Найти в Дзене

"Журналист"- как Сергей Герасимов предлагал перевоспитывать столичных мажоров в советских патриотов. ч.1

В начале 60-х годов один из главных советских кинорежиссеров, "киногенерал", Сергей Аполлинарьевич Герасимов, после того как снял свой мировой киношедевр "Тихий Дон", и таким образом окончательно утвердился в классиках мирового кино, решил обратиться к теме современного советского общества. С 1962 по 1974 гг. он снял пять фильмов, своеобразную пенталогию о своих современниках, социальные драмы в форме киноромана: "Люди и звери", "Журналист" , "У озера", "Любить человека" и "Дочки-матери".

О фильме "Дочки-матери", социальной драме о неявной тогда еще, но уже существующей "перегородке" между "народом" и интеллигенцией мы писали тут

Это вам не "дочки-матери", это все серьезней ч.1
Старое кино от Хозяина тайги7 мая 2020

О фильме "Любить человека", последней попытке создать советскую утопию, написано здесь

О фильме "Люди и звери", этой энциклопедии советской жизни конца 50-х - начала 60-х годов, мы писали тут

"Журналист" был следующей картиной после "Люди и звери". Если фильм "Люди и звери", задуманный в 1959 г. и вышедший на экраны в 1962 г., был снят Герасимовым в классических традициях "соцреализма", то "Журналист" - это совершенно другое дело.

Начало 60-х годов. Молодые советские кинорежиссеры, порождение хрущевской "оттепели" - Хуциев, Данелия, Иоселиани и др., потом к ним примкнул в качестве режиссера Шпаликов, получившие возможность смотреть картины Феллини, Антониони, Бергмана, Годара, вовсю начали производить советский "неореализм" и советскую "новую волну".

Главным фильмом этой самой советской "новой волны" стала "Застава Ильича" Хуциева, простенький фильм о трех простых, молодых, рабочих московских парнях, пытающихся понять смысл своей жизни. Фильм вызвал критику самого Н. С. Хрущева, которому не понравилось, что в фильме отсутствует какой-нибудь седоусый, мудрый представитель рабочего класса, который и наставил бы нашу советскую молодежь на путь истинный. А то чего это они мыкаются сами по себе, как слепые котята. Своим, незрелым еще умом, хотят чего-то там понять. И где руководящая роль партии, комсомола и общественности?

Но на Западе этот фильм был воспринят, как новое слово в советском кино. И естественно, что один из главных советских кинорежиссеров Сергей Аполлинарьевич Герасимов решил показать этой молодежи и загнивающему Западу, что советскую киношную "старую гвардию" рано списывать. Что там, где эта "молодежь" училась, "старая гвардия" давно уже преподает.

И что ему, Герасимову, снять фильм в манере "неореализма", "новой волны" и всего этого модернизма и постмодерна — это как два пальца об асфальт. Тем более с его неограниченными творческими и финансовыми возможностями. В его распоряжении целая Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького. В общем — учитесь, пока я живой.

Даже название для такого прозаическо-дидактического фильма, как о воспитании подрастающего поколения советской молодежи (все в точности, как в "Заставе Ильича") он придумал жутко постмодерновое - "Сад и весна". Правда, прокатчики объяснили режиссеру, что народ на фильм с таким "абстракционистским" названием не пойдет, это же не те же "Люди и звери". Пришлось назвать картину скромно - "Журналист". Правда, "Сад и весна" все-таки осталось в названии второй серии картины.

Как и в "Заставе Ильича", главным героем фильма является молодой москвич. Только не из простых рабочих, а такой московский мажор того времени. Ему 26 лет, закончил историко-международный факультет с факультативом по журналистике престижнейшего МГИМО ( сразу видно паренек не из простой, рабочей московской семьи).

Работает в одной из центральных советских газет, скорее всего, не "Правда" и "Известия", но что-то типа "Труда" или "Советской России". Четыре года проработал в отделе писем газеты, зарабатывал стаж, начальство присматривалось к нему, и теперь решен вопрос о его переходе в международный отдел, писать может и два языка, и сразу же загранкомандировка в Женеву и Париж ( в сценарии еще круче - в США на сессию ООН).

Вот он, "герой нашего времени" Юрий Николаевич Алябьев. Умный, самоуверенный, красивый, высокий, с внешностью Алена Делона. Его играет актер Малого театра Юрий Васильев.

Сразу надо сказать отношение Герасимова к своему главному герою не очень симпатизирующее. Советский столичный мажор Юра Алябьев как человек пока просто никакой, пустая погремушка. Очень помогло в создании образа этой "погремушки", то что, на мой взгляд, как актер Юрий Васильев, ничем кроме внешности, не примечателен. И ему очень легко удаются роли именно вот таких, "никаких". Ролей им сыграно немало, но запомнились только две — двух московских мажоров — вот этого Юрика Алябьева и Рудика Рачкова из "Москва слезам не верит".

По ходу фильма проявляется одна из главных идей Герасимова — вся надежда страны, лучшие представители советской молодежи, живут не в Москве, а в провинции.

Молодые москвичи показаны в фильме не только в лице Юры Алябьева. Есть две его коллеги по работе в отделе писем, молоденькие журналистки, которые уже малость зачерствели в разбирательстве поступивших в редакцию писем граждан. Надоели этим ироничным москвичкам чужие вопли о помощи. Их играют Екатерина Васильева и Тамара Совчи. Вот они издевательски хихикают, возможно, и не без основания, над очередной, по их мнению, кляузой одной и той же жалобщицы. Им гораздо интересней строить глазки сидящему с ними рядом Юре Алябьеву.

-2

А это подруга Юры — Нина, она же Антонида, она же, как ее презрительно называют подружки Алябьева по работе, Тоська. Ее играет любимая ученица Сергея Герасимова и Тамары Макаровой по ВГИКу Жанна Болотова. В предыдущем фильме "Люди и звери" Жанна играла молоденькую, тоже немного мажорку, Таню Соболеву, которая по ходу фильма перевоспитывается в патриотическом духе. Вот тут у нас об этом написано.

Здесь же, можно сказать, уже немного повзрослевшая та же умная и самостоятельная Таня, к которой подбивает клинья хоть и старше ее на пять лет, но в духовном развитии по сравнению с нею еще маленький мальчик, Юрик Алябьев.

Этот мальчик сделал умной, взрослой женщине предложение. Но ее отношение к нему лучше вот этого взгляда и не передать. Равнодушие и некоторая жалость к этому недотепе, который считает себя неотразимым. От ворот поворот. Болотова, как всегда прекрасна. Вот уж самая подходящая актриса для отечественной "новой волны". Европейский уровень.

-3

Вот такая она — столичная молодежь. Не вызывают особого оптимизма эти молодые строители коммунизма. Кому будет передавать эстафету старшее поколение? Так и читается этот вопрос у Герасимова. Что это за "племя младое, незнакомое"? И даже больше - "Чего же ты хочешь?" Этот вопрос Всеволода Кочетова гораздо раньше задает Сергей Герасимов.

Задает прямым текстом, вкладывая его в уста спившегося журналиста-международника Евгения Петровича Карпачева, на чье место в международный отдел назначают Юрика Алябьева. Небольшую роль Карапачева очень выразительно, можно сказать трагически, играет Василий Макарович Шукшин.

Старшее поколение хочет конкретно узнать у молодежи:

Какой приятный молодой человек. Пай-мальчик, не курит, не пьет, не ругается. Привыкли на готовенькое. Что ты видел? Что ты знаешь? Что ты любишь? Разве что себя и то по празничкам. Куда ты лезешь? Ведь надо что-то уметь. За что-то отвечать. Что-то надо предъявить, кроме собственных соплей. Это вам не "твистяру" мотать с чувихами. А совсем другим местом работать.
-4

Старшее поколение показано Герасимовым с большой симпатией. Вот, например, еще одна сотрудница отдела писем в исполнении Нины Сухотской, актрисы театра Таирова в 20-х- 30-х годах, племянницы Алисы Коонен, ближайшая подруга Фаины Раневской. Персонаж из Серебрянного века, случайно доживший до 60- годов. Это она с легкой иронией смотрит на молоденьких подружек Алябьева, что хихикают над письмами читателей.

-5

И очень интересен в роли главного редактора газеты Николая Рустамовича актер и режиссер Юсуп Даниялов. Умный, корректный, человечный. Не увольняет пьяницу Карпачева, который уже творчески себя исчерпал, а дает тому шанс, переводит в другой отдел. Знает свое дело.

-6

Чрезвычайно колоритный актер. Сыграл не так и много в кино. Много работал как режиссер. В основном снимал фильмы для служебного пользования с грифом "секретно" для Министерства обороны. Но вот его микроскопический эпизод из фильма "Афоня". Герой Куравлева развязно так стучится в дверь к знакомой кассирше из столовой, которую решил закадрить. А дверь открывает настоящий абрек, разве что без кинжала, но в кухонном фартуке, с очень вежливым вопросом:"Вам кого?" Ответ может быть только один:"Извините. Ошибся".

-7

И вот умный и мудрый Николай Рустамович отправляет Юрика Алябьева перед поездкой в Женеву и в Париж в Горноуральск. Проверить жалобы некоей гр-ки Аникина, которая уже неоднократно и во многие инстанции, в т.ч. в СМИ, пишет жалобы на беззакония, что творит местное начальство. И Юрик не возражает.

Очень ему хочется провести т.н. "журналистское расследование" и вывести местное начальство провинциального Горноуральска на чистую воду. За ушко, да на солнышко. Очень уж убедительно, по его мнению, пишет Аникина, да и не она одна оттуда сигнализирует.

В общем, пора столичному мажору узнать настоящую жизнь и настоящих советских людей, а не только "с чувихами "твистяру" крутить". И Сергей Аполлинарьевич Герасимов отправляет Юрика в уральский город Миасс, где прошло детство кинорежиссера, именно Миасс избран для изображения Горноуральска.

Но о приключениях Юрика в русской провинции в следующей части. Вот здесь