Иных мужчин послушаешь, вот как же им не повезло с женами! Целыми днями ненаглядные супруги пилят своих ненавистных, никчемных, во всем виноватых муженьков. Даже придумывать или вспоминать что-то не буду, возьму несколько реплик из очередного эпизода "Стартрека":
– Харкурд Фентон Мадд, что ты задумал? Уверена, ничего хорошего. Знаешь, что я тебе скажу? Ты лентяй, негодник!..
– Что ты задумал? А ну отвечай мне!
– Мерзкая подлая жаба, шатаешься где-то всю ночь, а потом рассказываешь мне сказки!
– Ты опять слишком много ел и пил! За тобой нужен глаз да глаз!.. Больше никакого алкоголя! Ты на диете!
Да, вот такая агрессивная жена когда-то досталась персонажу по имени Мадд. Он благополучно от нее избавился, свалил в космос, где занялся разгулом и мошенничеством. Кажется, конец истории? Но нет.
Оказавшись на планете андроидов, Мадд... попросил сделать ему андроида по подобию своей жены.
– Это, джентльмены, усыпальница в память о моей любимой Стелле... моей жене.
– Она умерла?
– Нет-нет, она всего лишь сбежала. Видите ли, за спиной каждого великого человека стоит женщина, которая его подстегивает. Такой была и моя Стелла. Она подстегнула меня отправиться в космос. Не намеренно, а своим непрекращающимся ворчанием. Я часто о ней вспоминаю, при том всякий раз отправляюсь еще дальше в космос.
Андроиды сделали для Мадда точную копию Стеллы, воссоздав не только ее внешность, но и характер, а также манеру речи, чтобы Мадд "мог смотреть на нее и наслаждаться ее отсутствием".
Мадд не без гордости демонстрирует возможности андроида и радуется тому, что наконец-то может сказать последнее слово в спорах с ней, просто отключив машину.
На первый взгляд, понятная мотивация. Но если подумать, то мотивация так себе. Должно там быть что-то еще. Стелла – не та женщина, по общению с которой стоило бы ностальгировать. Да и не в миг она когда-то стала такой, Мадд, возможно, даже знал, на ком женился. Вот и спрашивается, зачем ему такая ворчунья, зачем ее постоянно включать и наслаждаться льющимися на тебя вербальными помоями.
У людей, живущих с такими партнерами (психологическими "преследователями"), есть свои резоны. Плюшек на самом деле не мало.
Стоит сразу оговориться, что дальше руганок там дело не идет, стало быть, речь идет об играх "первого уровня", эмоциональных, но безобидных – никакого реального вреда, насилия там нет и быть не может.
Об уровнях психологических игр читайте здесь:
Итак, какие же "плюшки" получал и получает Мадд в обществе сварливой супруги?
- Если супруга – "Преследователь", то логично предположить, что супруг – "Жертва". Мадд – человек инфантильный, безответственный, действительно не особо способный позаботиться о себе. Человеку в "детской" позиции (жертве) всегда выгодно, чтобы рядом был кто-то в "родительской" позиции (преследователь, контролер, надсмотрщик). Жены-преследователи обычно хозяйственные или по крайней мере хваткие. С ними и быт, как правило, налажен, и самому решать ничего не нужно: они за тебя подумают, примут решение и озвучат, что нужно сделать.
- Будучи человеком безответственным, Мадду просто необходимо, чтобы было на кого свалить всю вину. И хотя при первом приближении кажется, что Стелла во всем обвиняет Мадда, на самом деле и Мадд всегда может обвинить Стеллу: она не доглядела, не взяли всё в свои руки, не проконтролировала должным образом, а, значит, она и виновата в его лишнем весе, ночных попойках, гуляниях по девочкам и противозаконных выходках. В конце концов, он же от нее бежал в космос! Она и виновата.
- Опять же рядом с женой-мегерой легко получать внимание и сочувствие от окружающих, а это бывает приятно.
- Некоторым людям (а Мадд относится к их числу) просто нравится собачиться, ругаться и скандалить. В такие моменты они чувствуют прилив адреналина, энергии. Скандалы и скандальчики добавляют в жизнь ярких красок, не позволяют заскучать.
- Негативная мотивация – еще одна причина, по которой некоторые терпят "вынос мозга". Позитивная мотивация (движение К цели или мечте) не может мотивировать "жертву", для этого она слишком слаба и якобы беспомощна. Зато на таких людей хорошо действует мотивация "От". Мадду было, от кого бежать всё дальше и дальше в космос, а, значит, он не был обделен приключениями и иллюзией цели. В реальной жизни вместо космоса могла бы быть елка, которую нужно выбросить (чем не цель?), рыбалка или трудоголизм, ведь сбежать на работу или в хобби всегда социально одобряемо.
В конечном итоге и Мадд, и Стелла занимают те места, на которых они предельно органичны.
Люди капитана Кирка запрограммировали андроида-Стеллу (на всякий случай в количестве 500 штук) на роль наблюдателя: она должна заботиться о Мадде, присматривать за ним и следить за тем, чтобы он работал, исправлялся и не эксплуатировал других андроидов.
И хотя Мадд горько плачет и говорит, что такое решение негуманно, на самом деле в глубине души ему не на что жаловаться. Он снова с "любимой Стеллой" и снова получает эмоции, энергию, мотивацию и право снять с себя ответственность за что угодно.
Встретится вам чей-то муж, горько сетующий на ворчливую жену-мегеру, знайте, что то крокодиловы слезы. По-своему он счастлив, доволен жизнью и имеет множество причин оставаться в компании своей супруги и дальше. Именно поэтому многие мужья ныть-то ноют, а на развод не подают. И дай им Бог счастья.
Это была Рубрика "Стар Трек: космический уровень психологии общения". Выпуск 46. Сезон 2, серия 8 "Я, Мадд" ("I, Mudd").
В этой рубрике я не анализирую эпизоды сериала с точки зрения психологии. Просмотр "Star trek" для меня своего рода хобби. Каждый эпизод дает пищу для размышлений на психологические темы. О них и размышляю в статьях рубрики. Ведь "Star trek" это сериал не столько о космосе, сколько о психологии личности и психологии взаимоотношений.
Все статьи рубрики в подборках: