Найти тему

Почему фильм «Идеальные дни» остался без "Оскара"? Обзор хита цифровых платформ

Оглавление

Крупнейшая кинопремия года уже отгремела, но её герои ещё с нами. Данный же проект хоть и забрал заветную статуэтку, но был крайне тепло принят как критиками, так и простыми зрителями. Театральный прокат стартовал уже несколько недель назад, но популярность «Идеальных дней», а также её оценки все ещё остаются на запредельном уровне. Пришло время узнать, как фильм про повседневную жизнь уборщика стал настоящим феноменом индустрии.

Слава всегда найдёт достойного

Признанному кинорежиссёру Виму Вендерсу предложили снять небольшую документалку о модернизации японских общественных туалетов, однако он так преисполнился в этой миссии, что получился полный метр, первый за последние несколько лет под его авторством. Причём сделал это так, что многие критики называют «Идеальные дни» долгожданным возвращением 78-летнего Вендерса к корням.

Главным сюрпризом для зрителей оказалось выступление Кодзи Якусё, ставшего главной звездой проекта. Благодаря этой работе актёр был удостоен награды за лучшую мужскую роль на прошедшем фестивале в Каннах. Фильмография Кодзи тянется ещё с 80-х. Его можно встретить в множестве работ японских кинематографистов, в том числе ориентированных и на западный рынок. Но всё же мировая известность настигла его лишь сейчас.

-2

Идеальная рутина

Раннее утро в Токио. Уборщик туалетов Хираяма просыпается и начинает свой ежедневный ритуал: застилает постель, чистит зубы, бреется, выпивает банку газировки и наконец, отправляется на работу. Следить за порядком в общественных туалетах — занятие не из приятных. Молодой напарник трудится спустя рукава, люди смотрят на героя свысока, а жизнь превращается в рутину.

Но Хираяма не привык унывать. Он умеет наслаждаться каждым моментом, улыбается прохожим, любуется природой и ходит в баню, а по выходным проводит вечера в любимой забегаловке. Кажется, что и сама судьба помогает ему разнообразить серые будни, постоянно внося в них нечто новенькое. Поэтому наш герой понимает, что каждый его день похож на все остальные, но при этом не похож ни на какой другой.

-3

Супергерой нашего времени

Перед нами достаточно камерная история о повседневности. Тут мы не встретим слёзовыжимательной драмы и внезапных сюжетных поворотов, даже сценарий в общепринятом виде отсутствует. И при всём этом отрываться от просмотра не хочется. В первую очередь это достигается благодаря образу главного героя, которого нельзя назвать никак иначе, наблюдая за тем, как он героически справляется с ежедневной рутиной.

Хираяма вовсе не избегает её, как и не бежит от старых привычек. Он всё ещё слушает музыку на старых кассетах, пользуется кнопочным телефоном и делает фотографии на плёночную камеру. Даже в таких мелочах герой находит счастье, но также он получает удовольствие от новых, хоть и не самых грандиозных приключений. Помочь напарнику со свиданием, отвести потерянного мальчика к маме или сыграть с незнакомцем в догонялки — всё это про Хираяму.

Также тут не найдётся глубокого звукового дизайна, кропотливых монтажных склеек или замысловатой операторской работы. Фильм целиком и полностью отсняли с соотношением сторон 4 к 3, как бы вновь подчёркивая скромный масштаб событий. Всё вышеперечисленное будет лишь отвлекать от сути, которая в «Идеальных днях» поистине многогранна и предлагает каждому зрителю сделать свои собственные выводы.

-4

Можно по-разному трактовать представленный конфликт поколений, предполагать, что же именно произошло в семье героя, почему он не общается с родственниками и не имеет детей. Также можно давать разную трактовку финальной сцене, в которой Хираяма испытывает достаточно смешанные чувства. Для автора её замысел заключается в том, что дни героя несовершенны и именно поэтому идеальны. Ну, а ваши мысли могут полностью отличаться, в чём и заключается прелесть подобных кинолент.

Живите сейчас

«Идеальные дни» не предлагают зрителям какой-то незабываемый опыт и картину, которую они будут пересматривать долгие годы спустя. Пожалуй, именно поэтому авторы не смогли всерьёз побороться за «Оскар», особенно учитывая какая конкуренция была в нынешнем году. Но при всём этом фильм прекрасен именно в моменте, что лишний раз подчеркивает один из главных его смыслов: «Сейчас — это сейчас, а потом — это потом».

-5

Читайте также: