—Ну может я считаю, что во мне кровь дракона и мне от этого полагается регулярно девственниц подносить.
—Кровь дракона — не такая уж редкость
Вместо эпиграфа, из диалогов на этом канале
В современном кино часто встречаются персонажы с теми или иными, но признаками нарциссизма. Иногда даже в сочетании с психопатией. Это и неудивительно: такие персонажи очень яркие всегда. Навскидку: Зорг из «Пятый элемент», Миранда Пристли из «Дьявол носит Prada», Златопуст Локонс из «Гарри Поттер и Тайная комната», Молли Блум из «Большая игра»…Кстати, об этом фильме я уже делала рецензию:
Сегодня предлагаю вашему вниманию обсуждение фильма Он—Дракон, как яркой метафоры нарциссической травмы.
Жанр: фэнтези
Страна: Россия
Год: 2015
Продюсер, сценарист, режиссер: Тимур Бекмамбетов
Рейтинг Кинопоиска 6.9
Моя оценка: 10
Меня зовут Эвелина Гаевская , я практикующий психолог, веду этот канал об изменении поведения людей в новом информационном мире.
Так же, считаю важным здесь ещё раз (в который уже раз!) обозначить, что термин «нарциссизм» может подразумевать разное:
- Тип личности
- Психологическую травму
- Психологические защиты
- Расстройство
Подробнее см. Подборки:
В фильме Он-Дракон не про защиты, тип личности или расстройство, а именно про нарциссическую травму. Главный герой фильма, Арман — яркий представитель травмированного сознания, повреждения структуры личности.
Про это в ближайшее время сделаю более подробную статью. Здесь постараюсь тезисно.
✔️При психотравме происходит «расщепление» личности. Травмированная часть отвергается, ее ценности, потребности, смыслы— все это уходит в бессознательную часть психики, Тень (термин Юнга). Чтобы активизироваться, если сработал триггер.
Нарциссическая травма расщепляет личность на Грандиозное Я и Ничтожное Я, обе части конфликтуют, отвергают друг друга.
✔️Психотравма ищет возможности быть исцелённой и мотивирует человека отыграть травматический сценарий, чтобы вернуть личности целостность.
Действия травмированного человека цикличны, имеют сценарий.
Итак, метафоры в фильме Он-Дракон.
Метафора о нарциссическом расщеплении
Герой фильма—по рождению человек, но в его жилах «драконья кровь» от отца. И после того, как герой стал свидетелем трагического события, он становится Драконом.
Теневая, отвергаемая и при этом Грандиозная часть личности героя предстаёт в образе Дракона.
Когда Дракон выходит на свет, Человек должен буквально прятаться.
Метафора нарциссической травмы
Почему это именно нарциссичкская травма, а не нарциссичкский тип или расстройство? Потому что звучит эта тема страстной мотивации героя быть человеком.
То есть, его травмированная, раненая часть личности предстаёт как намного более слабая по сравнению с гигантским и страшным Драконом. Но именно эта раненая человеческая часть и является ключевой во всех его событиях. Именно человеческая часть является ядром личности, его Истинным Я, в то время как Дракон — это так называемое Ложное Я Нарцисса.
Метафора нарциссического сценария
Сам по себе остров, на котором находятся герои фильма — это останки дракона, предшественника Армана. Все пронизано темой преемственности, многократного повторения ритуалов, какой неизбежности.
В фильме сценарием был и ритуал с невестами, повторяющийся много лет.
Ещё считаю важным сделать отсылку к классическому мифу о рождении Нарцисса, там тоже обозначен некий сценарий в виде мистического предсказания смерти от самого себя.
Метафора нациссической ярости и нарциссической утилизации
Нарциссическая ярость — это термин Фрейда, означающий сугубо определенный и возникающий при определённых обстоятельствах психический процесс нарцисса.
Нарциссическая утилизация — это «неформальный» психологический термин, который означает часть поведенческого сценария Нарцисса.
В фильме нарциссическая ярость выглядит как огонь, рождающийся внутри дракона, меняющий человеческие зрачки на драконьи, огонь, испепеляющий все живое, в результате чего повторяется цикл и сценарий, рождается новый дракон. За счёт смерти матери.
Нарцисс «питается» жизненной энергией других людей, использует ресурсы других для того, чтобы вернуть себе стабильность и жизненную устойчивость, поддержку своего самоощущения (Ложного, драконьего Я).
И затем утилизирует их, метафорически сжигая до пепла.
Метафора интеграции
Яркие сцены в фильме связаны с прикосновениями. Когда героиня прикасается к герою в образе человека (слабая часть), это прикосновение вызывает у героя потребность в защите (его защищает грандиозная часть, Дракон). Но когда героиня прикасается к герою в облике Дракона, это означает признание и этой «страшной», теневой части, то есть признание целостности его личности, путь к интеграции, объединению частей.
И, кстати, выход за рамки сценария.
Чудеса любви и правда жизни
Фильм «Он-Дракон» —на основе романтического сюжета о любви. И в этом смысле идея фильма может соблазнять на отношения с нарциссом, в том числе и токсичные, из-за романтической веры в любовь, которая творит чудеса.
Иногда (пожалуй, чаще всего) такая мотивация — не более чем иллюзия и виктимное поведение Жертвы нарциссического абъюза. Это мотивация Жертвы «взять реванш», победить Агрессора, переделав его по образу и подобию существующего в сознании Жертвы идеала (фигуры отца?)…
Две причины, почему все усилия любящего человека исцелить Нарцисса оказываются бесполезными
Первая причина: это зависит от проблемы
Интеграция личности, объединение ее расщеплённых частей через принятие этих частей личности другого человека, через контекст «я тебя вижу» (к/ф Аватар, ч.1), через любовь— это работает в случае нарциссической травмы. И то, не всегда.
Если же речь идёт о нарциссической структуре личности, то вряд ли что-то получится, нарциссу и так прекрасно с его этими частями.
Вторая причина: это зависит от нарцисса
Фильм даёт ещё одну четкую метафору о реальности, почему дело не в любви.
Любовь и самопожертвование (а это оно вообще?) девушки не являются ключевыми факторами для обретения нарциссом целостности, для его «возвращения к себе» (или к одобряемой обществом некоей «норме»). Хотя, несомненно, влияют!
Ключевое в трансформации Нарцисса из злобного, разрушающего все, одинокого существа — это его собственная сильная мотивация быть человеком. Настолько сильная, что он готов умереть ради того, чтобы человеком остаться.
В общем, девушка, конечно, помогла со своей любовью, вдохновила и мотивировала. Но окончательный выбор — за нарциссом.
Увы, не в кино, а в реальной жизни мотивации этического характера нарциссу может не хватить, особенно в конкуренции с потребительскими мотивациями. Поэтому тех, кто в Нарцисса влюбился, с этими их самопожертвованием и любовью, скорей всего ждёт незавидная участь.
Тем не менее, любовь случается, и благодаря ей многие люди обретают цельность и управление своей силой.
(Оседлать дракона— эту метафору используют очень часто— это значит обрести управление над стихией. И собой)
Нечудесное фэнтези
Жанр фэнтези сейчас сильно критикуется за вот эту всю «чудесатость». Фэнтези противопоставляется фантастике, в пользу последней, которая, по этой версии, лучше развивает творческое мышление.
Но где, как не в фэнтези, можно увидеть столько символизма и метафор?
И разве метафорическое, абстрактное мышление, способность находить непрямые, а ассоциативные связи между объектами, не является неотъемлемой частью мышления, как способности созидать?
Я люблю фантастику больше, чем фэнтези. Но иногда именно фэнтези даёт очень ясную и логическую картину о простых обыденных и очень реальных вещах, ситуациях и людях.
Смотрели фильм Он-Дракон? Как вам?
Ваш реалистичный психолог
Информация о консультациях автора канала
Правила общения на этом канале
Уважаемые друзья. Если информация в этой статье для вас оказалась полезной, поделитесь, пожалуйста, этой статьей с другими людьми , сделав «репостнуть» на свою страницу на Дзен или в другую соцсеть. Спасибо за лайки, комментарии и репосты.