Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

Фильм «Бологое-Полоцкая», который не раз видели по ТК «Культура» жители Осташкова и всей России, побывал на кинофестивалях трёх континентов

Доброго времени суток наши уважаемые читатели! А вы знали, что документальный фильм "Бологое-Полоцкая" киностудии «М»-Фильм», который мы активно продвигаем и всё время ссылаемся, снятый режиссёром Алексеем Вульфовым к 160-ти летию российских железных дорог (отмечали в 1997 году), побывал между прочим на кинофестивалях трёх континентов. На нашем канале загружена его улучшенная версия (ремастер), переходите по ссылке для просмотра фильма, если вы его ещё не видели.

Описание фильма: "На примере отрешенной от Большого Мира железной дороги, ее истории и повседневности, самобытной старинной архитектуры и местности, окружающей ее, представлен особый пласт российской жизни. Бологое-Полоцкая – это тот уголок бытия, который чаще всего остается незаметным человеку, особенно городскому, однако заинтересованный взгляд найдет здесь столько смысла и красоты... А ещё этот фильм об удивительных локомотивах, у которых в голосе гудка голоса целых столетий".

После получения прокатного удостоверения фильм вышел в свет и разошёлся в 1997 году на видеокассетах формата VHS в специальном подарочном боксе. Несколько экземпляров получили и сотрудники локомотивного депо Осташков ТЧ-34, которые попали на кадры кинофильма и, собственно, принимали участие в съёмках. Так впервые в своей жизни и я увидел этот фильм в 1997 году.

Разворот из подарочного бокса видеокассеты формата VHS c фильмом "Бологое-Полоцкая". Год выпуска: 1997 Страна: Россия
Жанр: Документальный, история российских ж.д.
Продолжительность: 45 мин.
Разворот из подарочного бокса видеокассеты формата VHS c фильмом "Бологое-Полоцкая". Год выпуска: 1997 Страна: Россия Жанр: Документальный, история российских ж.д. Продолжительность: 45 мин.

Режиссёр Алексей Вульфов в деталях для канала "Заповедная магистраль" подробно рассказал о том, как проходили съёмки кинофильма в нелёгкие 90-е ушедшего ХХ века и какое всеобщее внимание он получил после выхода в прокат.

Алексей Вульфов поведал, что у картины не было как такового заказчика, но были спонсоры, которые активно нам помогали. Все они указаны в конце в заключительных титрах кинофильма, там их можно прочитать. Среди них компания "Нейроком", Московское отделение Октябрьской ж.д., Борис Владимирович Барковсков как частное лицо, который выделил для съёмок свои личные средства и другие.

Съёмки картины происходили в обстановке колоссального энтузиазма всех его создателей. Оператор картины, Георгий Угаров, работал в те годы помощником машиниста электровоза (депо Москва Октябрьская), ему буквально приходилось, приехав из очередной поездки, только переодевшись, съездив домой за камерой, бросив все личные дела, мчаться на Бологое-Полоцкую в Осташков для очередных съёмок. Дефицитную и дорогую на тот момент времени профессиональную камеру S-VHS Panasonic M9000 предоставил учитель Алексей Вульфова, преподаватель сольфеджио из Москвы Владимир Викторович Кирюшин (трагически ушёл из жизни в 2001 году).

Во время проведения съёмок "Бологое-Полоцкой" на мосту 212/213 км дороги, так называемая "Маленькая Швейцария". Фото: Михаил Тиунчик
Во время проведения съёмок "Бологое-Полоцкой" на мосту 212/213 км дороги, так называемая "Маленькая Швейцария". Фото: Михаил Тиунчик

Алексей Вульфов как режиссёр и руководитель проекта договаривался с МПС о съёмках, получал разрешения на проезд в кабинах локомотивов, ездил в Санкт-Петербург в Управление Октябрьской железной дороги для получения финансовой поддержки.

Мы все были очень увлечены темой Бологое-Полоцкой дороги. Но вообще-то говоря, фильм начался с неосознанных съёмок поездок по этой дороге. А уже затем мы стали организовывать поездки специально, чтобы набирать материал для своего будущего фильма. Например, апрельская поездка по селижаровской семафорной линии во время паровозной обкатки с машинистом депо Осташков С.Н. Семашко, была сделана конкретно под фильм, согласно уже продуманного сценария.

Стоп-кадр из кинофильма "Бологое-Полоцкая", семафорная ветка Торжок-Соблаго в районе бывшего разъезда Лохово, входной недействующий нечётный семафор. 1996 год
Стоп-кадр из кинофильма "Бологое-Полоцкая", семафорная ветка Торжок-Соблаго в районе бывшего разъезда Лохово, входной недействующий нечётный семафор. 1996 год

Музыкальное сопровождение фильма "Бологое-Полоцкая" тоже было выбрано не случайно. Уже на стадии проработки сценария для будущего фильма Алексей Вульфов и Георгий Угаров, прослушивая записи из произведения "Метель" Георгия Свиридова, воображали зимние сцены, которые необходимо было отснять именно под эту музыку. Композиции "Тройка" и "Зимняя дорога" Свиридова идеально вписывались в концепцию фильма "Бологое-Полоцкая".

"Настоящий русский зимний путь" как по Ивану Бунину из произведения "Новая дорога", 1904 год. Бологое-Полоцкая дорога, 214/215 км, перегон Андреаполь-Торопец (ранее Андреаполь-Мартисово). Фото: Алексей Алексеев
"Настоящий русский зимний путь" как по Ивану Бунину из произведения "Новая дорога", 1904 год. Бологое-Полоцкая дорога, 214/215 км, перегон Андреаполь-Торопец (ранее Андреаполь-Мартисово). Фото: Алексей Алексеев

После выхода фильма в 1997 году в Министерстве Культуры РФ в главке кинематографии оказался американский продюсер Майкл Кютц. Он отбирал фильмы на американские кинофестивали, и тогдашний заместитель министра культуры предложил ему в шутку, вспомнив о фильме "Бологое-Полоцкая", который недавно просмотрел, взглянуть на этот фильм смеха ради. Естественно все только ухмылялись, поскольку фильм был снят в формате S-VHS и говорить о каком-то отборе для кинофестиваля было сложно.

Подготовка паровоза серии Л-4524 к съёмкам фильма "Бологое-Полоцкая" на территории локомотивного депо Осташков ТЧ-34, 1995-1996 год. Справа на фото с кинокамерой молодой тогда ещё оператор Георгий Угаров, работавший в те годы, как ни странно это звучит – помощником машиниста электровоза, депо Москва Октябрьская. Фото: Михаил Тиунчик (ВОЛЖД)
Подготовка паровоза серии Л-4524 к съёмкам фильма "Бологое-Полоцкая" на территории локомотивного депо Осташков ТЧ-34, 1995-1996 год. Справа на фото с кинокамерой молодой тогда ещё оператор Георгий Угаров, работавший в те годы, как ни странно это звучит – помощником машиниста электровоза, депо Москва Октябрьская. Фото: Михаил Тиунчик (ВОЛЖД)

Однако, Майкл Кютц всё же решил посмотреть фильм. Смотрел всего где-то его первые минут 12-13 и неожиданно для всех затем сказал, что отбирает эту картину на "Чикагский кинофестиваль". Все испытали глубокий шок от услышанного, но при этом никто и не стал возражать. Ну что ж, отбираете так отбираете. Далее, рассказывает Алесей Вульфов, на нас с директором киностудии «М»-Фильм» Михаилом Косыревым легла огромная ноша, связанная с переводом фильма на английский язык, титрирование и также надо было сохранить его в американском формате U-matic. Всё это было очень сложно, дорого, тяжело, хлопотно, но в итоге всё же было сделано и фильм DHL-почтой, которая уже существовала в то время, был отправлен в Соединенные Штаты.

Фильм "Бологое-Полоцкая" был показан на 33 международном "Чикагском кинофестивале" в секции документального кино, на котором присутствовал лично продюсер Майкл Кютц. Однако по итогу фильм получил целый ряд негативных отзывов американских кинокритиков, отметивших, что вообще собственно не поняли о чём была снята эта кинокартина и в каком формате. Один известный канадский критик даже написал следующее об этой картине:

"Поверьте мне, Россия – не такая!"

Им за океаном, наверное, там куда лучше видно, чем российскому режиссёру Вульфову и оператору Угарову какая она наша Россия на самом деле.

Стоп-кадр из кинофильма "Бологое-Полоцкая". Пассажирский поезд сообщением Торжок-Осташков, прозванный в этих краях "Снежинкой", прибывает на станцию Соблаго
Стоп-кадр из кинофильма "Бологое-Полоцкая". Пассажирский поезд сообщением Торжок-Осташков, прозванный в этих краях "Снежинкой", прибывает на станцию Соблаго

Сам Майкл Кютц написал, что далеко не каждый американец смог разгрызть этот "орешек" под названием "Бологое-Полоцкая", чтобы понять всю суть картины и по его рекомендации фильм всё же удостоился получить почётный диплом участника кинофестиваля "Certificate of merit" ("Знак достоинства" или "качества" буквальный перевод).

После показа "Бологое-Полоцкой" в США, Алексей Вульфов и его команда получили сразу 23 приглашения на международные кинофестивали со всего мира. Так сказалось неоднозначное, но состоявшееся участие на "Чикагском кинофестивале". Из этих предложений было выбрано всего три для дальнейшего участия в кинофестивалях: Париж, Мельбурн и Хьюстон. На этих кинофестивалях картина была показана и как в прошлый раз в США были получены только дипломы участника без каких-либо особых наград или кинопремий.

После участия в кинофестивалях, оператор фильма "Бологое-Полоцкая" Георгий Угаров, работавший в то время, как это ни странно звучит, всего лишь помощником машиниста электровоза, придя с дипломами участника на собеседование в телекомпанию "НТВ", куда он очень хотел устроиться, потому что твёрдо уже понял в дальнейшем в своей жизни хочет быть кинооператором, где посмотрев фильм и дипломы, был принят на работу в телекомпанию. Причём он затем попал в международный отдел, где долгое время проработал в Берлине.

Ретропоезд "Селигер" с паровозом серии Л на маршруте Осташков-Бологое, 112 км. Фото: Алексей Алексеев
Ретропоезд "Селигер" с паровозом серии Л на маршруте Осташков-Бологое, 112 км. Фото: Алексей Алексеев

Сегодня фильм "Бологое-Полоцкая" можно увидеть не только сети интернет, но и в вагонах пригородного ретропоезде "Селигер", который курсирует регулярно по выходным дням недели по маршруту Бологое-Осташков-Бологое.

-8