Вместо предисловия. Итак, я как-то писала статью, о том, что позволяют себе ученики (и считают это нормой). Вот статья на эту тему:
Возмущалась, я, значит, что ученик может на урок не прийти (забыть об уроке, проспать, опоздать, отменить и т. д.). А репетитор сидит и гадает: будет урок или нет.
В общем, я невольно провела-таки эксперимент. А какой вы узнаете чуть позже, а сначала я расскажу об ученице, над которой и был "проведён" этот самый эксперимент.
... Учится у меня девочка Ангелина. Сейчас она уже в пятом классе. А занимаемся мы с ней английским языком с конца второго класса.
Мама Ангелины (так же как и папа девочки) изучали в школе немецкий язык. То есть помочь ребёнку они не могли, даже, если бы хотели. Единственный вариант был начать учить английский язык вместе с дочкой. И мама Ангелины в самом начале нашей работы с девочкой даже попыталась это делать. А меня попросили все слова и выражения, которые предполагались в третьем классе для заучивания, дублировать в словаре. Но записывать я их начала уже во втором классе (иностранный язык в белорусских школах обязательно изучается с третьего класса).
Слова я записывала по-английски и их наиболее приближенное чтение на русском языке. Последнее делалось исключительно для мамы. Но вы знаете, что такое написание иногда не способно передать правильное звучание слова. Поэтому мне приходилось дублировать информацию в аудиоформате. Обычно я высылала какое-то коротенькое видео, содержащее эти слова (или примерно эти плюс минус ещё какие-то).
Ангелина прекрасно справилась с программой третьего и четвёртого класса. За год девятки. Плюс участие в школьной олимпиаде по английскому языку. Не помню, были ли какие-то призовые места или нет. Но Ангелина девочка амбициозная. И проблем с выполнением д/з (ни в школе, ни для моих уроков) у неё не было. Ровно как и с дисциплиной и посещаемостью.
За всё время было всего три момента, на которых я и хочу сделать свой акцент.
Итак, однажды на каникулах (4 класс) мы поставили урок Ангелине (совместно) на вторник на 12.00. (День и время пишу примерно, оно нам надо для иллюстрации ситуации). А у Ангелины в это время в школе появились какие-то дела (по-моему, это была репетиция вальса к последнему звонку). Конечно, урок мы по просьбе Ангелины перенесли. На четверг на 15.00. Маме я сразу сообщила (написала сообщение). Я уже научена горьким опытом, что всё надо дублировать письменно.
Всех всё устраивало: и день, и время. Четверг, 15.00. Жду Ангелину. Её нет. Я даже положенных 15 минут дожидаться не стала. Поняла уже, что девочка об уроке просто забыла. Звоню маме (Ангелининого телефона у меня тогда ещё не было). А они с мамой в центре города ходят по магазинам - то есть у них время покупок. Урок у нас длится 45 минут. На машине из центра надо ко мне ехать не меньше минут 10-15. Они на машине. Но всё же... Предлагаю два варианта: оплатить урок или приехать позаниматься то время, что осталось. Оба варианта маму не устраивают. А моё время ведь тоже идёт! В общем, бросили они всё, и Ангелина приехала-таки на урок. Не помню, сколько он был - минут 20 максимум, наверное. Мама урок оплатила полностью. И, как мне казалось, инцидент был исчерпан.
Пятый класс. Урок у нас в этом году по понедельникам. Сначала был в 19.30 (чтобы девочка наверняка успевала из школы ко мне добраться - она учиться в посёлке за городом, там же, где и моя ученица Алиса). Потом урок был перенесён на 15.45 - поздно домой возвращаться осенью и зимой. И теперь вот в 16.15 - чтобы и домой не поздно возвращаться, и из школы точно успевать. (Я как-то из-за этих переносов сама запуталась, и на полчаса урок Ангелине продлила. Хорошо, что у меня в тот день форточка была. В общем, позанимались и позанимались. Самое главное, что Ангелину это не расстроило, а её маму не возмутило. Тем более, что оплата была как за обычный урок.)
И вот однажды жду я Ангелину в понедельник, а её нет. Она обычно не опаздывает. А в последнее время на велосипеде приезжает минут на пятнадцать раньше. Но я урок раньше не начинала, так как мне тяжело без перерыва несколько часов подряд работать - болит спина и суставы. Надо походить немного, размяться. Так вот, жду я Ангелину, а её нет. Неужели забыла, что у нас урок? За столько лет один раз только такое случилось - это ответственный ребёнок. Подождала десять минут и звоню Ангелине на мобильный (я ей аудирование высылаю, поэтому у меня уже есть её контакт). Не берёт трубку. Звоню Ангелининой маме - тоже тишина. Написала я, значит, Ангелининой маме, что девочки всё ещё нет и что я жду её в кабинете. Так весь урок и прождала. Ответили мне только спустя несколько часов - все уснули, телефоны выключены. Оказалось, что все заболели. Вся семья. Поэтому замотались, обо мне забыли. Мама извинилась. По болезни, по моим личным требованиям, у меня можно отменять урок даже перед самим уроком. Но было неприятно, конечно, что обо мне забыли. Мелочи жизни, хотелось бы сказать... Но опыт мне подсказывает, что иногда вот такие мелочи говорят очень даже красноречиво.
И вот понедельник на прошлой неделе. У меня добавился еще один урок в понедельник, как раз перед перед уроком у Ангелины. А после этого урока я сделала себе 15-минутный перерыв, так как дальше уроки идут сплошным потоком. Но с новой девочкой на перемене мы немного задержались. Не выгонять же мне ребёнка? Она кое-что уточнила. Я кое-что ей ответила (об этой девочке тоже статьи будут). Потом она одевалась, обувалась (я ей не мешала: у меня прихожая небольшая). Потом я вышла на улицу домой идти, а Ангелина, вижу, уже пришла.
- Погуляй немного, - говорю я ей. - Погода прекрасная. Насидишься ещё на уроке.
И пошла я, значит, домой. А что дома? Дочка на каникулах тогда была (у них в колледже каникулы раньше, чем у сына в школе). Сын уже уроки сделать успел и просит у меня планшет поиграть.
- Хорошо, - говорю. - Пойди у сестры попроси. (У них планшет один на двоих пока).
А дочка смотрела на планшете в это время фильм и рисовала. Сын планшет просит - она не даёт.
- Договоритесь, - говорю, - кто когда будет в планшете сидеть.
Но договариваться никто не захотел, видимо.
Одеваюсь я в прихожей и слышу плач сына. Плачет навзрыд. Парню одиннадцать лет. Значит, что-то произошло. Спрашиваю с первого этажа, что случилось.
- Она мне нос сломала, - кричит сын.
Сами понимаете, оставить без внимания я это не могла. Воспитание моих детей, равно как и их здоровье, - это моя ответственность. Бегу наверх узнать, что случилось.
Нос покраснел и опух. Но кровь пока не идёт. Потрогала переносицу - вроде, целая. Что внутри - неизвестно. Я носовую перегородку имею в виду. Пошла за чем-то холодным. Приложили к носу холод. Попутно рассказала дочери об её ответственности за её же поступки. Холод подействовал, сын плакать перестал. Дочь утверждала, что нечаянно сына фалангой пальца по носу ударила, когда тот планшет из рук вырывал. Видимо, планшет в руках у сына оказался, а палец руки вверх взлетел. Всё логично выходит.
Я бегом вниз. Опять одеваться. Смотрю на часы, а у меня уже урок должен идти. Девочка-то за пятнадцать минут до начала урока уже пришла. Добегаю я до кабинета, смотрю на часы, понимаю, что опоздала на 13 минут! Вхожу, значит, я в прихожую кабинета, а Ангелина меня в верхней одежде и обуви у двери встречает.
- Прости, я опоздала. А чего ты не в кабинете? - спрашиваю я.
- Позвоните моей маме, - смерив меня высокомерным взглядом, говорит ледяным голосом одиннадцатилетняя Ангелина. - А я ухожу. Мне некогда. Мама сказала мне идти домой.
И Ангелина выходит из кабинета и в праведном гневе идёт к своему велосипеду. В её глазах читается следующее: "Как на мой урок посмела опоздать какая-то репетиторша!"
К слову сказать, со мной даже не попрощались.
Если вы думаете, что мне дали шанс что-либо объяснить, то вы ошибаетесь. Я позвонила Ангелининой маме сразу же. На что та ответила, что они ценят своё время и не собираются меня ждать. К Ангелине приезжает бабушка (я так поняла, что мама была где-то не дома, возможно, даже за пределами страны, поскольку мне велено было звонить на WhatsApp), и та не может остаться на урок дольше обычного. (Хотя такой вариант я предложить не могла бы - у меня после Ангелины сразу другой ученик должен был быть. Или могла бы? А ученика попросить на 15 минут позже приехать. Но подумать мне не дали.)
Вариант начать урок на следующей неделе на 15 минут раньше, дабы отработать потраченное мною бесценное время Ангелины, тоже не понравился ни матери, ни дочке. Также как и перенести урок на другой день.
- Ангелина очень занята в другие дни, - холодно сказала мне мама моей ученицы.
Причину моего опоздания я написала в сообщении. После телефонного разговора. И извинилась, конечно.
P.S. Уроки мы не прекратили. Пока. Наверное. В понедельник всё ещё у Ангелины по расписанию стоит урок. Правда, я сдвинула время на 15 минут вперед. И урок у Ангелины будет теперь начинаться сразу после урока у новой девочки. То есть опоздать я больше не смогу - перерыва-то ведь нет.
P.P.S. Мои дети сразу же извинились за то, что у меня по их вине пропал урок. Позвонили мне по телефону, поскольку у меня после Ангелины было ещё два урока. И дома извинились ещё раз.
Вот так. Репетитору опоздания не прощаются.
Что думаете по этому поводу, друзья? Долго мы проработаем после этого случая с Ангелиной?
Кстати, у Ангелины был ещё один случай недовольства мною. Расскажу в следующий раз.
И да. За прошлую и эту неделю столько всего произошло! Буду постепенно рассказывать. Пока отхожу.
Статьи об Ангелине:
Статья по теме:
Если вам понравилась эта статья, пишите свои отзывы в комментариях, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
#репетиторство #трудовые отношения #родитель и учитель