Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Как японцы перещеголяли немецких спецов, создав лучший в мире скоростной разведчик Ki-46

В 1941 году японцы пустили в бой свой новый стратегический разведчик Ki-46, который к концу войны получил титул лучшего скоростного разведывательного самолёта всей эпохи. Во время войны японцы, в отличие от любой другой азиатской нации, разрабатывали довольно неплохие системы вооружений. Ясно, что не всё получалось у японских инженеров, но кое-что из их произведений было выдающимся. Я не говорю про знаменитые японские суперлинкоры «Ямато» и «Мусаси» – они были хороши, но использовались неправильно. Также я не говорю про знаменитый японский истребитель A6M «Зеро», который был создан для наступательной войны, но в реальности войну, которая переросла в оборонительную, не выдержал. Но, если говорить конкретно об авиатехнике, то японцы создали немало хороших самолетов, некоторые из которых и в конце войны оставались вполне современными. А то, что они создали к концу войны – было еще более выдающимся, однако как раз к концу войны у японской экономики начались такие проблемы, которые в конце

В 1941 году японцы пустили в бой свой новый стратегический разведчик Ki-46, который к концу войны получил титул лучшего скоростного разведывательного самолёта всей эпохи.

Японский скоростной разведчик Ki-46-III
Японский скоростной разведчик Ki-46-III

Во время войны японцы, в отличие от любой другой азиатской нации, разрабатывали довольно неплохие системы вооружений. Ясно, что не всё получалось у японских инженеров, но кое-что из их произведений было выдающимся. Я не говорю про знаменитые японские суперлинкоры «Ямато» и «Мусаси» – они были хороши, но использовались неправильно. Также я не говорю про знаменитый японский истребитель A6M «Зеро», который был создан для наступательной войны, но в реальности войну, которая переросла в оборонительную, не выдержал.

Ki-46-II в полете
Ki-46-II в полете

Но, если говорить конкретно об авиатехнике, то японцы создали немало хороших самолетов, некоторые из которых и в конце войны оставались вполне современными. А то, что они создали к концу войны – было еще более выдающимся, однако как раз к концу войны у японской экономики начались такие проблемы, которые в конце концов ее и сгубили вместе со всеми выдающимися разработками японских инженеров. Ну, просто не было возможности обеспечивать для этой выдающейся авиатехники необходимое качество из-за тотальных американских бомбардировок.

Ki-46 на испытаниях
Ki-46 на испытаниях

А так вообще японцы – это нация технарей, и эта нация умеет прекрасно думать над тем, как надо делать современную технику. По крайней мере, во время войны японские инженеры передавали вооруженным силам первоклассную технику, другое дело, что японские вооруженные силы до этой техники просто не доросли. Они эту технику использовали так неумело, как самые настоящие варвары. Всё руководство японской армии и флота продолжало жить самурайскими традициями феодальных веков, а таким какую технику не дай – очень быстро ее угробят.

Ki-46 под бомбардировкой американскими "Корсарами"
Ki-46 под бомбардировкой американскими "Корсарами"

Ну, так и случилось. Японцы по большому счету – те еще вояки, в отличие от японских технарей. А политики японские – это вообще позапрошлый век, даже сегодня. Так что если пенять на Японию за то, что она проиграла войну, то это случилось только благодаря политикам и военным, а научно-техническая мысль в Японии всегда шла на передовом уровне.

Ну ладно, не стану дальше крошить батон на японских политиков и военных, а лучше акцентирую внимание на одной из самых лучших авиационных разработок японских инженеров во время Второй Мировой войны – стратегическом разведчике Mitsubishi Ki-46, который у американцев получил имя Dinah («Дайна»). Вполне прекрасный был самолет, ни у одной из воевавших тогда сторон подобного не было и в помине. Правда, поначалу начав его использовать правильно, японское командование уже к середине войны потеряло большинство имевшихся Ki-46 именно из-за неправильного использования.

Поврежденный и захваченный американцами на аэродроме Ki-46-II
Поврежденный и захваченный американцами на аэродроме Ki-46-II

Очень интересно, что японскую авиатехнику очень высоко оценивали даже такие спецы в этой сфере, как немцы. Они даже в устаревшем уже к середине войны «Зеро» нашли преимущество, и некоторые асы люфтваффе впоследствии заявляли, что если бы они в 1940 году вместо «мессершмиттов» пересели на японские A6M2, то «Битва за Англию» была бы выиграна ими в считанные недели. Во-первых, «Зеро» могли летать в несколько раз дальше, чем «мессеры», прикрывая свои бомбардировщики на огромных дистанциях, а, во-вторых, маневренные качества японского истребителя позволяли расправляться с первыми британскими «Спитфайрами» очень легко.

Ki-46-III с подвесным топливным баком
Ki-46-III с подвесным топливным баком

Также немецкими специалистами был замечен и Ki-46 – в 1943 году, когда немцам позарез нужно было разведывать советские тылы и обстановку в Англии и Италии, у них не было разведчика, способного выполнять такие сложные задания. А у японцев такой самолет был, и в какой-то момент люфтваффе обратилось к японскому руководству о скорейшем предоставлении лицензии на производство Ki-46. Однако переговоры затянулись, а уже в 1944-м надобность в скоростном высотном разведчике у Геринга отпала.

Но факт этот сам по себе примечательный – японским конструкторам удалось то, что не удалось конструкторам немецким.

Вверху - пластиковая модель Ki-46-III, внизу - Ki-46-III в музее RAF Museum Cosford, Великобритания
Вверху - пластиковая модель Ki-46-III, внизу - Ki-46-III в музее RAF Museum Cosford, Великобритания

Вот такой был у японцев Ki­-46, который стал лучшим в мире на тот момент по специализации, но по боевому применению использовался так плохо, что можно подумать о каком-то целенаправленном вредительстве со стороны японского авиационного командования.

Но я не буду сейчас пересказывать историю создания и боевого применения скоростного стратегического разведчика Ki-46, потому что об этом уже во всех подробностях рассказано на миллиардах интернет-ресурсов, посвященных авиационной технике. Я просто дополню всю эту информацию совершенно раритетными сведениями, взятыми из старого почти еще советского журнала «Крылья Родины» за 1992 год. Там в №8 появился очерк о Ki-46, которого сегодня в Интернете не найти. А если его не найти, то почему он должен пропадать в каких-то библиотечных архивах, где его давно уже сгрызли крысы?

Заголовок очерка О. Лейко "Неуловимая Дина"
Заголовок очерка О. Лейко "Неуловимая Дина"

Журнал «Крылья Родины», 1992 г., №8.

Олег ЛЕЙКО

НЕУЛОВИМАЯ ДИНА

Среди японских самолетов дальней стратегический разведчик Ки.46 фирмы Мицубиси занимает особое место. Это был настолько удачный самолет, что даже немцы в 1944 г. предполагали производить его по лицензии. До самого конца второй мировой он оставался достаточно современным.

Япония раньше других осознала ценность ведения дальней стратегической авиационной разведки, и вооруженные силы традиционно ориентировались на создание специализированных самолетов. До 1941-го ее армия вела боевые действия в основном в странах, практически не имевших серьезной истребительной авиации. Тем не менее авиапромышленность с трудом успевала выпускать самолеты в количестве, достаточном для покрытия потерь.

Особенно тяжело обстояли дела с двухмоторными бомбардировщиками. А ведь именно они, как правило, переделывались в дальние разведчики. Потому создание специализированных машин стало для японцев не роскошью, а необходимостью.

Обложка журнала "Крылья Родины", 1992 г., №8., и текст статьи. Прилагаемые к статье фото и схемы размещены ниже
Обложка журнала "Крылья Родины", 1992 г., №8., и текст статьи. Прилагаемые к статье фото и схемы размещены ниже

И вот 12 декабря 1937 г. фирма Мицубиси получила от Технического отдела главного штаба ВВС императорской армии задание на перспективный разведывательный самолет. Оно требовало обеспечить продолжительность полета машины до 6 часов при скорости 400 км/ч на высоте 4000-6000 м и максимальной скорости 600 км/чна высоте 4000 м!

Проектирование возглавил Томио Кубо. Он учел опыт прежних неудач. Ведь незадолго до этого Мицубиси разработала проект опытного двухмоторного истребителя Ки.39. Он уступил в соревновании истребителю Кавасаки Ки.38 - предшественнику Ки.45 «Торю».

В итоге самолет был создан цельнометаллическим, с низкорасположенным трехлонжеронным крылом, работающей обшивкой и убирающимися шасси. Летчик и стрелок-радист располагались в кабине, разделенные фюзеляжным топливным баком. Силовая установка 14-цилиндровые звездообразные моторы Мицубиси Ха.26-Iмощностью по 900 л. с. Запас топлива в баках достигал 1490 л. В качестве оборонительного оружия предусматривался подвижный пулемет калибра 7,7 мм типа 89, установленный в задней кабине. Как и для большинства японских самолетов того времени (исходя из опыта войны в Китае), конструкторы не предусмотрели для Ки.46 протектирования баков.

Боковые проекции Ки-46-II и Ки-46-III. Схема из журнала
Боковые проекции Ки-46-II и Ки-46-III. Схема из журнала

Томио Кубо с самого начала обратил внимание на аэродинамику самолета. Фюзеляж имел мидель минимального сечения, крыло - очень тонкий профиль.

В работе над новым разведчиком принимали участие ученые из Исследовательского института аэродинамики при Токийском университете. Они разработали хорошо обтекаемый капот для мотора Ха.26.

В октябре 1939-го на заводе Мицубиси в Кагамигахаре собрали первый прототип. Летчиком-испытателем был назначен майор И. Фудзита. Ведущий летчик-испытатель императорской армии, Фудзита служил в Техническом отделе главного штаба ВВС императорской армии. Вместе с инженерами Танакой и Андо он руководил подготовкой технического задания на новый самолет.

Проекции Ки-46-II и Ки-46-III. Схема из журнала
Проекции Ки-46-II и Ки-46-III. Схема из журнала

Первые же полеты показали, что с моторами Ха.26-I достичь скорости 600 км/ч не удастся - максимум 540 км/чна 4000 м. Но во всех прочих отношениях самолет был неплохим. Правда, обзор из кабины на земле оказался недостаточным, а реакция на отклонение рулей при пилотировании - замедленной. Но для самолета-разведчика это несущественно.

Пока моторостроители готовили к выпуску новую модификацию мотора Ха.26 - Ха.102, с двухскоростным нагнетателем, начался выпуск опытной серии Ки.46-I с моторами Ха.26-I. Предполагалось, что к моменту освоения самолета в частях работа над Ха.102 будет завершена, и армия получит полноценную боевую машину. К этому времени самолет уже получил «длинное» армейское обозначение «Тип 100 модель 1 дальний разведчик командования».

В конце весны 1940 г. первые Ки.46-I были направлены с завода в Кагамигахаре в летную школу в Симосидзу и специальную часть для проведения войсковых испытаний. Там выявились многочисленные дефекты бензо- и маслосистем, недостаточная прочность узлов крепления амортизаторов шасси и низкая надежность кислородной системы. Все эти «детские болезни» самолета были преодолимы.

Разведчик Ки.46-II. Фото из журнала
Разведчик Ки.46-II. Фото из журнала

После выпуска 34 экземпляров Кн.46-I (включая сюда и прототипы), фирма Мицубиси приступила к выпуску Ки.46-II. Среди основных отличий стали новые моторы Ха.102 (но капоты остались прежними) с новыми винтами большего диаметра. Общий запас топлива вырос до 1657 л за счет установки дополнительных баков в носках крыла. Удалось снизить сухой вес серийной машины на 116 кгпо сравнению с опытными.

Позже на базе Ки.46-II выпустили небольшую серию учебных Ки.46-II-каи с инструкторской кабиной, размещенной сверху-сзади над основной кабиной.

Проекции разных модификаций Ки-46. Схема из журнала
Проекции разных модификаций Ки-46. Схема из журнала

Новая модель полностью соответствовала всем требованиям. Она развивала 604 км/ч на 5800 м и могла держаться в воздухе почти 6 часов при скорости 426 км/ч. Разведчик практически не мог быть перехвачен истребителями, имевшимися в то время у союзников на Тихом океане.

С марта 1941-го Ки.46-II начали поступать в строевые части на замену разведчика Мицубиси Ки.15. Уже летом 1941 г. семь разведывательных эскадрилий сформировали на авиабазе в Кагамигахаре и направили в Манчжурию. Оттуда они распределялись по базам в Китае и на Тайване.

Проекции Ки-46. Схема из журнала
Проекции Ки-46. Схема из журнала

Очень скоро Ки.46 облетали всю Юго-Восточную Азию: японская армия готовилась к решительным действиям. Иногда они передавались командованию флота. Например, капитан Икеда на своем Ки.46-II 20-22 октября 1941 г. осуществил несколько полетов над Малайей, выбирая места для высадки морского десанта.

Перехватить Ки.46-II стало очень сложно даже «лайтнингам» и «спитфайрам», небольшое число которых появилось в конце 1942 г. в ВВС США на Тихом океане и в Австралии, хотя скорость истребителей была выше. Разведчик делал над целью один заход на большой высоте, шел с большой скоростью, и в этих условиях времени на набор высоты и выход в атаку у перехватчиков не оставалось. Зачастую пилоты Ки.46 уходили от цели не на ту базу, с которой взлетали, и курс их был трудно предсказуем. Но уж если истребитель атаковал, Ки.46 обрекался на гибель: летчик сидел на непротектированном баке, а пулемет не мог эффективно оборонять машину.

Разведчик Ки.46-III. Фото из журнала
Разведчик Ки.46-III. Фото из журнала

Мицубиси непрерывно совершенствовала разведчик, выпустив к концу 1942 г. модель Ки.46-III с моторами Ха.112-II. Эти самолеты развивали скорость до 630 км/ч, а дальность на крейсерской скорости 414 км/ч составляла 4000 м. Запас топлива вырос до 1895 л. Помимо нового двигателя Ки.46-III имел измененный фонарь с улучшенной аэродинамикой. Однако летчики отмечали, что обзор ухудшился. К числу других нововведений относился и отказ от не эффективного оборонительного вооружения.

Ки.46-IV. Фото из журнала
Ки.46-IV. Фото из журнала

Модификации Ки.46-II и -III строились параллельно. Выпуск модели «оцу» прекратили лишь в 1944 г. после постройки 1093 машин. Пытались довести до серии и модель Ки.46-IV, имевшую моторы Ха.112-II с турбонагнетателями. Однако из-за технических проблем первый полет Ки.46-IV состоялся в феврале 1944 г., а полностью испытания и доводку удалось завершить лишь через год.

В феврале 1945 г. один из опытных Ки.46-IV на участке 2300 км развил при сильном попутном ветре среднюю скорость 700 км/ч. Однако серийный выпуск Ки.46-IV наладить не удалось Японии в это время требовались уже только истребители.

Технические данные разных модификаций Ki-46
Технические данные разных модификаций Ki-46

В конце 1943 г. появились данные о новейших бомбардировщиках Боинг В-29 «Суперфортресс», их основной тактике высотном бомбометании. Главный штаб ВВС императорской армии исходя из этого принял решение переделать Ки.46 в высотный перехватчик. В мае 1944-го работам предоставили наивысший приоритет.

14 июня 1944 г. В-29 из 20-й воздушной армии ВВС США атаковали территорию Японии, но лишь к августу японская промышленность смогла наладить переделку Ки.46-III в высотные истребители. Модификация включала снятие фотооборудования и установку в носу, вместо топливного бака, двух 20-мм пушек Хо.5 с боезапасом 200 снарядов на ствол. Вместо центрального фюзеляжного бака устанавливалась 37-мм пушка Хо.203, стоявшая наклонно и стрелявшая вверх-вперед. Боезапас – 200 снарядов в 8 магазинах, перезаряжаемых стрелком-радистом. Обтекаемый фонарь упразднен и заменен на обычный ступенчатый.

Истребитель Ки.46-III-каи. Фото из журнала
Истребитель Ки.46-III-каи. Фото из журнала

Переделанные Ки 46-III-каи сразу же направлялись в ПВО Токио, потом Мукдена. Хотя успели переделать около 200 машин, их боевые достижения оказались невелики. Огневая мощь носовых пушек была недостаточной для эффективного поражения В-29. Установленное наклонно орудие - практически бесполезно. В то же время планер Ки.46 легко разрушался от огня стрелковых точек В-29. Ки.46-III-каи проявил себя маломаневренным, особенно в вертикальной плоскости, ведь разрабатывался как разведчик.

Истребитель Ки.46-III-каи
Истребитель Ки.46-III-каи

Союзники очень высоко оценивали именно разведывательный вариант этого самолета, получившего кодовое имя «Дина».

Всего японская авиапромышленность до конца войны выпустила 1742 самолета Ки. 46 всех модификаций.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

«Летающее бревно» Ki-44 «Бесогон». Пример того, насколько хорошо умеют мыслить японские авиаконструкторы

Ki-100 - последний японский серийный истребитель, который якобы мог «спорить» с «Мустангом»

Самый убойный истребитель японцев, дававший прикурить хваленым «Мустангам» и «Корсарам». И это не «Зеро»

Японцы во время WWII строили четырехмоторные стратегические бомбардировщики на высшем мировом уровне