Почему в традиционных боевых искусствах не учат драться?

451 прочитал

Несмотря на то, что у меня есть специальный отдельный пост, в котором можно задать вопрос чтобы услышать моё мнение по данному поводу (в любых своих статьях и комментариях я не претендую на истину в последней инстанции, а всего лишь высказываю своё мнение, основанное на личном опыте и понимании основанном, как я надеюсь, на здравом смысле), многие люди предпочитают писать в личку или на почту. Поэтому я решил написать серию статей с моими ответами на вопросы «ПОЧЕМУ», которые накопились от читателей канала.

Как обычно, дискуссии в комментариях приветствуются. Но не забывайте про элементарную вежливость, так как за откровенное хамство я отправляю в бан.

И первым ПОЧЕМУ будет моё мнение по вопросу в заголовке статьи. Хотя, если уж быть совсем точным, то сам заголовок является ответом на другой вопрос:

Почему в драках все дерутся одинаково?

Наверное ни для кого не секрет, что (и для любителей подтверждать своё мнение видеозаписями существует их великое множество) чаще всего в уличной драке все, вне зависимости от принадлежности разным школам и видам БИ/СЕ дерутся одинаково. Всё сводится к банальному мордобою. Фактически к тому, что мы можем наблюдать на соревнованиях по ММА. Любопытный феномен, не правда ли? Хотя, если вдуматься, то ничего сложного тут нет. И дело даже не в том, что все мы относимся к одному биологическому виду, то есть устроены и мыслим +\- одинаково, а прямые и круговые удары являются наиболее простыми и естественными действиями. Я думаю, что важным фактором тут являются... эмоции, которые человек испытывает во время драки (коих, как известно, всего 2 - страх и злость) и тех состояний, которые возникают в результате этого.

При всём разнообразий чувств и эмоций базовых всего несколько (считается, что от 4 до 6. Всё остальное лишь их производные.
При всём разнообразий чувств и эмоций базовых всего несколько (считается, что от 4 до 6. Всё остальное лишь их производные.

Ну, и конечно же драка это всегда стресс со всеми вытекающими действиями гормонов и нейромедиаторов стресса, зачастую отключающих способность мыслить здраво и разумно (это удел неокортекса) и передающих управление своими действиями более приспособленной для выживания лимбической системе. В драке не нужно долго думать, нужно быстро действовать, в том числе и на основе безусловных рефлексов и инстинктивного поведения (хоть некоторые надменно полагают, что у человека нет инстинктов).

Кстати, одной из характеристик мастерства в боевых искусствах, как раз и является стрессоустойчивость и способность реализовать свои выученные боевые навыки в состоянии стресса. В частности, экзамены в БИ как раз нужны, в том числе и для того, чтобы создать стрессовую ситуацию и посмотреть на то, что у человека остаётся от техники, которую он так хорошо показывал в тепличных условиях додзё.

Следует признать, что основа того, что мы видим в ММА (особенно если вы посмотрите рубилова самых первых турниров) и схожих с ним направлениях является той самой инстинктивной техникой, свойственным нашему виду в драке на эмоциях. Да-да, именно в драке. Потому что поединок и драка - это разные вещи. Хотя иногда они и похожи, но...

Бокс, кикбоксинг, тайский и другие виды бокса, а также мма - это просто безоружная драка по разным правилам один на один. И эксплуатируют эти виды драк именно наиболее оптимальные способы и возможности нашего тела в условиях безоружной драки.

А вот боевые искусства как раз и начинаются с того самого места, как в руках появляется оружие. В данном случае сам вид оружия особого значения не имеет. Это может быть и палка, и камень, и АК. Собственно человеческая цивилизация как раз и началась с того момента, как наши древние предки догадались использовать подручные предметы в качестве оружия. Благодаря этому мы и находимся сейчас на вершине пищевой цепочки, и являемся самым опасным видом животных на планете.

А теперь давайте разберёмся, чему именно учат на занятиях традиционных боевых искусств...

Я не знаю, как обстоят дела в боевых искусствах разных стран и континентов, так как не занимаюсь и не изучаю их, но что касается так называемых восточных боевых искусств, в частности японских, то со всей полнотой ответственности заявляю, что все виды рукопашного боя без оружия являются не чем иным, как калькой с оружейных техник. И, прежде всего рассчитанных на возможность противостоять вооружённому человеку. Нет разницы, что это: дзюдзюцу, каратэ, айкидо и др. Все они в своей основе несут технику работы с оружием и против оружия.

Несмотря на то, что у меня есть специальный отдельный пост, в котором можно задать вопрос чтобы услышать моё мнение по данному поводу (в любых своих статьях и комментариях я не претендую на истину в-4

Вне зависимости от того, верите вы в это или нет, насколько это согласуется с вашими ощущениями и представлениями, но это совершенно очевидный факт. Для того, чтобы в этом убедиться нужно серьёзно заниматься не только техниками школ рукопашного боя без оружия, но и изучать оружейные школы, владеть фехтованием. Практически любая ката с оружием может быть выполнена в форме без оружия (и наоборот). Многие нюансы выполнения техник в ката без оружия становятся понятными лишь после того, как появляется оружие (особенно это касается ката каратэ).

Изучение техник безоружного рукопашного боя без изучения техник оружейного боя - это всё равно, что изучать лишь одни согласные буквы полностью игнорируя гласные. Писать и читать можно, вот только не всегда понятно, что именно написано.

А теперь давайте подумаем вместе... Если, практически все ТБИ, которые вы изучаете в своих залах, основаны на возможности противоборства с вооруженным человеком (а вооружённый человек дерётся совсем не так как безоружный, там уже другая логика движений) и в основе их лежат техники работы с оружием, то... Впрочем, не поленитесь, напишите свои выводы в комментариях. Мне очень любопытно. что вы, уважаемые читатели моего канала, думаете по этому поводу.

От себя я могу добавить следующее:

  1. я на своих тренировках очень часто показываю, как одни и те же действия, техники и стратегии реализуются в разных видах будзюцу, будь то кен/иайдзюцу, каратэ, дзюдзюцу или даже айкидо. Весьма наглядно (и думаю, что те, кто был на моих тренировках не дадут мне соврать) и так, что обычно доходит даже до жирафов. Обычно после этого у людей все пазлы в голове складываются и они начинают воспринимать то, что делают и чем занимаются совсем другими глазами.
  2. большая часть иллюзий, заблуждений и вызванных этим фантазий и выдумок является отсутствием понимания принципов и методов работы с оружием. Прежде всего клинковым.
  3. настоящее владение боевым искусство - это, прежде всего, умение сохранять спокойствие и холодную голову (владеть своими чувствами и эмоциями) в критической ситуации. Именно это и позволяет применить технику изучаемого вами БИ, конечно, если есть что применять и имеется правильное понимание этих техник.

Отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок: Все традиционные боевые искусства (даже те, в которых, казалось бы нет работы с оружием) основаны на техниках владения прежде всего клинковым оружием. И то, что изучается на тренировках ТБИ очень тесно с этим связано. Безоружная драка отличается от вооружённого боя. Большинство же современных спортивных единоборств основаны на техниках для безоружной драки. Любой драчун, каким бы он не был крутым, в реальности мало что может противопоставить вооружённому человеку аналогичного уровня (или даже ниже) - для этого нужна очень большая разница в уровне мастерства, в том числе и умения владеть собой. Иначе мы бы до сих пор воевали сражаясь друг с другом на кулачках...

К сожалению большинство людей, практикующих ТБИ без оружия, в настоящее время изучают лишь внешние формы техник и не имеют возможности получить реальный боевой опыт их использования в реальном бою. Поэтому многие традиционные виды боевых искусств сейчас превратились в квази БИ. И это весьма прискорбно...