Игра у детей до 7 лет является ведущим типом деятельности. Именно с помощью игр лучше усваивается информация, причём любая. Это не только развлечение, но и хороший способ решить, например, проблемы с речью: развить речевой аппарат, улучшить произношение звуков и в целом расширить словарный запас.
В этой статье мы рассмотрим развивающие игры, которые может использовать как логопед в своей работе, так и родители, чтобы заниматься дома.
Важно! В конце мы подготовили логопедические упражнения, которые можно выполнять дома с ребёнком. Берите на заметку, а мы начинаем!
ЗАПУСК РЕЧИ
Общее название серии обучающих карточек для детей от 0 до 3 лет. «Запуск речи» поможет отработать первые звуки и слова, а также развить мелкую моторику. На одной стороне нарисовано изображение, а на другой — сопроводительный текст для взрослого, который поможет понять, что нужно делать с конкретной картой.
Наборы обучающих карточек составлены таким образом, что по мере взросления ребёнка усложняются и задания, появляются новые карточки.
Также недавно мы запустили серию «Запуск речи 2.0». Это многофункциональный набор обучающих карточек, которые помогут автоматизировать проблемные звуки, наладить взаимодействие полушарий мозга, развить мелкую моторику и многое другое. Особенность карточек в том, что ребёнок взаимодействует с ними напрямую: нажимает на клавиши пианино или изображает сирену, показывает жестами звуки и слоги, регулирует громкость голоса и т. д.
НЕЙРОЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ НАБОРЫ
Перед вами наборы игр, который будут полезны для постановки и автоматизации звуков у детей от 4 лет. Это полноценное пособие для родителей и специалистов, которое можно использовать дома, в детских садах и обучающих центрах. А самое главное — занятия проходят в игровой форме, и ребёнок не будет скучать!
НЕЙРОЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ БРОДИЛКИ
Это полезное пособие, которое поможет автоматизировать и закрепить произношение звуков в начале, середине и конце слова. Маленьким участникам предстоит передвигаться по игровому полю и выполнять разные задания.
КРУГОВЫЕ ПАЗЛЫ
Круговые пазлы — настоящая палочка-выручалочка в логопедических играх. Благодаря им ребёнок научится: сравнивать звуки, автоматизировать звук «с», конструировать и читать слоги, выделять звук «с» в начале, середине и конце слова.
Задача ребёнка: собрать пазл, вращая круги так, чтобы сложилась картинка или слог. Особенность кругового пазла в том, что, если вы собрали один элемент пазла, остальные картинки и слоги не сойдутся. Так игра дольше будет интересна ребёнку.
«ТРЕУГОЛЬНЫЕ» ИГРЫ
В этой игре участникам предстоит соединять треугольные карточки так, чтобы собрать картинку и название изображенного на ней предмета или персонажа. Таким образом в игровой форме можно автоматизировать сложные звуки. В конце игры у вас получится один большой треугольник.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Ниже представлены упражнения артикуляционной гимнастики, которые нужно выполнять перед зеркалом хотя бы 10 минут в день.
1. «Лошадка, гриб, гармошка»
- «Лошадка»: ребёнок вытягивает губы, приоткрывает рот и цокает языком, как цокают копытами лошадки.
- «Гриб»: ребёнок улыбается, цокает языком, как будто едет на лошадке, а затем плотно прижимает широкий язык к верхнему нёбу (так, чтобы натянулась подъязычная связка) на пару секунд.
- «Гармошка»: выполняется из положения «Гриб» (когда тот уже хорошо получается), — не отрывая языка, ребёнок открывает и закрывает рот, не смыкая зубы.
2. «Поймай звук»
Когда ребёнок слышит трудный для него звук, он должен хлопнуть в ладоши. Сначала называйте слоговой ряд, потом слова, которые начинаются с проблемного звука. Затем переходите к более сложному — называйте слова, сложный звук в которых находится в середине слова. Очень важно голосом выделять букву с проблемным звуком.
3. «На что похож звук?»
Вместе придумывайте, на что похож тот или иной звук, а ребёнок пусть его изобразит. Например, «сссс» — ребёнок изображает сдувающийся воздушный шарик.
- «Шшшш» — ребёнок изображает шипящую змею.
- «Рррр» — ребёнок рычит собака или рокочет как трактор.
- «Лллл» — ребёнок изображает гул самолёта.
Используя те или иные игры или упражнения, учитывайте возраст ребёнка, особенности его развития, а также конкретные нарушения речи. Также для занятий можно использовать подручные предметы и игрушки:
- Вату, бумажные комочки и самолётики, чтобы сдувать их тренировать дыхание.
- Мыльные пузыри, губные гармошки, чтобы тренировать речевое дыхание.
- Развивающие игры с сюжетными картинками, чтобы сформировать связную речь.
- Пазлы, пальчиковый театр, массажные мячики, чтобы натренировать мелкую моторику.
На этом у нас всё. Надеемся, что данная статья была вам полезна. Ещё больше полезных игр ждёт вас на нашем сайте.