Сегодня – некоторые интересные факты о том, как преподавал художник Константин Алексеевич Коровин (1861-1939).
Есть у меня такая книга: работа искусствоведов Н.Молевой и Э.Белютина «Русская художественная школа» в двух томах: один рассказывает о первой половине 19 века, второй – о второй половине 19 – начала 20 века.
Во втором томе я и прочла о преподавании К.Коровина в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Информация показалась мне интересной и однозначно стоящей внимания.
Не думаю, что многие из вас решатся самостоятельно искать и изучать эти тома. А я сделаю краткую выкладку о прочитанном.
В основу обучения Коровин ставил изучение натуры; а итогом считал развитие у художника образного восприятия и умения передавать своё личное отношение к натуре, к природе.
Коровин говорил примерно так:
«Живопись – это не регистрация увиденного человеком, а проявление в изображении натуры отношения художника к окружающему, его душевного склада и состояния».
Основополагающим он считал именно обучение, и не любил делать ставку одарённость и интуицию. То есть – как бы ни был будущий художник наделён талантом, без знаний и целенаправленного труда одно это не приведёт к результату.
У Коровина существовала последовательность заданий.
Первые задания имели целью сделать восприятие натуры молодым художником целенаправленным, осмысленным, развить у художника цельное видение натуры.
Постановки ставились несложные, но разобщённые в отдельных своих частях.
«Эти задания … давали ученику понять, что та целостность, с которой он видит отдельные предметы в совокупности с другими, составляет единственную правильную основу ведения работы в живописи». Преодолевая разрозненность, ученик мог почувствовать взаимосвязь предметов и необходимость писать их все вместе, в единстве.
(Задача тонких цветовых отношений на этом этапе не ставилась).
Второй этап постановок был уже рассчитан на развитие тонкого восприятия цвета. Постановки ставились сближенные по цвету, но с присутствием одной тональной детали в качестве камертона – например, кусок чёрного бархата.
- Решение живописной задачи условно делилось на две части, первая из которых - отношения в живописи, цветовой оттенок. Если коротко, это о том, как передавать не локальный цвет предмета, а тот дополнительный, который возникает при взаимовлиянии окружающих предметов друг на друга, с учётом влияния освещения.
- Вторая часть живописной задачи по Коровину – определение тональности цвета, его напряженности, насыщенности. Для более верного решения этой задачи Коровин рекомендовал начинать с тёмных мест, с теней. Подбирался цвет долго, так как, по мнению Коровина, цвет сложен и не может определяться сразу, по первому впечатлению.
А вот на следующем этапе задачей становилось уже «правдиво и выразительно передать своё отношение к натуре». Освоенные предыдущие учебные задания позволяли учащимся выполнять эти задачи самостоятельно, поэтому Коровин редко присутствовал в мастерской на этом этапе, предоставляя ученикам большую свободу, позволяя им пытаться раскрыть свою индивидаульность.
Таким образом, педагогика Коровина способствовала становлению именно художника, а не ремесленника.
Думаю, метод Коровина перекликается с методом П.П.Чистякова - как в понимании необходимости изучения натуры путём её цельного видения, так и в воспитании художника в широком смысле слова в итоге.
P.S. Основная тема канала - теория и практика изо искусства. Художник и педагог со стажем, поделюсь профессиональными секретами живописи, рисунка, композиции. Буду рада подписчикам, которым интересно моё творчество, а также уроки живописи онлайн.
Ещё интересные статьи:
😊🎨Приходите в гости в мой телеграм-канал: https://t.me/arteillar
или группу ВКонтакте: https://vk.com/arteillar, где я рассказываю о своём творчестве и немного об искусстве (контент отличается от дзен). Буду рада новым подписчикам!