Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Как возрождают из пепла паровозы в России? Смотрите полную режиссёрскую версию документальнного фильма «Паровозных дел мастер» на канале

Оглавление

Рад снова приветствовать всех на моём канале дорогие читатели и подписчики! В прошлых публикация я подробно останавливался на таких фильмах как "Бологое-Полоцкая" и "Чугунка". Сегодня пришло время рассказать вам историю создания ещё одного замечательного документального фильма "Паровозных дел мастер".

Год производства 2023
Страна: Россия
Жанр: документальный, биография
Режиссер: Павел Селин
Продюсер: Виолетта Бурлакова
Оператор-постановщик: Георгий Угаров
Композитор, сценарий, монтаж: Дмитрий Разворотнев
Продолжительность 51 мин.

Оператор-постановщик Георгий Угаров, который, собственно, и является автором идеи создание этого фильма, любезно поделился с нами подробностями его создания. В конце публикации вы найдете ссылку для просмотра этого фильма, причём полной режиссерской версии. На ТВ была показана сокращенная версия по причине ограниченного времени эфира. Итак, с чего же всё началось?

Оператор Георгий Угаров и главный герой фильма "Паровозных дел мастер" Алексей Грук на фоне действующих паровозов в депо ТЧ-7 Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский
Оператор Георгий Угаров и главный герой фильма "Паровозных дел мастер" Алексей Грук на фоне действующих паровозов в депо ТЧ-7 Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский

«Закрыть нельзя оставить»

В 2000 году, в локомотивном депо Санкт-Петербург Сортировочный Московский (ТЧ-7) возникла реальная угроза закрытия уникального и единственного цеха по ремонту паровозов. Мастером цеха на тот момент был Илья Куликов. Всего лишь пять человек мастеров энтузиастов как могли из года в год поддерживали на ходу оставшиеся на хозяйственных, вывозных работах и манёврах паровозы.

Энтузиасты возрождения железнодорожной старины. Слева-направо: И. Куликов, С. Терехов и А. Грук у восстановленного ими паровоза серии СО
Энтузиасты возрождения железнодорожной старины. Слева-направо: И. Куликов, С. Терехов и А. Грук у восстановленного ими паровоза серии СО

Среди них и те, что славно ещё отработали почти все 90-е в ежегодных, многодневных паровозных турах с иностранцами по всей стране, а также в киносъёмках и бесценных обкатках с немногочисленными тогда ещё любителями ВОЛЖД.

1990 год, одна из первых паровозных обкаток, организованных ВОЛЖД. Линия Торжок-Соблаго, бывший разъезд Новосёлки. Фото: Аркадий Ликальтер
1990 год, одна из первых паровозных обкаток, организованных ВОЛЖД. Линия Торжок-Соблаго, бывший разъезд Новосёлки. Фото: Аркадий Ликальтер

«Паровозных дел мастер»

Алексей Грук на фоне паровоза серии Л, станция Осташков
Алексей Грук на фоне паровоза серии Л, станция Осташков

В том же 2000-м, мной и моим другом Алексеем Вульфовым был снят и смонтирован очередной документальный фильм «Наследники Великой традиции» о восстановлении паровоза серии Эу 683-32, где одним из главных героев той артели, предстал очень интересный человек и мастер своего дела Алексей Грук — единственный в России и редчайший в мире мастер, который восстанавливает паровозы.

После обкатки паровоза Эу 683-32. «Наследники Великой традиции», 2000 год
После обкатки паровоза Эу 683-32. «Наследники Великой традиции», 2000 год

Машины, восстановленные командой Алексея Грука постоянные герои таких известных кинолент как: "Сибирский цирюльник", "Анна Каренина", "Статский советник", "Край", "Коридор бессмертия" и многих других.

В таком состоянии зачастую и приходят на восстановление паровозы в ТЧ-7
В таком состоянии зачастую и приходят на восстановление паровозы в ТЧ-7

Чудо было это или нет, но фильм увидели большие начальники в управлении Октябрьской ж.д. С огромной радостью мы узнали тогда, что там “наверху” приняли решение, — "Цех не закрывать!"

Паровозное стойло в цехе ремонтных мастерских в ТЧ-7 — единственное уцелевшее в России место, где сегодня ремонтируют паровозы
Паровозное стойло в цехе ремонтных мастерских в ТЧ-7 — единственное уцелевшее в России место, где сегодня ремонтируют паровозы

«Двадцать лет спустя»

Вернувшись из длительной зарубежной командировки в 2015 году, я решил вновь навестить цех и Алексея Грука. И после этого, остановится уже не мог. По несколько раз в год в выходные, первым же Сапсаном с фототехникой за спиной приезжал в Питер и сразу в «семёрку» к ребятам и паровозам в цех, вечерним обратно в Москву. Трудно творческому человеку, да ещё с неравнодушным взглядом на паровозы, молча стоять и наблюдать как у тебя глазах воскрешают к жизни очередной паровоз, десятилетиями простоявшим памятником у какой-нибудь проходной депо и вдруг, через какой-то отрезок времени вновь оживает и дышит паром.

Восстановленный в ТЧ-7 паровоз серии Л-5289 с грузовым поездом в обкатке на заповедной Бологое-Полоцкой дороге, март 2016 года. Фото: Алексей Алексеев
Восстановленный в ТЧ-7 паровоз серии Л-5289 с грузовым поездом в обкатке на заповедной Бологое-Полоцкой дороге, март 2016 года. Фото: Алексей Алексеев

Идея начать собирать постепенно видеоматериал, восстановительных работ любых серий паровозов, ремонта, самой бригады в работе, пришла почти сразу же. Так родилась идея снять новый фильм 20 лет спустя...

Режиссёр Павел Селин

Понимая и оценив всю серьёзность нагрузки в создании такого фильма в одиночку, как представлялось самому себе в самом начале, я всё же предложил идею фильма своему другу и режиссёру Павлу Селину, с которым много лет мы когда-то работали вместе.

Оператор Георгий Угаров и режиссёр Павел Селин в депо ТЧ-7 Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский
Оператор Георгий Угаров и режиссёр Павел Селин в депо ТЧ-7 Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский

Чтобы найти хоть какие-нибудь средства на производство, Павел подал заявку на проходивший Всероссийский отбор сценариев документальных фильмов на получение грандов на федеральном телеканале “Культура”.

Сама идея, краткий сценарий и трёхминутный ролик, смонтированный из собранных к тому времени видеоматериалов, решили судьбу будущего фильма. Из десятков представленных сценариев со всей страны, наш получил зелёный свет.

Съёмки

Первая съёмочная смена проходила уже в августе 2022-го на детской ж.д. в Ярославле, куда мы приехали с нашим героем Алексеем Груком. Там он впервые встретился за несколько лет с восстановленным им и его артелью паровозом Гр-332.

Стоп-кадр из кинофильма "Паровозных дел мастер"
Стоп-кадр из кинофильма "Паровозных дел мастер"

Любой документальный фильм, требует огромного внимания, сил, режиссёрского мышления. В любую секунду, герой может выкинуть драгоценную, неожиданную фразу, предложение, которую он уже никогда не повторит с тем же настроением, интонацией и духом, поэтому приходилось как говориться, подлавливать особым чутьём каждое его слово, обращение к коллегам, в отличие от простой, механической работы с паровозом. Именно через такие моменты и открывается зрителю герой какой он есть в повседневной жизни.

Алексей Грук в будке восстановленного его командой узкоколейного паровоза Кп4-447
Алексей Грук в будке восстановленного его командой узкоколейного паровоза Кп4-447

Павел Селин, профессионально и тонко находил ниточки тем разговора и наводящих вопросов, чутко и быстро реагируя на любую ситуацию.

Так, к примеру один из моментов в фильме, когда Алексей в новом петербургском "Музее железных дорог России" на Балтийском вокзале никак не мог открыть пластиковую крышку порта зарядки телефона.

Стоп-кадр из кинофильма "Паровозных дел мастер"
Стоп-кадр из кинофильма "Паровозных дел мастер"

Увидев с каким упорством, наш герой не оставляет попыток открыть эту крышку, режиссёр моментально среагировал, позвал меня, пока я набирал общую картинку музея и одним жестом, дал понять мне снимай! Включил камеру, а сам думаю, это то зачем ему? Пока не услышал ответ Грука про свои руки и разные тонкие детальки.

Автор сценария и режиссёр Дмитрий Разворотнев

Осенью 2022г. все снятые материалы мы переслали режиссёру монтажа, сценаристу и музыканту Дмитрию Разворотневу, который проживал в посёлке Воронежской области.

Дмитрий Разворотнев
Дмитрий Разворотнев

Занимаясь ежедневно домом, хозяйством, готовкой, ухаживая за старенькой, лежачей своей бабушкой, он уже ближе к ночи садился за монтаж, написание музыки, сведению звуковых дорожек. Огромная и титаническая работа легла на его плечи в непростых тогда условиях жизни. Невообразимая практика дистанционного монтажа, обсуждения, общения по видеосвязи, монтажа звука, музыки, приводила порой к тяжёлым моментам и настроениям, т.к. сильно поджимала нас всех приближающая дата сдачи фильма. К сожалению, этот фильм стал последним для Димы. В ноябре 2023 года он ушёл из жизни...

Но ушёл с призами. Фильм получил уже тогда две большие награды на двух осенних кинофестивалях документального кино в Самаре и Екатеринбурге, как и предыдущий его фильм с Павлом Селиным «Агафья».

ВОЛЖД и Алексей Вульфов

Зная, как может фильм раскрыться более глубоко и получить свою особенную линию развития, я познакомил Павла с председателем ВОЛЖД, моим другом Алексеем Вульфовым.

Председатель ВОЛЖД и главный любитель железных дорог в России Алексей Вульфов во время интервью для фильма "Паровозных дел мастер"
Председатель ВОЛЖД и главный любитель железных дорог в России Алексей Вульфов во время интервью для фильма "Паровозных дел мастер"

Наше интервью с Алексеем продолжалось около часа, но уже тогда стало ясно, что именно оно и станет “несущей рамой” фильма. Павел признался в конце интервью, что получил огромное, профессиональное удовольствие, получая интересные и развёрнутые ответы, слушать которые хочется не останавливаясь.

-16

Второе, уже основное интервью с Алексеем Груком, мы записывали в "Музее железных дорог России" в Петербурге на Балтийском вокзале крупнейшем в Европе музее натурных образцов железнодорожной техники.

Алексей Грук в кадре
Алексей Грук в кадре

Для этого, администрация предоставила нам время после закрытия музея. Ближе к часу ночи, закончив, мы начали сворачивать аппаратуру. Алексей, после трудного рабочего дня мужественно и с терпением выдержал это испытание, сидение на стуле несколько часов не вставая, его терпение и умелый подход Павла, решили всё! Представив тогда на секунду, что я снимаю это интервью сам, один, то давно бы уже получил от Грука его:

— Ну что ты спрашиваешь одно и тоже, столько лет уже знаешь меня…

7-го мая прошлого 2023 года, фильм вышел в эфир на т/к «Культура» с заявленном каналом точным ограниченным хронометражем ровно 52 минуты. После, уже летом, ещё дважды фильм повторили на том же канале.

Летом, Павел предложил мне смонтировать полную, фестивальную версию фильма. Так, фильм стал на двадцать минут больше, но уже с теми эпизодами, что болезненно для меня не вошли тогда в первую, телевизионную версию, которую можно кстати увидеть на платформе «Смотрим».

Алексей Грук у вагона регулярного ретро-поезда "Селигер" перед отправлением со станции Бологое
Алексей Грук у вагона регулярного ретро-поезда "Селигер" перед отправлением со станции Бологое

С радостью и любовью к своим зрителям, любителям железных дорог, всем неравнодушным к теме — человек Труда, подписчикам канала, гостям и автору «Заповедной магистрали» Алексею Алексееву, дарим этот фильм студии Павла Селина, «Паровозных дел мастер». Переходите по ссылке и смотрите полную режиссёрскую версию фильма, хронометраж 73:08.

-19