АЭЛИТА – 102 Восстановление и переделка УКВ на FM.
Здравствуйте, мои подписчики!
Довольно долго я не выкладывал ничего нового, но за это время были восстановлены несколько аппаратов. Сегодня представляю на обзор магнитолу 1-го класса «АЭЛИТА 0 102». А так же расскажу, с чем пришлось столкнуться в процессе ремонта аппарата.
По сути, АЭЛИТА – 102 это копия РИГИ – 111, но с немного изменённым блоком питания, и упрощённым дизайном, что не мешает ей конкурировать по качеству звука с оригиналом. Вообще, этот аппарат хорошо подойдёт для коллекции как действующий экземпляр, по крайней мере, по двум причинам. Первая – это хорошо просчитанный темброблок, с учётом возможностей УНЧ на К174УН7 и динамической головки громкоговорителя. Вторая – сам данамик 3ГД-32 широкополосный овал (правда. это относится только к первой его модификации с длинноходной катушкой. В более поздних моделях упростили и это, установив кольцевой стандартный магнит, сделав катушку короткоходной, что несколько ухудшило звучание. Но при этом саму динамическую головку посадили на основательные заклёпки, видимо для того чтобы самостоятельно пользователь не смог переставить на более лучшую).
Так выглядит динамик с длинным ходом катушки.
А так выглядит динамик с коротким ходом катушки.
Основные характеристики магнитолы можно узнать в интернете, но хочется остановиться на некоторых особенностях аппарата. Радиоприёмник особенностей не имеет, как в АМ так и в ЧМ тракте и реализован на стандартном наборе модулей тех лет, микросхемах серии К174ХХ. По стандартам тех лет данные модули удовлетворяли требования ГОСТа для аппаратуры первого и второго классов.
А вот магнитофонная панель имеет некоторые интересные особенности. Во-первых, схема усилителя записи – воспроизведения собрана на дискретных элементах (как сейчас говорят на рассыпухе). Интересно решён вопрос фильтров частотной коррекции как для усилителя воспроизведения, так и для усилителя записи. Эти усилители реализованы на активных элементах (транзисторах), в цепь обратной связи которых и включены элементы коррекции. Сами фильтры переключаются механическим переключателем в зависимости от выбранного рода работы. Согласитесь, что для переносного аппарата, тем более монофонического необычное решение. Обычно в подобных аппаратах того времени тракт УЗВ реализовался на операционных усилителях, а цепи коррекции включались так же в цепь обратной связи ОУ и были пассивными. А здесь получалось как бы раздельные усилители записи и воспроизведения, как в стационарных аппаратах. Подобное решение позволило получить малые шумы тракта УЗВ. Отдельно хочется упомянуть о наличии на борту магнитофонной панели шумоподавителя, который хорошо подавляет шумы самой магнитной ленты, очень мало влияя на сам сигнал.
Конечно, все эти ноу-хау сейчас ни кого не удивят, да и вряд ли кто-то сейчас будет записывать кассеты на монофоническом магнитофоне, когда сегодня доступны стереофонические аппараты на любой вкус и кошелёк. Но в наше время, особенно для молодёжной тусовки эта магнитола была мечтой. Конечно, слушать передачи в УКВ диапазоне в городах не являющимися областными центрами было не чего кроме передачи «В рабочий полдень», где транслировались новые хиты, зато более старшее поколение любило этот аппараты за хороший приём в АМ диапазоне, откуда узнавало новости страны. Поэтому в молодёжной среде тех лет больше ценился другой аппарат – магнитофон «Весна – 202».
Вроде с кратким обзором магнитолы и небольшим экскурсом в годы молодые я закончил.
Теперь о грустном. Решил я стать счастливым обладателем АЭЛИТЫ. Сказать, что на торговых площадках страны этот аппарат сейчас дефицитен – нет. Но найти его в достойном состоянии и по адекватной цене, задача оказалась не простая. Про «Ригу – 111» я вообще умолчу. Долгие поиски и переписка с продавцами дали свои результаты. Продавцы сейчас делятся на несколько категорий. Одни продают «как есть», даже не утруждая себя стереть пыль с аппаратуры, другие наоборот, мордочку натрут, цену задерут, а внутри может оказаться и отсутствие некоторых узлов, о чём, разумеется, «забудут» упомянуть. Так случилось и со мной. Внешне магнитола на фото смотрелась хорошо, продавец отказался вскрыть корпус и сфотографировать внутренности, мотивируя это тем, что аппарат «до сих пор на пломбах», что само собой не предполагало торга. Ладно, охота пуще неволи. Получил я аппарат. Упаковка так себе. Ну дошёл без внешних повреждений.
Как я и предполагал, пломбы были левыми. Аппарат не просто вскрывался, а вытерпел шаловливые ручки, возможно, даже не одну пару. Ручка настройки радиоприёмника отсутствовала, хотя на фото продавца была. Ну ему она, наверное, была нужнее. ЛПМ был разукомплектован (чудом оставался на месте импортный моторчик, который был к тому же и живой). Блок УКВ-1-05 был ржавым настолько, что даже дорожки печатной платы имели зелёный цвет. Блок ДЧМ был не от этого аппарата, а от «Ореанды-203» на микросхема К174УР3 вместо К174ХА6, даже по разъёмам эти модули не взаимозаменяемы. Фронт работ увеличился. Начал искать необходимые запчасти по торговым площадкам.
Вид блока УКВ со стороны дорожек.
Вид блока УКВ со стороны деталей.
Первыми пришли детали для радиоприёмника. Заменил старые советские электролиты на новые и любимые JAMICONы на всех платах радиоприёмника. Шум эфира послушал. Резисторы громкости и темброблока не шуршат. Это уже порадовало. А слушать в нашем регионе не чего, ни на АМ, ни на ЧМ. Решил перестроить УКВ на импортный диапазон. Хорошо, что есть соответствующая аппаратура и опыт. Устанавливать китайские модули с МР3 плеерами и блютус не рассматривал изначально.
Вот теперь можно и радио слушать. Звук у магнитолы хороший. Под рукой оказалась магнитола AKAI, примерно такого же класса, но звук у неё пластиковый, да и чувствительность у неё похуже. На АЭЛИТУ я принимал радиостанции не только вещающие в нашем городе (после перестройки полный FM диапазон 88 – 108 МГц) , но и из соседнего города, который находится от нас в 60-ти километрах, естественно с меньшим уровнем и слабыми помехами. БШН и АПЧ работают штатно. Единственный недостаток подобных модулей, с перестройкой по диапазону варикапами – это нелинейность резистора настройки (при чём даже с завода изготовителя не всегда были установлены резисторы с характеристикой А, встречались и с характеристикой В). Жду запчасти магнитофонной панели.
Почти месяц ушёл на поиски деталей для лентопротяжного механизма магнитолы. Либо предлагают некомплектный ЛПМ, либо в нормальном состоянии, но по неадекватной цене.
В итоге был приобретён ещё один аппарат. Цена чуть дороже, чем отдельно ЛПМ, но я решил, что из второго аппарата возьму ЛПМ, а с остальным буду думать что делать.
ЛПМ был разобран, очищен, смазан, установлены новые пассики и механизм водружён на своё штатное место. На платах УЗВ и ШП с автостопом заменены электролиты. Приятным бонусом было то, что некоторые электролиты были танталовыми. Их замена не потребовалась после теста. Вот и первое включение. Аппарат запел. Перемотки в обе стороны прекрасно работают. Намного был подстроен узел подмотки. Но как у всей возрастной техники не обошлось без но…. Не срабатывал автостоп. Автостоп в АЭЛИТЕ – 102 реализован не механический, а электронный. При исследовании схемы осциллографом определялось наличие импульсов, но они были занижены по амплитуде процентов на 70. Предположил, что неисправность в каком-то из транзисторов. Было в практике такое, когда транзистор тестером звонится как исправный, а коэффициент передачи ниже, чем заявлен средний по справочнику. В моём случае и транзисторы были исправны. Тупик! После перебора возможных причин неисправности предположил, что возможно виновницей может быть катушка датчика автостопа. На это явно указывало занижение амплитуд сигнала. Переставил катушку со второго ЛПМ донора. Результат тот же. Отключил плату автостопа полностью и решил подать на вход меандр с указанными в схеме параметрами. Амплитуды пришли в норму. Значит дело не в электрической схеме автостопа. Полез внимательно рассматривать ЛПМ. А ларчик просто открывался. Оказывается после сборки ЛПМ провод от механического контакта, блокирующего работу автостопа при нажатой кнопке «ПАУЗА» попал между витками пружины возвращающей планку фиксации кнопок рода работ. А поскольку пружина воронёная, и хорошей «массы» на ней нет, то и получается что «масса»которая должна подаваться в схему автостопа при нажатии кнопки «ПАУЗА» для блокировки срабатывания автостопа , подаётся через паразитное сопротивление пружины. Вот отсюда и автостоп не срабатывает и амплитуда сигналов занижена. Устранив эту причину, автостоп заработал.
Вот так из-за недосмотра можно сломать голову, разыскивая причину неисправности.
На данный момент АЭЛИТА полностью работоспособна как с завода, если бы не некоторые мелкие следы времени. К стати, по маркировке родных электролитов, можно сделать выводы, что аппарат был выпущен в 1991 -1992 годах. Со второй АЭЛИТОЙ донором, сейчас решаю вопрос с покупкой ЛПМ. Возможно скоро восстановлю и её, тем более что радиоприёмник уже перестроен на диапазон 88 – 108 МГц, заменены электролиты в УНЧ и фильтрах стабилизаторов источников питания. Единственное замечание будет по корпусу. Поскольку она приобреталась как донор без особых надежд на восстановление, то я закрыл глаза на небольшой скол корпуса сбоку под верхней панелью. Ну, если не заглядывать на магнитолу сбоку, то на внешний вид и на качество звука это никак не влияет. Зато именно в ней установлен динамик с длинноходной катушкой.
Вот пока всё. Буду рад, если кому-то пригодится мой опыт восстановления.
Ссылка на работу моего аппарата https://youtu.be/UcB5tEvuTkc