Найти тему

"Журналист"- столичный мажор на рандеву с простым советским народом.

Продолжение. Начало тут

В "Журналисте" очень явственно проступает желание Герасимова поспорить с новомодной "Заставой Ильича" Хуциева. И сюжетно, и смыслово. Через год в 1968 г. на экраны выйдет еще одна антитеза "Заставе Ильича" фильм Марка Осепьяна "Три дня Виктора Чернышева". Об этом фильме у нас тут

В "Заставе Ильича" главного героя, простого московского рабочего парня Сергея, который ухаживает за девушкой Аней. представительницей т.н. "советской золотой молодежи", авторы фильма вводят в круг этих самых мажоров. И сразу же Сергей ощущает себя чужим в среде этих циников. Главного циника играет в фильме Андрей Тарковский. В дополнение к нему мажоров изображают Андрей Кончаловский, Наталья Рязанцева, Марианна Вертинская, Павел Финн, главные представители новомодной кинотусовки. И как-то не получается у Сергея одержать идеологическую победу над мажорами.

Это упущение решил исправить Герасимов.

Своим юным студентам, пришедшим во ВГИК прямо со школьной скамьи, Сергей Аполлинарьевич Герасимов любил говорить:

Вы совершенно не знаете жизни! Вы живете в замкнутом, душном, понимаете ли, мирке. Вы заняты своими, оторванными от подлинной действительности интересами. Вы не знаете, как живут простые советские люди. Вот взяли бы вы десять копеек, опустили бы их в метро, влились в толпу! Почувствовали бы жизнь!

Вот и Юру-журналиста Герасимов отправляет "в люди", только не в метро, а куда подальше. В небольшой рабочий уральский город Горноуральск. Два дня на поезде из Москвы.

Очень хочется Юре напоследок, перед выходом на международную арену, ударить своим "золотым пером" по кумовству, бесхозяйственности, разгильдяйству и вообще по нарушениям ленинских норм начальством этого провинциального городка. Ведь приводит же бедная вдова Аникина в своих письмах какие-то факты, да и другие сигналы на эту тему имеются.

И вот уже сидит полуразвалившись, все-таки столичная штучка, Юра-журналист в кабинете ответственного редактора местной газеты Саши Реутова

Это был парень примерно Юриного возраста, щуплый, невзрачный, с усталыми, не по возрасту внимательными глазами. Рядом с этим человеком Юра чувствовал себя необыкновенно солидно.

и не скрываясь озвучивает цель своего приезда - "А кто посмел обидеть бедную вдову Аникину? Человек зря писать не будет. А подать сюда предгорисполкома, прокурора, начальника милиции. Сейчас мы со всеми разберемся. Первейший долг печати".

Вот только тут, на месте, все давно проверено и кто такая Аникина все досконально знают. Но появляется Юра-журналист, который вновь начинает ворошить все это аникинское болото, давая ей надежду на победу, и еще неизвестно как он все там вывернет. У любого человека могут быть мелкие упущения и главное, как все это подать.

Саша Реутов, молодой журналист, ответственный секретарь районки, его играет Сергей Никоненко, в предыдущем фильме "Люди и звери" он играл Юрку Павлова, молодого, хорошего в своей основе, но еще не сформировавшегося до конца парня. А здесь Юрка Павлов уже превратился в честного, принципиального, со своим неуступчивым мнением Сашу Реутова.

-2

Ему надо очередной выпуск газеты править, в типографию отправлять, а тут столичный мажор с деловым видом рассуждает, что возможно эта мерзавка Аникина в чем-то права. Как выразился сам Герасимов

Саша Реутов...характер мне необыкновенно дорогой и душевно близкий, который, скорее всего, по окончательному счету и выступает как главный носитель авторской идеи.

А какая главная авторская идея? А вот какая. На все надежды Юры-журналиста о возможной правоте злостной клеветницы и анонимщицы Аникиной, Саша Реутов отвечает,

Быть в чем то правым — дело еще не самое трудное. Куда труднее хорошо работать, как говорится, на своем участке...

То есть у каждого могут быть недостатки в его работе, но главное не раздувать мелкие недочеты из состояния мухи до состояния слона и тем самым перечеркивать то, очень много хорошего, что сделано.

Вторым человеком, который должен также оказать воспитательное воздействие на столичного мажора, является Шура Окаемова, соседка злостной клеветницы Аникиной. Идеальный советский человек, то, во что должна вырасти Оля Васильева из "Дочки-матери".

Сирота, выросшая в детдоме. Работает формовщицей на автозаводе, возглавляет бригаду коммунистического труда. Комсомолка, активистка, прекрасно поет и танцует. Изучает самостоятельно английский язык, чтобы поступить в скором времени на заочный. Остроумный и обаятельный человек И вообще — просто красавица. Юрик чуть в обморок не упал при первой встрече от ее красоты.

Играет Шуру одна из самых востребованных на тот момент молодых советских актрис Галина Польских. Она только-только закончила ВГИК. А у нее уже две главные роли в популярнейших фильмах "Дикая собака Динго" и "Я шагаю по Москве", которые были отмечены призами в Венеции и Канне. И судьба Галины Польских очень схожа с судьбой ее героини. Отец погиб на фронте, мать умерла сразу после войны, когда Гале было семь лет. Ее чуть не отдали в детдом, благо приехала из деревни ее бабушка и осталась жить в Москве. Жили они в семиметровой полуподвальной комнате

-3

В общем, если бы Юра-журналист читал больше классиков, то знал бы, что лучшие русские женщины всегда жили в провинции. Но жизнь, как говорится, всему научит. И в свой срок.

Юрик-мажорик попытался с ходу завязать командировочный роман с Шурой. Цинично так говоря ей — живем только раз, надо жить одним днем и получать все удовольствия, а что там дальше — бог весть. Но получил отпор и чуть ли не по физиономии. Ты, паренек, остынь, а то привык тут по командировкам цветы удовольствия срывать. А мы не такие.

Тут надо сказать. что в сцене, где Шура вспоминает свою мать-алкоголичку, Герасимов не только "новую волну" снимает, а самый настоящий нуар-хоррор в стиле Хичкока. Такая шутка мастера.

И как-то вот так стали влиять на Юру-журналиста Саша и Шура. Саша с точки зрения общественно-политической, возит его по городку, с разными умными людьми знакомит. Разговоры философские как жить и в чем счастье Юра слушает , сам молчит, но запоминает. А Шура на него с точки зрения общественной морали влияет — нехорошо вот так, без слов любви, девушку в койку тащить. Ты уедешь, а ей тут жить.

И Юрик начинает познавать жизнь. А то что он там в своей Москве видел - "твистухи" с чувихами крутил, к Антониде зачем-то подбивался, да с девченками на работе над письмами граждан хихикал. А тут жизнь, тут настоящие советские люди.

Тут и подружки Шурины из ее бригады коммунистического труда. Решил столичный мажор подколоть их насчет этой самой коммунистической бригады, что это за зверь такой, чем от простых бригад отличается. Но девушки его быстро срезали. Не стали вдаваться в официальные идеологические догмы, а по-простому ответила старшая из них Клавдия, по-народному - "Принципы ясные. Работать получше, скандалить поменьше, баловаться поаккуратней". Вот он какой коммунистический труд в народном понятии.

-4

И много еще простых и хороших советских людей встретил в Горноуральске Юра-журналист. Тут об одной Вале Корольковой в исполнении Валентины Теличкиной, курьерше из редакции, которую "журналистика захватила", целую статью писать надо.

В Тихом океане остров образовался и из него фонтан воды бьет."

Ой, Клавка, тоже в испанки подалась. Все мимо, все мимо. Такая россамаха, прям ужас.

А Клавку, что танцует в народной самодеятельности народный танец, играет Алевтина Румянцева, что поясняла Юрику, что такое бригада коммунистического труда.

-5

И вот на всех этих хороших людей в своих жалобах клевещет гр-ка Аникина, к которой приехал и у которой поселился Юра-журналист. Аникину играет одна из лучших исполнительниц русских народных ролей Надежда Федосова. За два года до этого в фильме Василия Ордынского "У твоего порога" она сыграла в лице простой русской крестьянки обобщенный образ Родины-Матери. Ее на последнем рубеже, откуда отступить нельзя, позади Москва, зимой 1941 г. защищает расчет зенитного орудия, поставленного на прямую наводку против немецких танков.

А у Герасимова Федосова играет один из самых страшных женских образов советского кино. Вдову местного ответственного работника Варвару Васильевну Аникину. Все началось с того, что в пользу ее соседа у нее забрали пять соток земли усадьбы. И никакие жалобы не помогли вернуть отобранное.

Вот с тех пор Аникина и засыпала местные и центральные органы власти и СМИ многочисленными жалобами. Не стесняясь уже и прямой клеветы. Страшный человек, хотя Герасимов старается изобразить ее помягче, попытаться понять как она дошла до жизни такой. Муж-начальник умер, а привычка всеми командовать у нее осталась.

Железный, беспощадный взгляд. Я вам жизни не дам, я вас всех на чистую воду выведу. Вы у меня будете скакать и прыгать, думаете другие времена настали.

-6

Пишет жалобы и от своего лица, и анонимные. И когда количество жалоб достигло соответствующего размера в Горноуральск и послали Юру-журналиста. чтобы разобрался. На месте то все уже с Аникиной разобрались. Но ведь пишет и пишет, и просто так от нее тогда было не отмахнуться.

Это уже потом этим самым жалобщикам-маньякам психиатры стали ставить диагноз - "бред сутяжничества" и переписка с ними прекращалась, в виду поставленного психиатрического диагноза. Хоть запишись, и никто твои писульку больше рассматривать не будет, сразу в корзину. А будешь клевету распространять, так и под уголовную статью загремишь.

А пока этим самым маньякам иногда удавалось достигнуть успеха. Вот и в финале фильма мы узнаем, что районного прокурора, на которого особенно много жаловалась Аникина, сняли с должности. Прокурор в фильме показан мельком, особой симпатии не вызывает, маловато человечности Герасимов ему придал. Может так на прокуратуру в свое время обиделся?

Но вряд ли прокурора из-за писулек Аникиной сняли. Скорее всего, вышестоящему его начальству надоело постоянно ездить к нему с проверками по кляузам Аникиной, и решили его перевести в другое место на ту же должность, от греха подальше. А Аникиной ответили, что по вашему обращению меры приняты. Отвали теперь, успокойся. Но такие никогда не успокаиваются. Таких даже пуля не остановит. Только психушка.

Можно, конечно, подумать. что Герасимов тут показал обобщенный образ всех доносчиков сталинских времен. которые и написали якобы "четыре миллиона доносов". Вот оно мурло доносчика, порождение сталинского режима. Но это вряд ли. И до Сталина, и после Хрущева и при "демократии" такие "борцы за справедливость,"народные мстители" были, есть и будут. Несчастные больные люди.

Аникина и на Юру-журналиста кляузу его начальству настрочит, что развратом тут занимался фигурантами ее жалоб. И Шуру обвинит в содержании подпольного абортария, вот ведь какая фантазия у тетеньки, и что ее теперь покрывает ее любовник Юра-журналист. А ведь ничего то между Шурой и Юрой и не было. Не приедь Юрик, так Саша и Шура поженились бы в скором времени. Уж явно видно, что Саша любит Шуру.

Поняв кто такая Аникина, Юра-журналист по быстрому, даже не попрощавшись с Шурой, рвет обратно в Москву, аж пыль из под копыт. Не получилось разоблачить местную коррупцию, не получилось соблазнить Шуру - тогда быстрей домой. Его ждут Женева и Париж.

Что было дальше в следующей части. Вот тут.