сонтаг была художественная критика, однако сборник эссе вошел в историю как фундаментальная работа в области теории фотографии.

Вместе с тем, книга читается скорее как философия о фотографии, а не теоретические основы ремесла.

Писательница в работе рассуждает об овладевании миром через фотографию, что ярко характеризует эпоху потребления. Суждения автора имеют особую актуальность в наше время, где созерцание сменилось присваиванием. Иначе говоря, Сонтаг описывает мотивы людей, бесконтрольно фотографирующих и фотографирующихся с целью сообщить миру: «я здесь был, впечатление испытал».

В процессе чтения волей-неволей задумываешься о собственном отношении к фотографии. Почему любишь или не любишь делать снимки.

К слову, Оноре де Бальзак боялся фотографироваться, аргументируя свой страх тем, что природное тело «состоит из серии призраков, лежащих в виде тончайших слоев один над другим, и каждый светописный портрет «снимает» один такой слой, вот почему многократное повторение процедуры грозит живому существу значительной потерей его субстанции»

Сонтаг рационализирует этот страх утверждая следующее.

…в акте фотографирования есть нечто хищническое. Сфотографировать человека — значит совершить над ним некоторое насилие: увидеть его таким, каким он себя никогда не видит, узнать о нем то, чего он не знал, словом, превратить его в объект, которым можно символически владеть.

Такие размышления помогли заглянуть в природу своего страха и понять, что на фото мне не хочется выглядеть снятым слоем - моментом и ракурсом, которые к представлению моей личности имеют мало отношения.

Любопытно, что сборник эссе о фотографии, издан без единой фотографии. Автор в качестве примеров своих суждений приводит множество работ знаменитых фотографов, но чтобы их увидеть, придется много времени провести в гугле.

За такую упаковку работы издательство, конечно, можно поругать, но с другой стороны, нужно понимать, что сборник энциклопедией мастерства фотографии не является, и его основная задача - погрузить в диалог с автором и с самим собой.

_____________________________________________

*физическое лицо, выполняющее функции иностранного агента

**высказывание коллектива женщин-активисток Guerrilla Girls, 1984 год

***эссе Линды Нохлин «Почему не было великих художниц?», 1971 год