Найти тему
Археология+

АРИИ: СОЛЯРНЫЙ ЗНАК НА УДАЧУ

(С) Богачев А.В., 2022

Продолжаю свой рассказ о материальной и духовной культуре древних ариев, начатый в видео об Индоевропейцах и в постах об инсигниях власти кшатриев и брахманов.

Крест и свастика – символы в чистом виде. В монографии «Венеды: индоевропейский контекст» мы картографировали все известные нам находки свастических изображений II тыс. до н.э. и связали их появление в том или ином регионе (Волго-Уралье, Кавказ, Центральная и Северная Европа, побережье Эгейского моря) с расселением индоиранских племен (Богачев и др., 2022. С. 61).

-2

Судя по всему, уже в момент своего появления свастика рассматривалась как некий знак «на удачу» (от др.-инд. «су» – «связанное с благом»), а потому смотрелась органично и на глиняных грузиках-пряслицах из Трои, и на позолоте царского оружия из Микен, и на костяных псалиях скотоводов Волго-Уралья (Богачев и др., 2022. Илл. 6, 7, 10). И поскольку магия знака удачи/блага была необходима индоевропейцам не только в их повседневной жизни на бренной земле, но и по ту сторону бытия – на небесах, свастиками и крестами украшались погребальные урны и другой, клавшийся в могилы, инвентарь (Богачев и др., 2022. Илл. 10, 1, 12; 87; 90).

Знаковым элементом в системе культурных ценностей средневолжского населения II тыс. до н.э. были солярные изображения, отлитые в бронзе или прочерченные на изделиях из кости.

-3

Минимальное количество «лучей» в солярном (свастическом) знаке, по определению, не менее трех. В нашем материале такие изображения есть и они, в частности, подтверждают тезис, высказанный в свое время известным российским индологом Г.М. Бонгардом-Левиным: «Некоего рода попыткой осмысления мифологических представлений можно считать последовательное развитие принципа трехчленного деления вселенной. Сама по себе эта идея, как показал научный анализ, отражает распространенную в мифологии различных народов мира типологическую модель, относящуюся к чрезвычайно древнему пласту верований… и существовала, возможно, еще в эпоху индоевропейской общности» (Бонгард-Левин, 1980. С. 37).

Наиболее традиционные узнаваемые (классические) свастические изображения имеют четыре луча. И таковые в нашей выборке присутствуют.

А.Ф. Лосев анализируя трактат «Теологумены арифметики» сирийского философа III–IV вв. Ямвилиха, замечает: «четверица усматривается в четырех ли временах года, в виде четырех ли возрастов человеческой жизни или четырех ветров – везде тут имеется в виду только одно, а именно четкость структуры, отчетливая и чеканная фигурность… Мы указали бы на отождествление четверицы в одном отношении с пирамидой, а в другом отношении – с шаром… Тут выражена тенденция все отвлеченное обязательно мыслить телесно и фигурно» (Лосев, 1988. Кн. I. С. 224–226).

Четырехчленная структура мира (древнеиндийские представления о четырех локапалах – хранителях мира) «в равной степени отражает и субъективное восприятие пространства, и, будучи привязана к стабильным географическим ориентирам сферы обитания того или иного социума, а также к константным точкам, характеризующим движение небесных тел, мир данного социума в целом» (Антонова, Раевский, 1991. С. 220).

В погребении 13 кургана 2 Подстепкинского III курганного могильника срубной культуры в районе черепа погребенного было найдено 6 блях-нашивок (илл. 11, 3), имеющих форму свастики с закругленными концами: «Основой нашивки является бронзовая раскованная квадратная пластинка, толщиной 0,7–0,8 мм, из которой вырубалась свастика. В центре свастики есть две дырочки для пришивания, диаметром чуть больше 1 мм, в ряде случаев смещенные от центра. Нашивка украшена рядом шишечек (пуансонный орнамент), который повторяет контур свастики» (Кузьмина, 2015. С. 270–271).

-4

Исследователь памятника О.В. Кузьмина детально рассмотревшая достаточно большой круг свастических изображений эпохи бронзы, отметила, что «свастика появляется в эпоху поздней бронзы как особый символ в ходе формирования срубной и алакульской культур… изображения свастики немногочисленны. По всей видимости, свастика изображалась на статусных изделиях или сосудах» (Кузьмина, 2015. С. 270–271).

К этому остается добавить, что и обряд, и сопровождающий инвентарь немногочисленных погребений со свастикой подчеркивает особый статус захороненных в них людей: «выделяются своим богатством женские погребения, а это не может не говорить о роли и месте женщины в обществе развитого бронзового века» (Горбунов, 1977. С. 161).

Действительно, судя по непотревоженным захоронениям с бронзовыми свастиками из нашей выборки, они принадлежат особам женского пола. Там где украшения находились in situ, они входили в ансамбль убора головы (шапочки, накосники).

Хорошая сохранность убора из могильника Золотая Нива II, позволила исследователям увидеть, что «подвески свастикообразной формы… являлись височными украшениями и прикреплялись к головному убору с помощью шнурков из кожи» (Багаутдинов, Васильева, 2004. С. 188).

Интересно, что в комплексах абашевской культуры подавляющее большинство очковидных подвесок найдено в районе черепа погребенных. Они «привешивались за шнурки, пропущенные через крупные витые спиралевидные пронизки» (Кузьмина, 1992. С. 53).

Совпадение конструктивных особенностей этих изделий является очередным аргументом в пользу того, что «судьба абашевской культуры была связана с историей формирования алакульской и срубной культур» (Кузьмина, 1992. С. 53). И если на Средней Волге очковидные подвески в срубных и срубно-алакульских комплексах уже не встречаются (их, судя по всему, сменяют украшения в виде свастики), то на периферии (№ 21, 22–32) они продолжают бытовать. За Уралом же свастики известны исключительно как элемент орнамента керамических сосудов.

Свастика как базовый элемент сложного орнамента украшает рукоять костяного жезла из вождеского погребения 9 кургана 1 могильника Красноселки I (илл. 10, 1), совершенного по «покровскому» обряду (Семенова, 2000. С. 177). Автор открытия и публикации этого комплекса Ю.И. Колев описал орнамент следующим образом: «Орнамент состоит из ромбов с вписанными в них свастиками. Ромбы образованы косой сеткой из пересекающихся глубоких резных линий, такими же линиями обозначены контуры свастик. Таким образом, ограниченные резными линиями участки гладкой поверхности образуют фигуры в виде свастик. Кроме того, внутри этих фигур свастики прочерчены тонкими линиями» (Колев, 2015. С. 165).

-5

На наш взгляд, по своему строю, композиции и ритмике этот орнамент созвучен вышеописанным орнаментам на изделиях из синхронных памятников Пелопоннеса и Крита (илл. 7, 8-10), с той лишь разницей, что базовой орнаментальной фигурой на рукояти жезла является ромб, а не круг.

О существовании единой «ключевой» (базовой, образцовой, принципиальной) модели (матрицы) и для угловатой свастики (образованной комбинацией горизонтальных и вертикальных линий) и для спиралевидного декора (илл. 8, 2), писал Генрих Шлиман в своей монографии о Микенах: «is in principle the same as the filling up with straight lines, horizontally and vertically combined, into what is called a frer or key-pattern» (Schliemann. 1878. P. 82–83). В этом вопросе он был солидарен с видным немецким археологом и искусствоведом того времени доктором Иоганном Генрихом Фридрихом Густавом Шли (Dr. Fr. Schlie).

-6

О связи спирали, свастики и меандра исследователи писали и другие современники Шлимана: «Змигродский, в недавней публикации («Zur Geschichte der Swastika») не только согласился с таким происхождением меандра, но даже и сблизил с этой предполагаемой линией развития спирали из раскопок в Микенах, и даже предложил изменить название того, что известно как “спиральный орнамент”. Тождество свастики с меандрическим орнаментом постулируется, во-первых, ее появлением, вписанной в меандр, на родосских, мелосских и древнегреческих геометризированных вазах. Подобные вазы можно увидеть в собраниях и Британского музея и Лувра (а так же Афин, Лимассола и Ираклиона (илл. 12) – Авт.)» (Уилсон, 2008. С. 38).

К этому остается добавить лишь то, что проведенные в XX веке археологические раскопки памятников эпохи бронзы, подтвердили гипотезу о связи свастики с орнаментом в виде «угловатого» меандра. Это в частности, достаточно ярко проявляется в материалах культур андроновского круга (Эпоха бронзы лесной полосы, 1987. Рис. 105, 17; 107, 24), синташтинской (Генинг и др. 1992. С. 323. Рис. 187, 2) и поздняковской (Бронзовый век. 2013. С. 547. № 243.2) культурах.

-7

Особую концентрацию разного рода свастических изображений на керамических изделиях II тыс. н.э. можно наблюдать в различных слоях Трои (илл. 2, 6-7), исследованной легендарным археологом Генрихом Шлиманом (Schliemann 1881; 1884). Автор одной из первых научных монографий о свастиках американский исследователь Томас Уилсон, со ссылкой на статью польского библиотекаря М. Змигродского, писал, что в разных слоях Трои было найдено 420 артефактов (пряслица, сосуды, броши из драгоценных металлов), украшенных свастиками или близкими к ней фигурами (Уилсон, 2008. С. 83). В царских гробницах Микен Шлиманом было найдено множество ажурных золотых ювелирных изделий, украшенных сложным криволинейным «микенским» орнаментом (илл. 7, 2-5, 8-10), центральной фигурой которого является свастика со скругленными концами (или крест) в круге (Schliemann, 1878. № 316, 383, 385, 422).

-8

Подчеркнем, что все названные выше находки свастик – это материалы II тыс. до н.э., найденные в комплексах и слоях, связываемых исследователями с индоиранскими племенами.

И если говорить о погребальных комплексах, в которых присутствуют металлические и костяные изделия в виде свастик (или украшенные свастическим орнаментом), то все они, судя по всему, принадлежат к родовой элите индоиранцев. Равно как и погребения с инсигниями власти – топорами и булавами

Погребения такого рода всегда выбиваются из общего ряда захоронений в пределах одного могильника, не только богатством погребального инвентаря, но зачастую и особенностями самого обряда, выходящим за рамки принятых в конкретном обществе норм.

Продолжение следует.

Подробности и литература из ссылок см.: Богачев А.В., Кузнецов А.В., Хохлов А.А. Венеды: индоевропейский контекст. Самара: «Вояджер: мир и человек», 2022. 336 с.