При описании расстройств аутистического спектра можно встретить упоминания о том, что дети с РАС часто начинают читать раньше детей без особенностей развития и иногда даже самостоятельно изучают второй язык.
Однако большое число детей с РАС испытывают трудности при овладении навыками чтения. Наиболее типичными и характерными для детей с РАС являются трудности связывания смысла слова или прочитанного предложения с реальными объектами или действиями, сложности с запоминанием букв, трудности объединения букв в слоги.
Важным фактором на начальной стадии обучения чтению по слогам является твердое знание ребенком десяти букв, обозначающих гласные звуки. Работая с ребенком с РАС, занятия дробятся на маленькие сессии, перегружать своего ученика не рекомендуется и в конце обязательно он должен получить поощрение.
В основу методики положен принцип многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, предложенный выдающимся педагогом Гленом Доманом. В данном случае задача облегчается тем, что в русском языке гласные образуют пары, которые как бы рифмуются: А - Я, О - Ё, У - Ю, Ы - И, Э - Е. Каждый показ дополняется разнообразными играми. Прежде, чем приступить к обучению чтению, знание ребенком всех гласных нужно довести до автоматизма.
Учим гласные.
Распечатайте карточки с гласными буквами. Если есть цветной принтер, распечатайте буквы красным цветом и заламинируйте.
Посадите ученика напротив себя, заранее подготовьте пары. Начитать можно с двух: А – Я; О-Ё. На обратной стороне карточек пометьте для себя, где какая буква, и положите на стол четыре карточки в следующем порядке: А, Я, О, Ё.
Внимательно наблюдайте за вниманием ученика. Поднимаем первую карточку и говорим: «Это А», откладываем, берем следом «Я», проговариваем «Это Я», «Это О», «Это Ё».
Если занятия проводить ежедневно, уже на третьем четвертом уроке можно ждать от ученика повторений букв. Например, «Имя ребенка это?» Ждем, если ребенок не ответил, протяжно говорим а-а-а-а-а, просим вместе повторить. Когда ученик сможет без подсказок проговаривать 4 буквы А-Я; О-Е, приступаем к следующим парам; У - Ю, Ы - И, Э - Е.