МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
в г. Железноводске
(Филиал СГПИ в г. Железноводске)
Гуманитарный факультет
Кафедра начального и дошкольного образования
Теоретико-методические и психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта
Выполнили
студентки 4 курса 4-3н группы
специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Боброва София Сергеевна,
Дерюга Елена Денисовна
г. Железноводск, 2024
Аннотация: Физическое воспитание и спорт играют решающую роль в укреплении общего здоровья и благополучия людей всех возрастов. Для обеспечения эффективности программ физического воспитания и спорта необходимо учитывать взаимодействие теоретико-методических и психолого-педагогических аспектов. Данная исследовательская работа направлена на анализ эффективных практик физического воспитания и спорта с учетом взаимодействия этих аспектов. В статье будут рассмотрены различные теоретические основы, методологии и психолого-педагогические стратегии, которые использовались для улучшения программ физического воспитания и спорта. Результаты этого исследования предоставят педагогам и ценную информацию для повышения качества программ физического воспитания и спорта.
Abstract: Physical education and sports play a crucial role in strengthening the overall health and well-being of people of all ages. To ensure the effectiveness of physical education and sports programs, it is necessary to take into account the interaction of theoretical, methodological and psychological and pedagogical aspects. This research work is aimed at analyzing effective practices of physical education and sports, taking into account the interaction of these aspects. The article will consider various theoretical foundations, methodologies and psychological and pedagogical strategies that have been used to improve physical education and sports programs. The results of this study will provide educators with valuable information to improve the quality of physical education and sports programs.
Ключевые слова: Физическое воспитание, физическая культура, теоретико-методические аспекты, психогого-педагогические аспекты, спорт, физическая программа.
Keywords: Physical education, physical culture, theoretical and methodological aspects, psychological and pedagogical aspects, sports, physical program.
Психология спорта в настоящее время – это, в основном психология, которая позволяет людям при занятии спортом получить способность прогнозировать и решать вопросы и проблемы, которые могут возникнуть перед ними в процессе развития и становления.
Неотъемлемая часть образовательного процесса состоит из двух очень важных составляющих. Первый элемент – это физическая культура, второй – спортивная психология. Все эти составляющие играют ведущую роль для дальнейшей профессиональной подготовки специалистов своего дела. Психологическая подготовка специалистов в области физкультуры и спорта зависит от возрастающей роли спорта в укреплении здоровья граждан, социальной значимости спорта и более высокого уровня достижений.
В первую очередь спортивная психология была сосредоточена только на прикладных задачах, сначала только на психологической помощи людям занимающимся спортом, а уже позднее и поддержке их физических способностей. Тема спортивной психологии интересна специалистам в различных сферах деятельности как в нашей стране, так в странах наших «зарубежных коллег».
Совершенствование психологической науки и ее согласованность со спортивной практикой говорит нам о том, что без активного участия специалистов в сфере спорта не возможен полноценный процесс формирования и воспитания личности спортсменов. Для того чтобы эффективно способствовать получению высоких результатов, людям занимающимся спортом необходимо иметь взаимодействие с тренером и психологом. Именно система «тренер-спортсмен-психолог» будет наиболее правильной в наше время. Люди всегда во всем пытаются доказать друг другу что они на первом месте. Именно в спорте можно понять, кто на самом деле первый, а кто еще не дошел до этого уровня. Спортсмены соревнуются не только сами с собой, но и с другими. В спортивной жизни есть два пути, либо ты становишься первым и выигрываешь, либо ты проигрываешь и доказываешь, что еще не достиг определенных результатов. Спортсмены должны осознавать эти два направления и понимать, что при определенных усилиях боль неудач может перейти в радость побед. Жизнь, связанная со спортом, всегда является фактором, который влияет на психологию человека. Благодаря физическим усилиям у людей появляется мотивация, которая является высочайшей категорией, помогающей переносить нагрузки от физической и умственной деятельности. Соревнования были созданы для того, чтобы люди хотели побеждать, строить свои жизненные пути и перспективы такие как личностные, материальные и образовательные.
Люди всегда во всем пытаются доказать друг другу что они на первом месте. Именно в спорте можно понять, кто на самом деле первый, а кто еще не дошел до этого уровня. Спортсмены соревнуются не только сами с собой, но и с другими. В спортивной жизни есть два пути, либо ты становишься первым и выигрываешь, либо ты проигрываешь и доказываешь, что еще не достиг определенных результатов. Спортсмены должны осознавать эти два направления и понимать, что при определенных усилиях боль неудач может перейти в радость побед. Жизнь, связанная со спортом, всегда является фактором, который влияет на психологию человека. Благодаря физическим усилиям у людей появляется мотивация, которая является высочайшей категорией помогающей переносить нагрузки от физической и умственной деятельности. Соревнования были созданы для того, чтобы люди хотели побеждать, строить свои жизненные пути и перспективы такие как личностные, материальные и образовательные. Психология физической культуры и спорта - это раздел психологической науки, изучающий закономерности психологической деятельности и развития в спорте и в конкретных условиях [1]. Психология физической культуры и спорта включает в себя два раздела: 1) психология физического воспитания; 2) психология спортаю Предметом психологии физического воспитания являются преподаватели физической культуры, психологические особенности обучающихся, а также их педагогический процесс обучения и воспитания. Предметом психологии спорта являются личностно-деятельностные характеристики спортсменов, тренеров, их взаимоотношения, психологическое обеспечение физической активности. Задачи психологии спорта: a) психологические фундаментальные исследования по формированию личности в физической деятельности; b) формирование особых черт личности (например: смелость в спортивных соревнованиях); c) изучение личностных качеств спортсменов не только начинающих, но и высшего класса. Деятельность спортсменов в экстремальных, стрессовых тренировочных и соревновательных условиях очень сложна. Для того чтобы понять ее необходимо очень хорошо владеть психологией спорта.
Факт, упомянутый выше, приобретает особое значение с учетом современных социально-экономических условий и повышения грамотности молодежи, в том числе культуры медицинского обслуживания. Одним из приоритетов модернизации физической подготовки является культура физического воспитания будущих специалистов в системе профессионального образования. Она в первую очередь будет зависеть от здоровья человека, его желания работать над собой и способностей, которые у него имеются. Удовлетворение своих потребностей в самом себе является важнейшей предпосылкой профессиональной деятельности будущих специалистов [2]. Важная качественная характеристика уровня развития сил и способностей спортсмена – это культура здоровья его личности. Только при развитии социальной деятельности возможно увеличение и улучшение уровня совершенствования во всех сферах жизнедеятельности спортсмена. Но в тот же момент возникает желание не только развивать определенный вид деятельности в себе, но и пытаться его осуществить. Именно это и можно назвать основным направлением в развитии современной конкурентоспособной культуры личности. Для того чтобы поддерживать, укреплять и развивать здоровье необходимо воспитывать обучающихся определенным ценностным ориентациям. Самой высшей ценностью является здоровье человека. Важнейшее культурное приобретение человечества – это отношение к своему здоровье, которое является осознанным. Как и любой культурный опыт, он должен быть интегрирован в образовательные институты общества. Одной из составляющих национальных стандартов высшего образования является спорт. Во всех высших учебных заведениях молодежь осваивает курсы физической подготовки. Именно это оказывает большое значение на их интеллектуальную, эмоциональную, волевую и мировоззренческую среду. Это связано с тем, что современное мышление личности о физической культуре связано не только с развитием качества занятий спортом. Так же оно связано с познанием человека, его мотивацией и перспективами в области физического воспитания и физической активности [3]. Приобретение знаний, умений и навыков, развитие здоровой мотивации и спортивного образа жизни ведет к совершенствованию культуры оздоровления обучающихся. Для того чтобы эта проблема была решена необходимо тщательно прорабатывать индивидуальные и коллективные программы по улучшению здоровья обучающихся. Эти программы должны быть выработаны с учетом психофизического развития и личностных способностей. Для того чтобы передать физкультуру и физическое воспитание обучающимся в институте, рекомендуется решить следующие задачи: -улучшить знания курсантов о своей будущей карьере; -активизировать слушателей и курсантов на учебных занятиях; -развить организаторские способности обучающихся; - целенаправленно осуществлять организацию активного досуга обучающихся. Опыт преподавания в высших учебных заведениях МВД России физической подготовки эффективно поможет выполнять вышеперечисленные задачи на практике.
Необходимо соблюдать определенные правила: - -необходимо чтобы здоровый образ жизни стал нормой для курсантов; - требуется повышать уровень образования и информированности обучающихся в области физкультурно-оздоровительных технологий; - необходимо иметь равные возможности для физического воспитания курсантов; -формировать здоровый образ жизни у курсантов (борьба с вредными привычками). Все эти меры должны привести к ограничению распространения вредных привычек среди молодежи и формированию здоровой культуры среди молодежи [4]. По результатам опроса, проведенного мною среди орловской молодежи в 2020 году по вопросу: «как часто вы занимаетесь спортом?» 4,3%-ответили, что ежедневно, 38,5% - несколько раз в неделю, 25,4% занимаются только физической подготовкой только на занятиях и 31,8% ответили, что занимаются спортом изредка. Поэтому на данном этапе особенно важен процесс реализации вышеуказанного комплекса мероприятий на занятиях физической подготовкой.
Список литературы
1. Вайнштейн Л. А. Общая психология : учебное пособие / Л. А. Вайнштейн, В. А. Поликарпов, И. А. Фурманов. – Минск : Тесей, 2005. – 368 с.
2. Основы психофизиологии экстремальной деятельности / под ред. А. Н. Блеера. – Москва : АнитаПресс, 2006.
3. Проблема критериев становления будущего специалиста как субъекта культуры здоровья / И. Ф. Исаев, Е. И. Ерошенкова, И. Г. Комарова, Е. Н. Кролевецкая // Современные проблемы науки и образования. – 2011. - № 6. – С. 181.
4. Ульянов Д. А. Влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни / Д. А. Ульянов, Т. Г. Коваленко, А. П. Шкляренко // Теория и практика физической культуры. – 2013. - № 6. – С. 40-41.
5. Васильков А. А. Теория и методика физического воспитания. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 381 с.
6. Сафонов В. К. Психология спортсмена. Слагаемые успеха. Издательство «Спорт», 2017. 9 с.
7. Холодков Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. 2-е издание Москва, 2003. 14 с.