В предыдущей статье про Стреснённые обстоятельства один из подписчиков на полном серьёзе заявил, что неинтересно, потому что многабукаф. Поэтому заранее предупреждаю, здесь тоже будет многобукаф, и читать этот опус НЕ НУЖНО! :) Тем же, кому читать не является запредельной нагрузкой на мозг, можно и попробовать, и после этого призывать «аффтар, пеши исчо» или желать «убицца ап стену». Правда, второе я выполнять и не подумаю, если честно :) Ибо это больно и негигиенично.
Тема про группу Скорпионс весьма обширна и замысловата (поэтому и делю материал на 2 части, 70-е и 80-е, а 90-х не будет), и затрону я её весьма поверхностно, и, как обычно, предельно субъективно.
В самой первой статье в подборке «Заметки о виниле» я не зря начал именно с альбома Скорпионс. Просто именно с этой группы, именно с этого альбома (Lovedrive), и началось моё увлечение музыкой вообще и рок-музыкой в частности. И это очень много, такой вот музыкальный импринтинг :) До того, конечно, был Модерн Токинг, но это уже зашквар :) и не тянет на начало увлечения музыкой. Хотя слушаю, временами, до сих пор, и написал соответствующую статью.
История группы тянется аж с 60-х (что реально дофига), но я лично начинаю её историю со второго студийного альбома Fly to the Rainbow, выпущенного в 1974 году. Первый, 72 года, под названием Lonesome Crow, я за Скорпионс как-то считать не могу, это из серии «хочу быть одновременно Доорз, Пинк Флойд и ещё чем-то, не знаю, чем, но у меня не получилось». Впрочем, есть люди, которым альбом нравится, и я рад за них. И вот второй альбом как раз показывает весь недюжинный потенциал группы. Правда, играют пока так себе, сведение вообще ни о чём, но слушается, и слушается хорошо! Если бы эти песни (за исключением одной, и про это ниже) записать на уровне альбома 82 года Blackout (роскошного как по уровню материала, так и по записи со сведением), то получился бы просто бомбический вариант!
Читал я пару мнений, что ранние Скорпионс круты благодаря Ульриху с интересной фамилией Рот (Ulrich Roth). И всё звучание благодаря ему, и песни его супер, и всё такое, типа, не давал с честного рока свалиться группе в презренную попсу. А вот моё мнение диаметрально противоположное. ВСЕ песни, которые в альбомах до 77 года, вызывали недоумённое ощущение «и зачем я ЭТО слушаю?» именно его авторства. А уж вокал его просто ужасен, да простят меня его поклонники. И музыка с его подачи и играемая им, если честно, так себе, хотя вполне допускаю, что позже он стал играть намного круче. Но, справедливости ради, скажу, что не все песни и композиции его авторства ужасны. Есть и вполне достойные, но вокал там не его, или это инструменталки. И со звукорежиссёрами группе тоже не везло, более-менее сведён только альбом Taken by Force 77 года. Моё мнение, если бы гитаристом был бы кто-то, тяготеющий к стилю Клауса Майне и Рудольфа Шенкера, то их триумф наступил бы существенно раньше. Или нет, кто знает… :)
А по факту, группа «выстрелила» и обрела мировую известность (даже не смотря на ужасный немецкий акцент Клауса Майне, что мне, как не носителю английского языка, глубоко пофиг) именно после ухода Ульриха из группы. Можно долго говорить о попсовости музыки начиная с альбома 79 года, придираться к частностям (а придраться есть к чему), но музыка понравилась огромному количеству слушателей, чего совершенно не наблюдается и до сих пор с ранними альбомами. Их просто забыли. Впрочем, мне ранние альбомы нравятся, жаль нельзя «промотать» на пластинке песни второго солиста :)
Итак, перейдём собственно к пластинкам, имеющимся (и тем, что были, тоже) у меня.
Fly to the Rainbow 1974 года я первоначально купил американский релиз. Но женщина, что его продавала настолько неудачно упаковала, что его на почте… согнули :) Видимо, совпали одновременно изгибающая нагрузка и нагрев. Ушатанный конверт меня особо не трогал, несильные потрескивания (тогда) тоже, но загнутый чуть ли не на 45 градусов край… как-то мешал пластинку проигрывать :) Заказал я в резке стекла два квадратных куска по 30 см, и попробовал нагреть бутерброд с пластинкой между стёкол в духовке. Без фанатизма, ибо сплавить пластинку нефиг делать. Ну, немного загиб выровнялся, но недостаточно, чтобы возможно было слушать. Дело было весной, и я уложил пластинку в конверте между стёкол и сунул это всё на подоконник, выходящий на солнечную сторону, накрыв сверху старым махровым полотенцем, чтобы не перегревалось сильно. Полотенце сразу облюбовал кот :) и в таком виде это всё пролежало… месяца три :) ибо в какой-то момент я про пластинку банально забыл. А когда вспомнил и вытащил, то тепло-кото терапия оказала магическое воздействие :) Пластинка почти выровнялась. Загиб ещё был виден, но уже не мешал проигрыванию пластинки, т.е. от былых пары см остался где-то миллиметр. Прослушав альбом, я убедился, что американцы отпечатали её не так круто, как могли, да и потрескивает, и продал её знакомому за устраивающие обоих небольшие деньги. Ему на Арктур-004 с родной головкой и иглой отлично проканало.
Я же заказал на Дискогсе немецкий репресс 1982 года в минтовом состоянии. Первопрессы мало того, что были очень дорогие, так ещё и живой найти было очень сложно. Немцы, на волне популярности Скорпионс, перепечатали все старые альбомы в 82-84 годах, причём с вполне приличным качеством. По звуку, может, они немного и уступали (что не факт, но я не сравнивал с первопрессами, за отсутствием оных в доступе), зато реально много минтовых, и недорого. А, главное, меня покорила потрясающе тихая масса у всего выпуска перепечаток, она была тише, чем на хвалёных японцах, причём заметно. Такой массы я не слышал больше нигде. К слову, заметил, что при общем повторении оформления (кроме одного альбома), цвет пятаков у немецких репрессов был чёрный, в отличие от рыжего первопрессов. Ну, и отсутствие вкладок.
Итого, если абстрагироваться от качества первоначальной записи и сведения, и стойко перетерпеть длиннющую Drifting Sun от Ульриха нашего Рота, то альбом слушается на ура и достоин места в коллекции.
Что интересно, с 74 по 77 годы Скорпионс шпарили по альбому в год. Поэтому вторая из имеющихся у меня пластинок, это альбом 75 года In Trance. С обложкой, начинающей эротические изыскания в оформлении альбомов группы. На некоторых выпусках в других странах (в частности, в США) обнажённую грудь девушки стыдливо закрашивали :) А по мне, так, на первой стороне обложки прекрасно всё!
С музыкой тоже всё в порядке, ещё более интересные и красивые, чем в предыдущем альбоме, медляки, да и остальные вполне, но песен с вокалом Ульриха Рота целых две, и обе они не слушабельны в принципе… Особенно с учётом, что первая начинает альбом. Всё равно пластинка достойная, правда, у меня тоже немецкий репресс 1983 года, но купленный на Авито. И тоже вполне в идеале, что так же приятно.
А вот альбом 1976 года Virgin Killer достоин особого описания, как в связи с крайне неоднозначной обложкой, так и с экземпляром, который у меня в итоге образовался.
Вначале я купил, сам-собой, репресс 1984 года на Авито, и пришёл неплохой, в общем-то, но не устраивающий меня вариант. Потрескивал несколько сильнее, чем хотелось бы. Его я выставил на продажу, и заказал тот же самый вариант в минтовом состоянии на Дискогсе. В Италии. И продавец настолько похабно упаковал, что на почте (европейской, к слову) пластинку тупо сломали. Часть денег продавец вернул, но осадочек остался, и больше я у итальянцев ничего не заказываю принципиально. Дальше я присмотрел очень интересный, как тогда показалось, вариант, на Авито, но в итоге был сильно разочарован. Вместо запечатанного репресса из 70-х пришёл полностью повторяющий его по оформлению новодел 2022 года, причём неофициальный. Винить за всё могу только себя, ибо продавец, конечно, обманул, и отданных денег эта пластинка не стоила, но предъявить нечего, он и не утверждал, что это винтаж. Но тщательно не обмолвился, что это новодел… Пластинка полностью повторяет немецкий репресс какого-то года (на Дискогсе нет информации), только винил красного цвета, что было неожиданностью. Послушал пластинку, она оказалась по звуку совершенно идентичной ещё не проданной предыдущей… и решил, что и хрен с ним :) У каждого в хлам упоротого уважающего себя коллекционера должен быть хотя бы один цветной винил :) Судя по всему, отпечатано в Чехии, чуть более шумная масса, чем у Оптимал медиа в Германии, и изредка несильно потрескивает, чего у немцев обычно не бывает (есть несколько новоделов их производства). Выглядит это всё так:
Касательно обложки в Сети море «исследований» на эту тему, про то, как фото обнажённой девочки оскорбило много тонких натур (я уже говорил, и ещё раз скажу, что по мне у девочек до начала полового созревания полностью отсутствует эротизм, и возбуждаться на них могут только гнусные извращенцы), и то, что во многих странах (как и на поздних перепечатках в Германии) альбом выходил с альтернативной, «стыдливой», как я её называю, обложкой. И именно с ней и были два предыдущих варианта, которые я описывал выше:
По музыке та же история, песни с вокалом Ульриха Рота неслушабельны, хотя Hell Cat настолько невменяемо разнузданна, что именно вокал Рота идеально к ней подходит… и это уже почти можно слушать :) А самая любимая мною здесь песня, это In Your Park, даже не рискну объяснить, почему.
Заключительный в серии альбом 1977 года Taken By Force мне с Авито достался первопресс, но во внешнем состоянии краше в гроб кладут несколько предосудительном. Если взглянуть на диск под лампой, кажется, что живого места нет, и это всё ужасно (затиры покрывают 100% площади), но на самом деле пластинка звучит просто изумительно и только в двух местах, между первой и второй песнями на каждой стороне (ну, совпало так) есть щелчки. Причём, царапин не видно, непонятно, что именно их вызвало. В остальном - почти минтовое звучание, и я решил, что меня это устраивает, особенно если учесть, что звучит альбом очень пристойно для ранних Скорпионс. И, главное, на пластинку не попала ни одна песня с вокалом нашего родного Ульриха, что прям бальзам по сердцу :) И есть как вообще самая любимая мною из ранних альбомов песня Your Light (тоже без понятия, почему, хотя автором является тот самый Рот :) ) и самый крутой медляк Born To Touch Your Feelings. А с учётом, что это первый альбом, над сведением которого, похоже, поработал неплохой звукорежиссёр, судя по существенно более интересному звуку, чем на предыдущих альбомах, то картина вообще очень приятная.
В общем, спасибо группе Скорпионс за наше счастливое детство то, что они наиграли и напели за свою долгую творческую жизнь!
Про Скорпионс 80-х годов я тоже напишу… чего-нибудь :)