Найти в Дзене
Немного о настолках

Настольная игра "Vinhos" Витала Ласерды версия 2016 г.

Оглавление

Оригинальное название: Vinhos

Жанр игры: экономическая стратегия

Издатель в России: Cho cho games

Количество игроков: 1-4

Сложность правил (по данным сайта BGG): 4.01

Возраст: от 14 лет

Время партии: 60-135 мин

Чудеса чудесные от Cho cho games, которые прислали нам коробку с игрой очень рано. Мы получили игру 6 марта за день до новости в группе, в которой сообщили что рассылка будет после 11 марта. А например Виталию, автору канала Карты, кубики, победа!, пришлют коробку после того как привезут дополнение, хотя он его не заказывал. А мы как раз заказывали. Не знаю, что у них случилось, но наша коробка распакована, правила изучены, можно играть.

Это пятая игра Ласерды в нашей коллекции. И скоро можно делать полноценный топ игр автора.

О чем игра

Игроки выступают в роли винных магнатов в Португалии. Они строят виноградники, погреба, винодельни, нанимают фермеров и энологов, для улучшения качества вина. Также вино выставляется на аукцион и продаётся на внутренний или международный рынок.

Что в коробке?

-2

На канале есть видео распаковки. В коробке мы найдем большое игровое поле, 4 планшета игрока, фишки игрока, жетоны вина, сомелье, виноградников, виноделен, погребов, прогноза погоды, действий и множителей магнатов. Органайзер простой, наподобие органайзера в Галеристе.

Подготовка к игре

-3

Мне показалось что подготовка к Vinhos заметно быстрее чем к другим играм автора. Недавно играли в Лиссабон, и я специально засекал время подготовки - 38 минут. При подготовке к этой игре я не засекал время, но по ощущениям минут за 20 разложил. Компонентов не много - жетоны виноградников, виноделен, сомелье и целей на игру. Планшеты игроков в начале игры пустые.

Перед началом партии игроки выбирают по одному винограднику, получают соответствующий бонус и производят соответствующее вино, причём с учётом бонуса. Например, если бонусом является получение фермера или винодельни, то игрок производит вино с качеством +1.

Игровой процесс

У каждого игрока есть свой планшет, на котором есть 5 хозяйств для размещения виноградников, виноделен и погребов.

-4

В каждом хозяйстве можно разместить до двух жетонов одного типа виноградника (из одного региона и одного цвета вина). Нельзя размещать жетоны виноградников из разных регионов или одного региона, но разного цвета.

Кроме виноградников можно разместить жетон винодельни, или 1 жетон виноградника и две винодельни. Винодельни улучшают качество вина при производстве, на +1 по умолчанию, +3 если на винодельне есть фигурка энолога (белый мипл).

Ячеек для вина в каждом хозяйстве два, но за счет размещения погреба можно расширить до 4, к тому же погреб улучшает ценность вина. Вино в первых двух ячейках улучшается на +1, в третьей на +3, в четвертой на +5.

Игра длится 6 лет, в каждом из которых игроки делают по два хода. После 3, 5, 6 года происходит ярмарка. Это что-то вроде мини игры, в которой можно получить ПО, бонусы и бочки (бочки - ценный ресурс).

В начале каждого года открывается жетон прогноза погоды.

примеры жетонов погоды
примеры жетонов погоды

Он определяет качество производимого вина, а при розыгрыше ярмарки определяет условия получения бочек и каких сомелье можно использовать для получения дополнительных очков ярмарки (об этом далее).

После того как все игроки сделали по два хода, они обязаны забрать одну бочку с ячейки продаж (если они там есть). После чего наступает фаза производства вина. Все лежащие жетоны вина передвигаются в соседнюю правую клетку на планшете. Если клетки справа нет, то вино скисает и сбрасывается из игры.

мой планшет в конце игры
мой планшет в конце игры

В каждое хозяйство выкладывается жетон вина соответствующего цвета. Качество вина (цифра на нем) зависит от: жетона погоды (от -2 до +2), наличия жетонов виноградников, виноделен, жетона портвейна. Каждый виноградник в хозяйстве приносит +2 к качеству вина, каждый фермер +1, винодельня добавляет +1, винодельня с энологом +3. То есть можно получить качество 11 (два виноградника, с двумя фермерами и винодельня с энологом, и погода +2), но и вообще не получить вино, если погода дает -2, а в хозяйстве стоит только виноградник, который дает +2.

После фазы производства вина начинается следующий год или ярмарка.

После третьей ярмарки (6-й год), у игроков есть еще по одному ходу.

В игре доступны 9 ячеек для хода (опишу по порядку, слева направо, сверху вниз).

-7

1 и 9 Покупка виноградника. Можно купить 1 или 2 виноградника, для чего оплатить его стоимость, взять жетон виноградника, и разместить в свободном хозяйстве своего планшета, или добавить в хозяйство к такому же жетону. Игрок помещает 1 кубик славы на свободной ячейке виноградника. Кубики славы, можно использовать для увеличения ценности вина при продаже или участии в ярмарке.

-8

2 Погреба. Игрок может купить 1 или 2 погреба, оплачивает стоимость погреба - 3 баго за каждый и размещает в хозяйстве без погреба. Если в хозяйстве есть вино, то оно помещается на жетон погреба, в соответствии с той ячейкой, на которой лежал жетон вина. Кубик славы размещается в том регионе, жетон которого лежит в хозяйстве, где размещен погреб. Погреб можно размещать в хозяйстве без виноградника, тогда кубик славы кладется на погреб, и выкладывается на в тот регион, который будет размещен в этом хозяйстве позднее.

3 Винодельни. Игроки могут купить 1 или 2 винодельни. Стоят также 3 баго. Винодельни размещаются в любом хозяйстве со свободными ячейками. С кубиком славы у виноделен действия аналогичные погребам.

4 Сомелье. Сомелье дают разовые бонусы (обычно это скидки), а также помогают получить очки ярмарки. Если игрок использует способность сомелье, то он переворачивает жетон, и в ближайшую ярмарку его использовать нельзя. После проведения ярмарки все жетоны переворачиваются. Каждый жетон стоит 1 баго. Игроки могут взять до двух жетонов (в том числе одинаковых).

Немного о перемещении фигурок игроков. Игрок может бесплатно переместить свою фишку игрока только в соседнюю ячейку, если там нет фишки другого игрока или маркера раунда. Если в клетке есть маркер раунда, то игрок платит 1 баго в запас, если там стоит фишка другого игрока (или нескольких), то надо платить 1 баго каждому игроку. При перемещении в не соседнюю ячейку (соседней считаются клетки по диагонали), игрок платит 1 баго за каждый шаг.

5 Пас или Анонс. Если игрок не может (нет денег) или не хочет переместится в соседнюю ячейку, он перемещает свою фишку в ячейку паса или анонса (откуда все игроки начинали партию). Пас - игрок ничего не делает. Анонс - игрок делает все действия ярмарки, но раньше всех игроков. Иногда полезно, так как можно выбрать нужный бонус, или может есть нужное вино (необходимого цвета и качества). После паса или анонса игрок может поменять порядок хода. Мне кажется при игре вдвоем это не так актуально, но при игре вчетвером, это действие уже не кажется таким бесполезным.

6 Энологи и фермеры. Игрок может купить до двух фишек энологов или фермеров в любом сочетании. Энологи стоят 3 баго, фермеры - 2 баго. Игрок обязан разместить энологов на свободном жетоне винодельни, а фермеров на свободном жетоне виноградника. Покупать энологов и фермеров в запас, если их негде разместить нельзя.

Немного о ценности вина. Ценность вина не всегда равна качеству вина. На увеличение ценности вина влияет положение на жетоне погреба (максимум +5), кубики славы, и в некоторых случаях регион. При продаже (не важно на экспорт или внутренний рынок) или демонстрации на ярмарке, игрок может сбросить до двух кубиков славы (если есть) из соответствующего региона, и получить +1 к ценности вина за каждый. Если вино из региона 8, то за каждый кубик игрок получает +2 к ценности. Вино из региона 9 при любой продаже получает +1 к ценности (без сбрасывания кубика славы). То есть теоретически, если подгадать момент и продать нужное вино, ценности вина можно увеличить на +9 (+5 за погреб, +4 за два кубика из 8 региона). Но для этого должны сойтись все звезды.

-9

7 Экспорт. Для продажи у игрока должны быть бочки. Без наличия бочек это действие не доступно. Игрок подсчитывает ценность вина и размещает бочку на ячейке, со значением ценности. После чего игрок получает соответствующее количество очков. Убрать бочки из ячейки экспорта модно только с помощью действий сомелье. В конце игры игрок с наибольшим количеством бочек в столбце (отдельно взятая страна) получает дополнительные ПО, указанные в верхней строчке столбца. При равенстве бочек, игроки делят ПО пополам с округлением в меньшую сторону

8 Продажа на внутренний рынок. Действие очень похоже на предыдущее, но игроки получают деньги, в количестве, равным номеру в ячейке, где размещена бочка. В этой ячейке есть разделение на белые и красные вина. Например, если занята ячейка с цифрой 8 белого вина, то игрок не может получить 8 баго за белое вино ценностью 8. Игрок может размесить бочку на ближайшей ячейке с меньшим значением, но и получит меньше денег. После каждого года игроки могут забрать 1 бочку из это ячейки.

Я описал все основные действия. В любой момент хода игроки могут использовать свои жетоны магнатов (зеленого цвета), чтобы совершить дополнительные действия (одно за ход). Это важный момент, который может повлиять на игру. Например, у меня был жетон, позволяющий совершить действие продажи, и мне не требовалось перемещаться в эту ячейку.

Ярмарка. Проходит после третьего, пятого и шестого годов. Игроки могут предоставить свое вино заранее, совершив действие анонса. На игровом поле изображена отличная подсказка, которая по сути "за ручку" проводит игроков по всем этапам ярмарки. Причем Ласерда советует для отслеживания этапов использовать жетон вина.

-10

У ярмарки отдельный трек, на котором игроки отдельной фишкой отмечают очки ярмарки (далее ОЯ) Порядок следующий:

1) Игрок объявляет какое вино он предоставляет на выставке (белое или красное), определяет ценность вина (как описано выше).

2) Получает ОЯ, равные ценности вина.

3) Выбирает свободный павильон, и получает бонус павильона. Расположение в павильонах влияет на порядок хода в следующих раундах.

4) Игрок может сбросить жетоны сомелье, лежащие лицом вверх, для получения дополнительных ОЯ. На жетоне прогноза погоды изображены два сомелье, жетоны которых можно сбросить (по одному каждого вида).

5) Определяется рейтинг в соответствии с количеством ОЯ, набранными игроками в течении всей партии. После первой и второй фишки на треке остаются, и лидерам проще сохранить лидирующие позиции. В первой ярмарке первое место получает 9 ПО, второе – 6, третье 3. Во второй 12/8/4, в третьей 15/10/5 соответственно. 4-й игрок выбирает один жетон сомелье. При равенстве на треке ярмарки, очки делятся пополам с округлением в меньшую сторону. При игре вдвоем, ПО даются как за 1-е и 3-е место.

6) Изменяется порядок хода в соответствии с расположением фишек в павильонах.

7) В новом порядке хода игроки могут купить жетоны действия магнатов (дополнительные действия) или жетоны множителей (ПО в конце игры), сбросив любой жетон вина. Игроки могут купить любое количество жетонов, из доступных на игровом поле. Нельзя брать одинаковые жетоны действия и множителей. Раунд продолжается, пока у игроков есть жетоны вина или пока все не спасуют.

После покупки жетона множителя игрок должен поместить на него 1 бочку из личного запаса. Перемещать бочки с этих жетонов можно только с помощью сомелье. Жетоны без бочек не приносят ПО в конце игры.

После третьей ярмарки, игроки делают еще по одному ходу и могут воспользоваться жетоном действий или сомелье, причем жетоны не переворачиваются (как после первых двух).

В конце игры ПО начисляются:

1) За баго (в соответствии с таблицей под областью ярмарки);

2) За половину суммы значений качества вина;

3) За большинство в столбцах экспорта;

4) За жетоны множителей, на которых есть бочки.

Итог

В этой статье я не упоминал, что в коробке с игрой, по сути две игры. На обратной стороне поле есть поле для Vinhos 2010 года, с немного измененными правилами для баланса (так написано в руководстве по этой версии). Я знаю что версия 2010 года сложнее 2016 года, но пока даже не изучал правила к ней. Пока хватило этой "винтажной" версии.

Vinhos 2016 года - отличная экономическая стратегия, с не сильно замороченными, логичными правилами. В ней нужно хорошо планировать и иногда считать, так как вариантов получения очков много и нельзя игнорировать ни один.

Например Женя в первой партии победила во всех трех ярмарках, и набрала 36 ПО против моих 12, но это не помогло ей выиграть. Потому что она старалась отправить на ярмарку вино с лучшим качеством, а я хорошее вино продавал, получая больше денег (а Женя один раз вынуждена была спасовать из-за их нехватки) или на экспорт, за который я в конце игры получил много ПО.

Игра мне показалась очень приятной и уютной, может сказалась тема игры. Как-то производить винишко оказалось интереснее строительства машины погоды или восстановления Лиссабона. А влияние погоды иногда реально расстраивает. Когда у тебя производится вино качеством 1 или вообще не производится.

В комментариях я писал, что Vinhos, возможно, потеснит с первого места Канбан в моем топе игр Ласерды, но для этого надо сыграть еще несколько партий, желательно большим составом.

Игру многие советуют как первую игру Ласерды, и скорее я соглашусь, но мне кажется она по простоте понимания на уровне Галериста, может немного сложнее.

Из явных минусов отмечу не очень удобную памятку, от которой нет особой помощи, к тому же она сразу для двух версий игры

Благодарю, что прочитали статью до конца. Надеюсь было интересно и полезно. Прошу подписываться на канал.

Есть еще:

Телеграмм канал https://t.me/nastolki163rus.

ВК https://vk.com/alittlebitaboutboardgames

Youtube https://www.youtube.com/@nemnogo_o_nastolkah