Найти в Дзене
Блог Эвелины Гаевской

Образ Дракона в практике психолога

Оглавление

Символ «Дракон» очень глубокий, многослойный, присутствует в разных культурах, в разных контекстах. И довольно часто возникает в процессе психотерапии. Я очень люблю этот символ и неоднократно его упоминала.

Вчера в очередном модуле обучения (специализация «Клиническая психология», продлится практически до августа) мы с коллегами обсуждали работу с психотравмой. И тема Драконов не могла не возникнуть.

Напомню, согласно психоаналитической концепции психотравмы, образ Дракона может символизировать ресурс как раз травмированной части личности (см. Калшед, «Внутренний мир травмы»)

Так вот, поделюсь своими размышлениями после вчерашнего семинара. А также расскажу про один интересный фильм 2024 года, который рекомендовала бы к просмотру.

Эвелина Гаевская, соцсети @evelinagaevskaya, вчерашнее фото во время перерыва между лекциями
Эвелина Гаевская, соцсети @evelinagaevskaya, вчерашнее фото во время перерыва между лекциями

Меня зовут Эвелина Гаевская , я практикующий психолог, веду этот канал об изменении поведения людей в новом информационном мире. Все публикации на этом канале авторские. Использование материалов канала без указания авторства запрещено.

Подборки

О работе психолога 

О работе психолога | Блог Эвелины Гаевской | Дзен

Архетипы мифы символы

Архетипы, мифы, символы | Блог Эвелины Гаевской | Дзен

Сценарий

Сценарий | Блог Эвелины Гаевской | Дзен

Кино глазами психолога 

Кино глазами психолога | Блог Эвелины Гаевской | Дзен

Тема Драконов поистине неисчерпаемая. А все потому, что

образ Дракона — архетипический образ материнской фигуры.

То есть это архаический символ, более древний , чем архетип Великой Матери, предшествующий образу божества.

Концепция «убить дракона» существует в психоаналитическом и в символ-драматическом подходах работы с травмой. И это, на мой взгляд, концептуально связано именно с маскулинно-ориентированной основой психоанализа. Психоанализ — продукт патриархальной картины мира, это заметно по терминологии, используемой в нем, по акцентуациям в описании тех или иных психических процессов развития личности. И, возможно, именно поэтому часто психоаналитики «хорошо проработаны» в плане социально-эмоциональной устойчивости, профессиональных компетенций. Однако, лично мое впечатление, эта проработанность не мешает некоторым психоаналитикам откровенно не понимать принципы гуманистических подходов психологии. Но я отвлеклась. Про драконов же говорим.

Образ Великой Матери, копия древней фигурки, современная Турция. Фото автора.
Образ Великой Матери, копия древней фигурки, современная Турция. Фото автора.

Так вот, если в работе с травмой возникает этот образ, зачем надо непременно Дракона уничтожать?

Идея такова: символическое уничтожение Дракона означает сепарацию от материнской фигуры. Есть такое высказывание:

Дети становятся Взрослыми, когда умирают их Родители.

Что для меня не так в этой идее.

Маскулинный подход.

Мужчина (как намекает хромосомный набор), должен отказаться от материнской опеки, чтобы пройти свой путь Героя. И чтобы стать Царем, должен убить «отца» (предшественника на троне власти). Король умер, да здравствует король, да.

И очевидно, что здесь культурный аспект Эдипального комплекса, прямая связь с темой социальных самоутверждений.

И поэтому ритуальное «убийство» Дракона как бы повторяет действие «отсечения» себя от родительской истории (а заодно и от иделлогии матриархата), с целью обретения самостоятельности. И, конечно, это выражение агрессии.

Но символ Дракона — больше, чем просто символ власти и социальной иерархии, требующих перемен.

Символ Дракона — это древняя сила. И убить ее не только невозможно, но и бессмысленно. С этой древней силой нужен контакт.

Уроборос, Из открытых источников
Уроборос, Из открытых источников

И вот, я думаю, что

для женщин тема  «убить Дракона» трансформируется в нечто другое.

Если Дракон— образ материнской фигуры, то необходима как раз связь с этой фигурой. И да, в каких-то случаях, это может быть связь не с биологической матерью. По сути, это личная связь с идеей из коллективного сознания, с некоей бесконечной силой.

Довольно часто в обсуждениях звучит эта тема культурно-исторически обусловленых страданий «миллионов женщин» (цитата). 

С этой долговременной, тысячелетиями воспроизводимой, коллективной женской травмой пытаются работать на женских тренингах. Используются телесно-ориентированные и трансовые техники — ведь психотравма напрямую связана с биохимией тела.

И образ связи с Драконом в этом контексте становится очень важным, ведь Дракон — это та древняя сила, которая приходит на помощь женщине, когда все потеряно.

Была на свете одна тетя. И у неё не было детей и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая.
©️Булгаков, Мастер и Маргарита 

Как вы поняли, я не разделяю концепции необходимости ритуально «убить Дракона». Но

Драконом важно и нужно управлять.

И, кстати, в определенных случаях этот символический ритуал не может быть реализован. 

Например, я уже рассказывала, отличный символизм в фильме 

Он-Дракон

Бывает, что образ Дракона символизирует жизненно важную структуру личности (как в случае с нарциссизмом). И уничтожение такой структуры представляет серьезную опасность для психики в целом.

Собственно про кино.

Недавно вышел фильм «Дева и Дракон». И он обозначает именно женский взгляд на символ Дракона. 

Когда Дракон — это раненая материнская фигура. И, признав, значимость и смыслы ярости Дракона, можно закончить историю, враждебную миллионам женщинам. 

Мужской подход предполагает уничтожение Дракона и власть над ним, что символически выглядит как полет на драконе.

И патриархальная концепция, хоть и признает именно за женщинами уникальную власть над Драконами, но ограничивает женщину, оставляя ей некую вторичную функцию в битве добра и зла. В этой концепции дочь защищает отца. Потому что «патриархат» дословно — «власть отцов».

И маскулинно-логично избавиться от женщины, овладевший древней драконьей силой, используя классический патриархальный тактический прием «пообещать и не жениться». Ведь не ей решать, каким должен быть мир, верно?

Женский подход может быть другим. Без насилия над Тенью, без доминирования над ней, а через признание.

Амбивалентность, двойная Х-хромосома.

Возможно, необходимо условие, чтобы отец защитил дочь, признав значимость ее личности и интересов? А возможно, необходимо, чтобы дочь согласилась взять в руки меч? А возможно, нужна сила миллионов женщин, невинных, принесенных в жертву патриархальной иерархии? Нужна связь с этой силой. Ведь героиня говорит:

«Со мной моя армия.»

Рекомендую фильм Дева и Дракон к просмотру. Уже есть на Нетфликс и других платформах.

Если смотрели фильм, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.

Ваш реалистичный психолог

© Эвелина Гаевская2024

Использование материалов канала «Блог Эвелины Гаевской» разрешено только при указании авторства и ссылки на оригинал публикации.

Информация о консультациях автора канала

Перевод на поддержку канала и 

на кофе автору

Правила общения на этом канале

Уважаемые друзья. Если информация в этой статье для вас оказалась полезной, поделитесь, пожалуйста, этой статьей с другими людьми , сделав «репостнуть» на свою страницу на Дзен или в другую соцсеть. Спасибо за лайки, комментарии и репосты.