Положа руку на сердце, песня Юрия Визбора Сретенский двор к весенним относится только формально. Это – ностальгическое воспоминание о тех веснах, что уже давным-давно минули. И не только для самого автора, но и для всего его поколения. Как бы осенний взгляд на весну юности. Год назад я уже ставил эту песню в весенний цикл, тогда меня самого пробило какой-то прямо физически ощущаемой ностальгией. Сейчас перечел тот текст, не то, чтобы старческую слезу уронил, но волнительно. Я год назад намного более короткие тексты ухитрялся писать, так что, если есть пара минут, можете и сходить, глянуть на мое прошлогоднее искреннее волнение. Не стыдно за текст, ей Богу. Тогда это называлось Сретенский двор. Сезонные песни в удовольствие. Если кто-то впервые здесь, уточню – название и есть ссылка на прошлогодний текст.
А сегодня я под эту грустную ностальгическую песню хочу поговорить вполне оптимистично о будущем. Нужно только сначала картинку поставить с весенним Сретенским двором.
Нынче в июне Юрию Иосифовичу стукнет 90. Юбилей, мимо которого нельзя пройти никому, для кого наша песня по-настоящему наша. Конечно, нет-нет возникнет странное ощущение, что «нас мало и нас все меньше, а самое страшное, что мы врозь», но поверьте друзья, эти ощущения – обман. Врозь – это в наличии, но тоже не настолько фатально, как кому-то бы хотелось. Для меня весна – это же не просто сезон пробуждения, беспричинной радости и дурацких надежд на долгое-долгое собственное будущее, для меня весна – это и студенческая весна, которая, вообще-то, длится с сентября по май, самый длинный сезон, однако! А еще весна – это всегда очередной детско-молодежный фестиваль, и даже не один, а обязательно два сразу. Федерального уровня – фестиваль Зеленая карета, ну а местного уровня – конкурс патриотической авторской песни им. Окуджавы. У Окуджавы, кстати, тоже нынче юбилей, к тому же и вовсе круглый – 100 лет. Значит, доживем до мая и отпразднуем как следует, благо и пост к тому времени, вроде, закончится.
Но сегодня мы не о Булате Шалвовиче, а о Юрие Иосифовиче. Именно его юбилею посвящен нынешний фестиваль Зеленая карета. И это не случайно – в минувшем году официально зарегистрировано общероссийское детско-молодежное общественное движение МНОГОГОЛОСЬЕ. И, понятно же, что одноименная песня Визбора официально названа гимном этого движения. Кораблики «с парусами в косую линейку» вновь активно поплыли по весенним ручьям, да не по Сретенским исключительно ручьям, а уже по всем, какие только можно найти от Владивостока до Калининграда.
Нас много, друзья. Нас очень много и мы вовсе не врозь, другое дело, что люди нашего поколения в места, где это можно наблюдать невооруженным глазом практически не попадают. Поэтому моим ровесникам и кажется, что все кончилось. Я – исключение, как и десятки организаторов этих процессов по всей стране. 18 фестивальных центров, между прочим активным образом с Зеленой каретой работают, и центров этих через год да каждый год прибавляется. Я постараюсь, чтобы вы тоже стали исключением, чтобы и у вас была возможность своими глазами посмотреть на то, как это все бурно цветет и развивается. Благо, у всех этих фестивалей сейчас есть и офф-лайновая составляющая и он-лайновая тоже. Зеленая карета – в основном он-лайн фестиваль, поскольку, сами понимаете, такую толпищу просто невозможно же собрать где-то в одном месте. Там тысячи участников, ну а конкурс Окуджавы – мероприятие зальное, со зрителями. Но и в рамках этого конкурса есть и прямые трансляции, и записи интервью и записи отдельных коллективов с отдельными песнями. Кстати, а чего бы не поставить что-нибудь из числа пермских молодых участников. Давненько тут Войс-Бэнд МайНа не звучала. Это наш универовский коллектив. Они, вообще-то, студия эстрадного вокала, для них основной репертуар с авторской песней не связан, но уже несколько лет и к этим двум фестивалям, и к осеннему и чисто студенческому РАВНОДЕНСТВИЮ ребята стараются обязательно подготовить одну-две песни нашего репертуара. И если уж берутся, то результат неизменно получается не стыдным, как минимум.
В общем, вы понимаете, что кораблики «с парусами в косую линейку» плывут себе и собираются в мощные эскадры даже. Сейчас уже работа по подготовке нынешних этих конкурсов и фестивалей идет полным ходом. Может быть, даже давняя моя мечта о том, чтобы эти ребята не только пели и играли здорово, но чтобы кто-то из них начал бы писать сюда в Бард-Дзен собственные тексты о собственных ощущениях в нашей песне начнет нынче сбываться. Если это случится, клянусь, все их тексты вы непременно увидите. Ну а уж мои рассказы обо всем об этом увидите точно.
Вот такой непривычный сегодня текст цикла Песни весны вышел. Не столько традиционный разговор о конкретной песне и конкретном авторе, сколько анонс большого количества самых разнообразных разговоров о будущем нашей песни в самое ближайшее время.
Песня Визбора, она совсем о другом, конечно. И о других людях, и о других временах. Сейчас времена меняются так стремительно, что нам уже трудно отследить в какую именно эпоху нас сегодня занесло. Это временами жутко, но, с другой стороны, еще и жутко интересно и куражно. Не знаю, как вы, друзья, я не склонен доверять старой китайской пословице - не дай вам Бог жить в эпоху перемен. Тяжело, разумеется, но и менять ее на другую я тоже не готов. И не потому, что Кушнер на все 100 прав – «Времена не выбирают», а скорее потому, что ощущение причастности к великим переменам – это отдельный кайф. А мы причастны. Особенно сейчас. Еще пару-тройку лет назад, при всей любви к нашей песне, я не понимал, к чему ведут наши усилия активизировать молодую авторскую песню. Казалось, что все это – исключительно затягивание неминуемой гибели самой этой песенной культуры. Сейчас я уже так не думаю. Я по-прежнему не могу представить детально «как наше слово отзовется», но уже почти уверен, что отзовется. Громко отзовется и с долгим эхом. Но все это нисколько не мешает погрустить вместе с Визбором над тем, что уходит, и уходит неминуемо.