Найти тему
Время Новостей

Постные чтения. О людях, которые верят

Оглавление

В прошедшие выходные россияне широко отметили масленицу, для некоторых после проводов зимы начался Великий пост. Это время, в которое полагается поститься не только телесно, но и духовно. Например, не рекомендуется излишне себя развлекать, в том числе литературой. Но читать все же не запрещено, особенно если книги побуждают к размышлениям о духовной жизни.

Люди воцерковленные и глубоко верующие знают, какой литературой запастись на время Великого поста, а для других у нас есть несколько книг на примете.

«Полунощница», Надя Алексеева

Надя Алексеева — молодая российская писательница. Представитель того самого «поколения тридцатилетних», которое шумно ворвалось в отечественную прозу несколько лет назад, наконец оживив литературу актуальными темами. Алексеева обучалась драматургии и прозе в мастерских Дмитрия Данилова и Ольги Славниковой, ее тексты публиковали в журналах «Юность», «Дружба народов» и «Новый мир». С рукописью дебютного романа «Полунощница» писательница стала финалисткой премии «Лицей» в 2023 году. И теперь, немного отредактированный, он вышел в печать.

Книга обманывает читателя первой главой, предстает классической историей о молодом безбожнике, который случайно попадает в святое место и — по традиции жанра — в этом месте духовно трансформируется. Но «Полунощница» оказывается чем-то большим.

Москвич Павел, на первый взгляд, не имеет особых проблем в жизни. Жильем обеспечен, здоровьем не обижен, карьера складывается успешно. Но есть у него на сердце одна печаль — потерянный в войну двоюродный дед Петр. Про деда известно, что в живых его уже нет, но есть вероятность, что у Петра остался сын, и искать его надо на Валааме.

-2

Обложка книги. Иллюстрация: ast.ru

Петр, как и многие другие искалеченные войной ветераны, жил на Валааме в доме-интернате, подальше от сограждан, строящих новую, послевоенную жизнь. Кто-то из инвалидов тихо доживал свой век в палатах, оборудованных в бывших монашеских кельях, а кто-то — обзаводился друзьями, семьей, работал, рыбачил, не давался в руки отчаянью. Так было до 1984 года, когда Валаамский дом инвалидов закрыли, а ветеранов и их семьи вывезли с острова. Но роман «Полунощница» и не об этом.

В 2016 году москвич Павел присоединяется к группе волонтеров и плывет на «Святителе Николае» по Ладоге к пока не знакомым ему местам. Павел думает, что управится за пару дней: сходит к старцу, про которого говорят, что он на любой вопрос ответ знает, возьмет в бывшем госпитале документы Петра и займется поисками валаамских родственников. Но человек, как известно, лишь предполагает…

Павлу предстоит пройти большой путь, впервые по-настоящему сблизиться с людьми, к которым на «большой земле» он и не подошел бы, и понять, что ни один человек не остров, даже если он окружен темной неспокойной водой.

«Полунощница» — роман о многом, например, о том, что Бог не только в церкви, а путь к ближнему измеряется не шагами.

«Исповедь бывшей послушницы», Мария Кикоть

Мария Кикоть не писательница, а ее книга, по сути, исповедью и является. Простое — и по стилю, и по содержанию — изложение событий собственной жизни. Точнее, одного из тяжелейших периодов жизни.

Мария Кикоть выросла в благополучной, интеллигентской врачебной семье и сама, когда пришло время, поступила в медицинский вуз. Довольно скоро Мария поняла, что тяготеет к художественному творчеству, начала заниматься фотографией, но учебу в институте не бросила, окончила по настоянию родителей. Врачом потом не работала. Девушка открыла фотостудию и очень быстро стала успешным фотографом. Времени хватало и на работу с модельными агентствами, и на индивидуальные фотосессии, и на съемки природных красот. А еще Мария Кикоть всегда искала чего-то большего, ей не хватало смысла в будничных делах. Девушка рассказывает, что занималась йогой и другими восточными практиками, прошла четыре ступени учения в монастыре Шаолинь, но это не приносило спокойствия, не унимало тревогу. Православный храм, который находился практически через дорогу от дома, она почему-то обходила стороной.

-3

Обложка книги. Иллюстрация: litres.ru

Однажды Мария с друзьями-фотографами отправилась в путешествие к озеру на границе — поснимать пейзажи. По пути молодые люди остановились у монашеской обители, где Мария, сама толком не понимая, как это произошло, получила приглашение потрудиться для монахов поваром несколько дней. Так начался путь девушки к православию, который довольно скоро привел ее в один из женских монастырей Калужской области. В нем ей предстояло спустя долгие месяцы послушания принять постриг в монахини. А о том, что и почему в итоге получилось, Мария Кикоть рассказала в своей «Исповеди…».

Важно предупредить, что в «Исповеди бывшей послушницы» автор нелестно отзывается о конкретных людях, не критикуя институт монашества и православие в целом. Но если в вас силен дух противоречия, эту книгу лучше отложить на менее постное время.

«Современный патерик», Майя Кучерская

В подзаголовке этой книги значится «чтение для впавших в уныние». И, кажется, она действительно помогает справиться с этой тяжелой духовной болезнью, раз за почти двадцать лет со времени первой публикации пережила уже десять переизданий. Майя Кучерская — российская писательница, литературовед и критик, лауреат множества премий, наставник в нескольких мастерских литературного мастерства. Что бы ни писала Кучерская: роман о молодой женщине, переживающей кризис семейной жизни, биографию неоцененного писателя или литературную пародию на истории о жизни священников и монахов — во всем чувствуется любовь и внимательное отношение к персонажам, их внутренней жизни, сердечной или духовной.

-4

Обложка книги. Иллюстрация: ast.ru

В предисловии к «Современному патерику» писательница говорит, что ее книга — собрание веселых и грустных историй из жизни современных православных. Истории эти стилизованы то под анекдот, то под житие, то вовсе под детскую «страшилку». Большинство героев можно назвать типичными, а в некоторых — узнать реальных старцев и священников, но все же «Современный патерик» — это литературное, а не документальное произведение, и относиться к нему следует также, не выискивая повода для обид, а утешаясь добрым юмором.

Утомишься тяжелым трудом, вечером откроешь книгу, прочтешь пару историй о том, как «один юноша решил уподобиться древним подвижникам» или «один брат объелся шоколадом» и улыбнешься. Загадочный мастер, который простыми инструментами умел переделывать внешний облик людей на «более православный»; монах-сисадмин, разработавший три компьютерных игры для иноков монастыря; карманник Макс, познакомившийся в фитнес-клубе с верующим спортсменом и ставший в итоге почитаемым отцом Максимом; уважаемый старец, который залез под стол и, желая быть как дитя, принялся дергать трапезничающих за рясы; монахи, подарившие своему загрустившему брату заводную машинку и многие другие герои «Современного патерика» отвлекают читающего от дневных хлопот и всякий раз напоминают, что любой человек не только нелеп и грешен, но часто уязвим и трогателен.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».