После убийства Авеля Бог парадоксально решил наказать Каина не смертью, но "долгой жизнью" (свт. Амвросий Медиоланский). Во-первых, для того, чтобы Каин покаялся и в полной мере осознал ужас всего содеянного. А, во-вторых, чтобы люди, глядя на убийцу, больше не пытались самоуправствовать и повторять греховные дела. Для наглядности (чтобы никто не забыл, что Каин - убийцы и убивать его нельзя) Бог отметил преступника (черной) меткой убийцы, поставив на нем знамение. Книга Бытия говорит. "И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его" (Быт.4:15).
Возникает вопрос: что это за знамение, ставшее основой для крылатого выражения "печать Каина" или "клеймо преступника"? Что думают святые отцы, знатоки Торы о метке, поставленной на убийце? Давайте разбираться...
Версия №1. Знак. Это самая распространенная и самая общая (знак никаким образом не конкретизируется) версия "печати Каина". Происходит она из синодального перевода, где "метка Каина" обозначается словом "знамение". Своими корнями "знамение" уходит в еврейский текст. Там оно выражается словом "א֔וֹת ('ōṯ"). Это слово ("א֔וֹת ('ōṯ)) может символизировать ряд значений. Еврейское "א֔וֹת ('ōṯ)" - это и знак, и предзнаменование, и предупреждение, и воспоминание, и движение, и жест, и согласие, и чудо, и,, буква алфавита.
В Книге Бытия слово "א֔וֹת ('ōṯ)" использовалось далеко не всегда, но в особенных, экстраординарных случаях. Им обозначалась радуга - как знак обещания Господа никогда больше не разрушать свое творение потопом (Быт.9:12). Им обозначалось обрезание - как знак Божьего завета с Авраамом (Быт.17:11). Им обозначались чудеса, совершенные Моисеем перед фараоном.
В этом ключе метка Каина - это некий знак на его лице (возможно, теле), очевидно заметный для всех людей. Знак того, что человек стал сыном диавола.
Версия №2. Буква. Эта версия принадлежит еврейским раввинам. В своих комментариях на Книгу Бытия они высказывают предположение, что "печатью Каина" могла быть одна из четырех еврейских букв Тетраграмматона (יהוה). Напомним, что Тетраграмматон - это четырёхбуквенное непроизносимое имя Бога. Оно изображалось на письме 4 согласными буквами. А именно: Й, Х, В, Х. На еврейском: י (йод) ה (хей) ו (вав) ה (хей).Эта буква якобы была написана Богом на лице убийцы в защитительных целях (дабы никто не убил Каина).
Так мыслит раввин Раши (1: 4). Он говорит: "Он (Бог - Христофор+) выгравировал букву Имени Своего [Бога] на своем [Каиновом] лбу". То же самое утверждают другие раввины: Таргум Джонатан, Пирке рабби Элиэзер, Зоаром. Никто из этих раввинов не определял конкретную букву тетраграмматона. Однако раввин Майкл Берг в своем английском комментарии к "Зоару", "осторожно" предположил, что меткой Каина была буква "ו "(вав).
Версия №3. Расслабление. Автором это версии является святитель Иоанн Златоуст. По мысли Златоуста, "печатью Каина" является его телесное расслабление, болезнь. А именно: трясучка, предполагающая непроизвольное трясение головы и тела. Святитель Иоанн по этому поводу говорит:
"Твое расслабление на всю жизнь будет полезно для последующих родов, и то, что ты сделал один без свидетелей, узнают все, видя тебя стенающим и трясущимся, и этим трепетанием тела как бы говорящим и взывающим ко всем так: «Никто не отваживайся на подобное дело, какое я совершил, чтобы не понести такого же наказания» (Беседы на Бытие, 19).
Златоуст не изобретает эту версию, но в своем суждении основывается на переводе семидесяти, то есть Септуагинте (греческом переводе Библии). В последней, Бог говорит Каину, что он, "стеня и трясыйся будеши на земли".
Версия №4. Вид Каина. Эту версию поддерживает святитель Филарет Московский (Дроздов) и она наиболее тесно связана с буквальным смыслом крылатых выражений "печать Каина" или "клеймо преступника". По мысли святителя Филарета, метка Каина - это его ужасное лицо - лицо грешника.
Святитель полагает, что лицо убийцы по замыслу Божию, получило печать его страстей: зависти, гнева, отчаяния, ужаса. Святитель говорит: "Неизвестно, какое было сие знамение, если то не был самый вид Каина, обезображенный сперва завистью и скорбию, потом отчаянием и ужасом, и соделанный для каждого ясною печатию отвержения его" («Библейская история»).
Версия №5 (или другие версии). Эти версии приводит отец Олег Стеняев в толковании на Книгу Бытия. А раз привел он (ничуть не веря в их достоверность, просто для полного списка), значит, приведем и мы (по тем же причинам).
Итак, по поводу данного Каину предзнаменования существуют еще и такие апокрифические мнения: 1) Каин заболел проказой, 2) на лбу у него вырос рог, 3) убийце был придан пес для охраны его жизни, с которым Каин никогда не расставался и который жил в его жилище (поэтому якобы нельзя вводить в свои дома собак - этот обычай, восходит к Каину и может быть назван каинитским).
Какая же версия подлинная? Думается, святителя Иоанна Златоуста. Ее поддерживают и другие святые отцы: прп. Ефрем Сирин, свт. Димитрий Ростовский. Скорее всего, у Каина была трясучка, его тело (голова и другие части тела) сильно тряслось, выдавая таким образом печать убийцы.
Читайте также другие статьи:
Тайные ученики Иисуса: сколько их было и кто они такие?
Кем был Варавва и почему на праздник Пасхи помиловали его, а не Христа
7 интересных фактов о римском сотнике, который командовал распятием Христа
Какое Копье судьбы (из четырех известных) принадлежало Лонгину?
5 загадок Клавдии Прокулы, жены Пилата: "Не делай ничего Праведнику тому (Матф.27:19)".