Найти тему
-ASAAR & СТИХОБОЙ-

«Не по нраву я тебе — и тебе…»

Оглавление

Или почему ТАК не любят Марину Цветаеву

Честно говоря, начав работу над этой статьёй, я не мыслил по завету А.С. Пушкина "гордый свет забавить" большой статьёй, а хотел ограничиться небольшим постом, но по мере изучения вопроса, понял, в какой омут окунулся с головой в попытке ответить на поставленный вопрос.

Казалось бы, всё очевидно, в своих стихах и прозе, Марина Ивановна так или иначе отвечает на него. Но не всё так просто, как кажется...

«Имеющий уши слышать, да услышит» (Мф.13:3)

После Великой Октябрьской социалистической революции, в самом начале гражданской войны в России Марина Ивановна написала:

Не по нраву я тебе — и тебе,
И тебе еще — и целой орде.
Пышен волос мой — да мало одёж!
Вышла голосом — да нрав нехорош!
Полно, Дева-Царь! Себя — не мытарь!
Псарь не жалует — пожалует — Царь!

Рисунок А.Билиса. Бумага, грифельный карандаш
Рисунок А.Билиса. Бумага, грифельный карандаш

Мне показалось интересным сделать попытку аналитического разбора этого короткого по объёму, но безмерно глубокого по смыслу стихотворения, написанного великим русским поэтом 14 августа 1918 года. Марина Цветаева не любила, когда её называли поэтессой.

Правда о Гордиевом узле и Белая Армия

Любой текст Марины Ивановны Цветаевой уместнее было бы сравнивать не со стихотворным полотном, сотканным из словесных нитей, а с гордиевым узлом, сотворённым настолько гениально, что его долго никто не мог распутать...

Кстати говоря, тема "узла" в её творчестве не случайна. За пять дней до написания "Не по нраву я тебе — и тебе..." она написала стихотворение, посвящённое добровольцам Белой Армии, среди которых был и её муж Сергей Эфрон, сражающимися, как они тогда считали, "За право и правду"...

Белогвардейцы! Гордиев узел
Доблести русской!
Белогвардейцы! Белые грузди
Песенки русской!
Белогвардейцы! Белые звезды!
С неба не выскрести!
Белогвардейцы! Черные гвозди
В рёбра Антихристу!

9 августа 1918

Гордиев узел - синоним хитросплетения

Напомню, что гордиев узел, согласно древнегреческой легенде, это запутанный узел, которым фригийский царь Гордий привязал ярмо к дышлу то ли телеги, то ли колесницы, поставленной им в храме Зевса. Предсказание оракула гласило, что развязавший узел получит господство над миром. На самом деле не над миром и даже не над всей Азией, а над Малой Азией. Бывший до избрания себя царём, простым пастухом, Гордий смастерил узел весьма хитро.

Картина французского живописца Жана-Симона Бартелеми «Александр Македонский рассекает гордиев узел», 1767 год
Картина французского живописца Жана-Симона Бартелеми «Александр Македонский рассекает гордиев узел», 1767 год

По преданию, Александр Македонский в 334 до н.э. в ответ на предложение распутать гордиев узел, просто разрубил его мечом, что для многих спорно. Пишут, что царь Македонии какое-то время корпел над узлом, пытаясь найти решение. Не думаю, что было так. Если Александр, по общему мнению историков, был вундеркиндом, ставшим гением, то совершить подобный поступок - совершенно не его стиле.

Эффектно, но глупо

Платон, ссылаясь на Аристобула из Кассандрии, в своём сочинении "Александр" приводит другую версию, на мой взгляд, более достоверную:

«Александру легко удалось разрешить задачу и освободить ярмо, вынув из переднего конца дышла крюк — так называемый „гестор“, которым закрепляется ярёмный ремень»

Ярмо́ — деревянный хомут для упряжки рабочего рогатого скота.

Стрелкой указано ярмо. Изображение из Википедии
Стрелкой указано ярмо. Изображение из Википедии

Аристобул был инженером и архитектором в македонской армии, т.е. - технарём, говоря современным языком, и в его точном и детальном описании конструкции чувствуется знание дела.

Кроме того, воспоминания Аристобула позднее вдохновили Арриана и Плутарха. Аристобул также цитировался Афинеем и Страбоном.

Удар мечом по узлу - это поступок даже не лирического героя рыцарского "Романа об Александре", а скорее истерика, которым он, конечно же, не был.

По-моему, решение распутать этот злосчастный узел созрело у Александра, ещё задолго до того, как царь оказался в Малой Азии. Будучи, безусловно, очень умным человеком, Александр, всё продумывающий и просчитывающий заранее, "изучил вопрос". Он знал, что и до него уже были многочисленные претенденты на мировое господство. В тот момент для Александра на кон был поставлен жизненно важный вопрос - завоевание всей Азии, как минимум, а как максимум - всего мира. Так что вряд ли посещение Храма Зевса с распутыванием узла Гордия было его спонтанным решением.

К тому же, посещать никакие храмы с оружием не принято, а уж Храм, посвящённый богу Зевсу, тем более.

Сор или Зёрна огненного цвета

"Распутать" творения Марины Цветаевой вряд ли возможно. Она и есть тот самый Гордий, завязывающий узлы своих стихо - творений.

В своём дневнике 30 июля 1918 года Марина Ивановна записала, что Александр Македонский, разрубая Гордиев узел — просто груб.

В то время, в прочем как и сейчас, господствовал один образ Александра Великого - гениального полководца всех времён и народов, решающий вопросы огнём и мечом.

В тексте Цветаевой, как в тканном полотне (здесь уместнее было бы сказать - в цветастом персидском ковре) присутствуют термины, которые, как разноцветные нити создают выпуклый замысловатый орнамент прекрасного восточного ковра, из узора которого возникает общий образ стихо - творения.

"Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда..." лукаво написала гениальная Анна Андреевна Ахматова в стихотворении «Мне ни к чему одические рати...» в 1940 году.

У Марины Цветаевой всё не так. Если присмотреться повнимательнее к тексту стихотворения, то можно убедиться, что никакого "сора" и "пустяков" вы здесь не найдёте. Здесь не присутствуют случайные слова, здесь - слова, рождающие нужные для понимания ассоциации.

Например - орда. И не просто орда, а целая. Простонародное слово - одёжа, которых мало, но употреблено оно во множественном числе. Образ Дева-Царь само по себе уже загадка, да ещё обращённое к себе. Отрицательный глагол мытарить, о котором можно рассуждать долго...

И наконец, псарь.

Как видим последняя строка - это парафраз поговорки Жалует царь, да не жалует псарь. Кто такой царь и что такое - жаловать, я коснусь позже, а вот насчёт второго участника события - псаря, думаю, стоит порассуждать уже в самом начале исследования.

Из контекста народной поговорки и стихотворения М.Цветаевой понятно, что царь является АНТИТЕЗОЙ псарю. Это две крайних точки не просто прямой линии, а дуги, поднимающейся в даль и в верх пространства одновременно.

В монархическом обществе царь находится на высшей ступени социальной иерархии. Он - второй после Бога и Его помазанник. Другая поговорка: Царь далеко, а Бог высоко (В.И. Даль. Пословицы русского народа) говорит именно об этом.

А раз так, то псарь тоже находится хоть и на низшей ступеньке, но всё же ступени. Ниже его по социальному статусу - только простой люд. Если псарь может как жаловать, так и не жаловать, значит он имеет такое право и, значит, относится к служебному люду - челяди.

Стоит обратить внимание, что псарь - это совсем не боярин, так как он не относится к элитарному слою общества. Псарь находится на кардинально другом уровне социальной лестницы. Хотя он тот, кто уже не "простой люд", но которому ещё очень и очень далеко даже до так называемого "среднего класса".

На другом конце дуги - Царь. Его основная задача, помимо всего - рождение наследника ЦАРСТВА, т.е. царевича, сына царя.

Тогда псарь - это песий или, как вариант, собачий сын. А это уже бранное выражение, такое же, как известное всем литературное слово, эвфемизм означающий "дочь собаки".

А кто всему виноватъ? Проклятый Мусье. То и дѣло, бывало, къ Антипьевнѣ забѣжитъ: мадамъ, же ву при, водкю. Вотъ тебѣ и же ву при! Нечего сказать: добру наставилъ собачій сынъ.

А. С. Пушкин "Капитанская дочка".

Ещё один из возможных вариантов значения слова псарь - это опричник.

Да! жалуетъ царь, да не жалуетъ псарь! Батюшка-государь Иванъ Васильевичъ, дай Богъ ему здоровья, таки-миловалъ господина моего. Только не угодилъ Никита Романычъ опричникамъ окаяннымъ ... Этотъ Малюта, песій сынъ, обнесетъ насъ передъ государемъ.

Гр. А.Толстой "Князь Серебрянный"

Опричник - это человек не подчиняющийся общим нормам, взглядам.

Происходит от слова Опричь, т.е. кромѣ, исключительно, особо.

Считается, что опричники при царе Иоанне Грозном - приближённые царя, имеющие особые полномочия и выполняющие его специальные поручения.

Гр. А.Толстой "Князь Серебрянный": И старшіе (у опричниковъ) есть; знаки носятъ: метлу да собачью голову (чтобъ выметать и загрызть враговъ престола).

Скорее всего, это художественный вымысел, заимствованный у лифляндских рыцарей, Иоганна Таубе и Элерта Крузе, но здесь важно упоминание "собачьих голов".

Не отсюда ли возникает образ опричника-псаря?

Дева-Царь

Известны образы: Царь-птица - это орел, Царь зверей - лев. Царь-колокол, Царь-пушка. Царь зимы - мороз. Царь - трава (Petasites offic., подбел, чумный корень, лопух).

Царь-девица, шуточно: коноводка, зачинщица всему в девицах; (В.И.Даль, Толковый словарь Даля).

У Ивана Шмелёва в "Лете Господнем" есть: "Укрыл красавицу, притаил. А она была первая во взгоне коноводка".

У Цветаевой здесь не шуточное: царь-девица, а Дева-Царь.

Жанна д'Арк. Миниатюра из статьи Википедии
Жанна д'Арк. Миниатюра из статьи Википедии

Напомню, что ЦАРЬ - государь, монарх, верховный правитель земли, народа или государства. Царь земной под Царем небесным ходит, под Богом. Слышите убо, царие, и разумейте, судии концев земли! Соломон. У царя царствующих (у Бога) много царей. (В.И.Даль, Толковый словарь Даля)

Жанна д’Арк, Орлеа́нская де́ва, Jeanne d'Arc национальная героиня Франции XV века, одна из командующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам, осуждена судом католической церкви как ведьма и заживо сожжена на костре. Впоследствии в 1456 году была реабилитирована и в 1920 году канонизирована  — причислена католической церковью к лику святых.

Интересное совпадение. Марина Цветаева пишет свой стих в 1918 году, а в 1920 году Жанну д’Арк объявляют святой. Конечно, стихи Марины Ивановны вряд ли сыграли хоть какое-то влияние на решение католической церкви, но тем не менее факт интересный. Великие поэты острее чувствуют и предчувствуют.

Стихотворение «Не по нраву я тебе — и тебе…» Марина Цветаева написала через месяц после расстрела Николая II и его семьи. Не могу сейчас точно сказать, когда Марина Ивановна узнала о их смерти, но даже если и не знала, то вполне могла что-то подобное ощущать в накалённом ненавистью воздухе Гражданской войны.

На сегодня всё...

Не забывайте подписываться, ставить лайки писать комментс + донаты в поддержку канала https://forms.yandex.com/u/65aabec773cee75a45ffddfc/