Маша снова взялась за старое! На этот раз она бесстыдно заигрывала с женатым Павлом Ягужинским прямо на ассамблее, пока Петр увлеченно беседовал с князем Меншиковым и наслаждался обществом прекрасных дам. Граф, шельмец, был распорядителем всех его ассамблей, а когда выпивал, давал жару. Он мог танцевать до упаду, приказывая всем повторять за ним. Маша была того же поля ягода и готова была плясать хоть до самого утра. Эти двое превратили французский менуэт в совершенно неподобающий танец и никого вокруг не замечали!
Взвинченный Петр ринулся к танцующим, бесцеремонно разбил пару Маши и Павла и потащил девушку прочь из дворцового зала. Мария невинно хлопала глазами, пряча от царя довольную улыбку, и покорно следовала за ним. Она знала, что Петр накажет ее вдали от лишних глаз. Но наказание это ей очень нравилось. Девушка быстро усвоила правила игры: чтобы увлечь и удержать царя, нужно заставить его ревновать.
Три Марии в жизни Петра
Мария Матвеева ворвалась в жизнь Петра I во время его связи с Марией Гамонтовой, известной также как Гамильтон. Петр не любил соперницу, но время от времени встречался с ней, чтобы скрасить свой досуг. Мария приходилась родственницей Гамонтовой по бабушке Евдокии, однако об этом родственном союзе старалась никогда не упоминать. В 1719 году Петр казнил Гамонтову, кому хочется быть замешанным в такой грязной истории?
Еще одна девушка, носящая светлое евангельское имя Мария, стала конкуренткой Матвеевой в 1721 году. Очаровательная княжна Мария Кантемир покорила сердце Петра так, что он едва не развелся с супругой Екатериной и не женился на ней. Отношения с Кантемир были разорваны после "неслучайной" смерти их недоношенного новорожденного сына, который был опасен для императрицы, однако позже возобновились и продолжались до конца жизни Петра.
Мария Матвеева же стала фавориткой, которая вызывала в царе жгучую ревность, на почве которой он в неё влюбился.
Детство Марии Матвеевой
Маша родилась в боярской семье Андрея Матвеева и его супруги Анны Аничковой в 1699 году. Петру I она годилась в дочери, так как его первенец Алексей родился на 9 лет раньше графини. Отец Маши чудом уцелел во время стрелецкого бунта 1682 года, когда 10-летний Петр стал царем, однако на "пепелище" тех печальных событий погиб ее дедушка, отважно призывавший стрельцов прекратить бунт. Его жестоко убили на Красном крыльце Московского Кремля прямо на глазах маленького царя.
Спустя много лет во время коронации своей супруги Петр подзовет к себе свою фаворитку Машу и скажет ей следующие знаменательные слова:
«Вот смотри, во время хованщины на этой ступени стоял твой дед. Я до сих пор помню его красные сапоги".
А Маша в ответ содрогнется от его слов, вспомнив жуткие рассказы отца о смерти своего дедушки Артамона Матвеева.
Мама Маши умерла почти сразу после её рождения, а детство свое девочка провела за границей. В год ее рождения отец был назначен полномочным послом при Голландских штатах в Гааге. По поручению царя Петра он должен был укрепить положение Русского царства за рубежом, развеять слухи о диких русских нравах и настроить иностранцев против шведов, так как в 1700 году началась Северная война. Вместе с отцом и старшим братом девочка побывала в Париже и Лондоне, а когда ей исполнилось 13 лет, переехала с ними в Вену. В Австрии семейство провело три года, а австрийский император Карл VI пожаловал отцу девочки графский титул.
На Родину 16-летняя Маша вернулась уже красивой статной девушкой, получившей отменное европейское образование. От русских укладов она не переняла ничего, так как воспитывалась в Европе, поэтому Петр, "зараженный" веяниями Запада, не мог упустить мимо своего взора такую интересную особу.
Амурные дела с Петром
- Маша кружилась в танце с Петром. В моду вошел контрданс: танец, в котором пары, встав в колонну, по очереди выполняли разные фигуры, кружились, менялись местами, хлопали в ладоши, обегали друг друга, сходились, расходились. Петр не сводил с белокурой красавицы пристальных влюбленных глаз. Роман между ними еще не начался, отец совсем недавно представил ее царю, но девушка чувствовала, что уже сегодня ночью он станет ее.
Пуританкой Мария никогда не была, поэтому с интересом предвкушала дальнейшее развитие событий. Ведь ей предстояло вступить в роман не с рядовым офицером, князем или графом, а с самим царем. Это ее заводило. "Фаворитка Петра, - считала она, - будет иметь преимущества перед остальными фрейлинами дворца".
Роман между парой закрутился стремительно. Причем девушка не раз давала царю повод для ревности, считая, что лучшее средство для того, чтобы удержать мужчину рядом, это включить в нем инстинкт собственничества и соперничества. Этот метод в отношении Петра действовал безотказно!
Дошло до того, что Петр, в очередной раз застав свою фаворитку в объятиях одного из ее поклонников, не выдержал и решил выдать ее замуж.
Зачем выдавать замуж женщину, которую дико ревнуешь, но на которой не можешь жениться сам, так как любишь и уважаешь жену? Ответ кроется на поверхности: таким путем Петр надеялся приструнить Марию и пошел от обратного. Он решил, что у фаворитки должен быть один муж, нежели десяток возлюбленных. Муж, которого он ей избрал, измен не допустит. Только царь и муж Матвеевой смогут иметь право на отношения с ней.
Неожиданная свадьба
Мария была шокирована, когда Петр сообщил ей о своем решении. Замуж она не собиралась, однако царь не только решил выдать ее замуж, но и нашел ей жениха, который оказался старше ее на целых 19 лет. Петр тоже был гораздо старше ее, но он был царем. А тут ей предлагали обыкновенного денщика, генерал-адъютанта Александра Румянцева - представителя древнего дворянского рода без титула (позднее, в правление Елизаветы Петровны, Александр получит титул графа)! Доигралась Маша со своей ревностью, перегнула палку!
«Желая, чтобы кто-нибудь держал юную графиню “в ежовых рукавицах”, государь выдал Матвееву за своего любимого денщика Александра Ивановича Румянцева…», - столетие спустя писал великий князь Николай Михайлович, внук императора Николая I.
Свадьба состоялась в июле 1720 года, когда Марии был 21 год, а супругу уже исполнилось 40 лет. Петр щедро одарил мужа своей возлюбленной землями в Петербурге, деревнями и крепостными душами. Поселились молодожены в доме на Красном канале, но через четыре года переехали в построенный ими дом на Фонтанке, землю под строительство которого им тоже выделил царь.
Семейная жизнь и продолжение романа с Петром
Через год у Александра и Маши родилась дочка Екатерина, которая сблизила супругов. Если поначалу Мария воспринимала брак с денщиком негативно, не зная его, то за год совместной жизни зауважала и прикипела к нему. Случилось по принципу "стерпится-слюбится": узнав супруга получше, она увидела, что он смелый и решительный человек, которому доверяет Петр.
Тем временем Петр, увлеченный романом с новой фавориткой, то исчезал, то появлялся в жизни Марии. Однако в 1724 году, когда муж Румянцевой уехал в Константинополь, получив назначение полномочного посла, их отношения полноценно возобновились.
- Петр любил своих женщин! Даже если они уходили из его жизни, он не отпускал их до конца, чтобы в любой момент продолжить с ними отношения. Конечно, дела государственные он ставил превыше всего, но без забав с женщинами-искусительницами обойтись не мог.
Их отношения породили дальнейшие слухи, так как Мария забеременела. Кто был отцом ее ребенка - муж или царь - было известно только ей. Возможно, проживи Петр Великий дольше, эта тайна бы открылась, так как у императора Российской империи не осталось наследника мужского пола, не считая внуков Петра II (сына опального царевича Алексея) и Петра III (сына дочери Анны), а у Марии родился сын. Плюс его брак с Екатериной трещал по швам после её измены с Виллимом Монсом.
Счастливое рождение сына и потеря Петра
Мальчик родился 8 января 1725 года. Мария назвала его Петром в честь императора. Крестной матерью малыша стала императрица Екатерина. Однако не успели пройти первые дни радости от общения с новорожденным, как на Фонтанку пришла скорбная весть: император скончался. Это случилось через 20 дней после рождения мальчика.
- Марии было безумно жаль Петра. Всю свою юность она провела с этим заносчивым монархом-исполином, который любил командовать и решал ее судьбу за нее. Она была сильно привязана к нему. И вот его не стало. Сердце отказывалось верить в такой печальный финал.
По Петербургу поползли слухи о возможном отцовстве Петра. Позднее уже упомянутый нами ранее великий князь Николай Михайлович писал, что мальчик Петр являлся сыном императора. Такого же мнения придерживался польский историк Казимир Валишевский, написавший книгу "Петр Великий". Как было на самом деле, остается гадать. Ну а мальчик Петр вырос и превратился в сильного, мужественного мужчину, который женился на княжне Екатерине Голицыной, вырастил троих сыновей (на зависть своему предполагаемому отцу!) и стал генерал-фельмаршалом русской армии.
Как сложилась жизнь Марии Румянцевой дальше
Несколько лет спустя фаворитка Петра родила еще двух дочек Прасковью и Дашу, которые внешне были очень похожи на мать в юности. В 1732 году Александр Румянцев попал в опалу, его лишили чинов и отправили вместе с супругой и детьми в Мордовию. Там семейство прожило три года, затем Александр был реабилитирован и получил назначение в Казань. Три года спустя супруги переехали в Киев, где Александр стал правителем Малороссии.
Кочевническая жизнь Марии продолжалась еще несколько лет, затем императрица Елизавета Петровна сделала ее статс-дамой и "надзирательницей" принцессы Софии Ангальт-Цербстской (будущей Екатерины II). Екатерина боялась и не любила Марию, которая докладывала Елизавете о каждом ее шаге, однако позже, став императрицей, простила статс-даме эту провинность.
Когда Марии исполнилось 50 лет, супруг ее умер. Однако графиня не оставила светскую жизнь. В правление Екатерины II Румянцева стала гофмейстериной, позже обер-гофмейстериной императорского двора, а в своем имении организовала приют для беспризорных детей и подкидышей, которых очень жалела.
Однако больше всего на свете Мария любила танцевать и делала это до конца жизни. Петр был первым монархом, с которым она станцевала контрданс. Потом она пригласила на танец юного Петра II, после него Петра III, затем великого князя Павла и даже его маленького сына Александра Павловича, которые позже станут императорами с разницей в 5 лет. Сделала это графиня только для того, чтобы иметь возможность гордо сказать на старости лет: "Я танцевала с пятью монархами!"
Умерла графиня Румянцева в 1788 году в возрасте 89 лет.
Как вы считаете, Петр Румянцев был сыном императора Петра?