Казимир Малевич. Гений? Мистификатор? Пророк? Новатор?
Начну с того, что у Чёрного Квадрата были предшественники. Правда, не такие знаменитые.
За 33 года до Чёрного квадрата в 1882 году Альфонс Алле создал картину «Битва негров в пещере глубокой ночью». Тут, конечно, больше черный юмор, нежели манифест.
Ещё раньше, в 1617 году Роберт Фладд создал иллюстрацию «Великая тьма», которая изображает первозданный хаос.
Были и другие чёрные квадраты, однако, их никто не помнит и не обсуждает. Почему именно Чёрный Квадрат Малевича стал знаменитым?
Для меня ответ кроется в следующем: Чёрный Квадрат появился, как говорится, в нужном месте в нужное время.
Начало XX века. Художники перестают в точности копировать действительность, ищут новые способы выражения, экспериментируют, зарождается новое направление в искусстве - авангард. Но пока еще в картинах можно узнать предметы, хоть и деформированные как на картинах Пикассо.
Чёрный квадрат вместе с другими работами Малевича был представлен публике в 1915 году на выставке «0,10» и висел в красном углу комнаты. Не на стене как все остальные картины, а именно в углу. Эпатажное появление, вы не находите?
Круги, прямоугольники, квадраты - беспредметная живопись, - такого до Малевича не делал ещё никто.
Малевич считал себя пророком, и, как и подобает пророку, имел учение и последователей. Для описания своих картин ввёл новое понятие - супрематизм.
Сейчас никого не удивишь современным искусством: абстрактной картиной или инсталляцией из мусора. Но сто лет назад квадрат был вызовом и первопроходцем авангардного искусства.
Вот уже 100 лет человечество говорит о картинах Малевича, спорят о художественной ценности, покупают за огромные деньги. Так захватить умы людей может только гений, неважно, что он делает: пишет картины или шьёт платье для голого короля.
Студия День Художника