Есть в Суздальском районе Владимирской области такое старинное селение – Воскресенская Слободка. Так случилось, что отсюда происходят мой отец, дед, прадед, да я даже и не смогу сказать, сколько поколений предков. Но случилось так, что побывал я здесь совсем недавно, осенью 2015 года. Я уже рассказывал про историю одного места, села Нероново Костромской области https://dzen.ru/a/Zdn-VdKxYD-YtZHP
Кроме того, предыдущая статья у меня называлась «Заметки об истории Суздальской земли». Но там я как-то слишком сильно углубился в очень древнюю историю этих мест https://dzen.ru/a/ZeYuNoRLYCK_AiXo
А вот теперь настал момент рассказать более подробно непосредственно о Воскресенской Слободке, рассмотрев некоторые исторические факты, начиная где-то с рубежа 19 и 20 столетий, и до наших дней.
Из старинного описания места:
«Село Воскресенская Слобода, расстоянием от Владимира 25 вёрст, а от Суздаля 13 вёрст, при реке Нерли. В половине XVI ст. означенное село принадлежало князю Петру Михайлову Щенятеву, как видно из «Разъезжей полюбовной этого князя с Спасо-Евфимиевым монастырём 1558 г.», в которой о дер. Жаденке, вотчине монастыря, отстоящей от Воскресенской слободки в полуверсте, говорится, как о пограничной деревне с именем князя Щенятева. Старинное название села «Щенячья слободка», очевидно, по имени владельцев, и до сих пор употребительнее в народе, чем Воскресенская слободка. Церковь в слободке каменная, двухэтажная, построена в 1743 г. Колокольня при ней каменная же. Главный престол в честь Воскресения Христова».
(Ежегодник Владимирской Губернской Статистической Комиссии, том 2, стр. 54).
Слобода, слободка – так в старину обозначали поселения, освобождённые от некоторых государственных повинностей. А селом слободка называлась потому, что в нём была церковь. То есть, первоначально, в 1558 году, деревня носила название «Щенятья Слободка», по фамилии князя – владельца. Позднее жители переиначили название на «Щенячья Слободка», даже ещё недавно слышал я легенду о том, что здесь, дескать, когда-то была княжеская псарня, и жили люди, содержавшие княжеских охотничьих собак. С 1743 года, после постройки храма, деревня стала селом. В годы правления Екатерины Великой, как известно, была создана специальная государственная комиссия для упорядочивания регистрации населённых пунктов по всей Российской Империи, и для переименования городов и сёл в случаях, если названия их окажутся «неблагозвучными». Тогда же и бывшая Щенячья Слободка стала называться Воскресенской, по названию главного престола Храма, в честь Воскресения Христова.
Как можно предположить из моей предыдущей статьи, «Заметки об истории Суздальской земли», эти места имеют богатую историю, уходящую вглубь веков и тысячелетий. Вот и в окрестностях Воскресенской Слободки исследованы археологические памятники – стоянки неолита и бронзового века, IV – I тысячелетия до нашей эры.
В 19 веке повсюду на Русском Севере были распространены так называемые «отхожие промыслы». Урожаи у крестьян были небольшими, поэтому мужчины, чтобы прокормить семьи, обычно в зимнее время, организовывались в «артели» (бригады) – и отправлялись в крупные города выполнять различные строительные работы: плотницкие, каменные, кровельные, малярные. Насколько мне известно, мои предки специализировались по плотницкому делу. Ездили со своими инструментами на работы в Москву. По географической принадлежности они именовались «суздальскими». У них тут была своя «конкуренция» с соседями, плотниками «владимирскими». С детства помню присказку про конкурентов-плотников: «Знашь как владимирские-то работают? – Шей гвоздём! – Согнулся. – Шей другим! – Росшляпился. – Кончай работу, айда чай пить!». В этой присказке речь идёт о кованых гвоздях. Только при неловком ударе по кованому гвоздю тот мог лишиться шляпки, то есть «росшляпиться».
В нашей семье в 19 – начале 20 века было принято старшего сына называть либо Авраамом (Абрамом), либо Феодором (Фёдором). Через поколение чередовались Абрамы Фёдоровичи и Фёдоры Абрамовичи. Помнится, что-то подобное читал я в романе Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества». Там, в этом романе, на протяжении целого столетия, прослеживается судьба одной семьи в Бразильской глубинке. Первого сына в этой семье всегда называли Антонио, а второго – Аурелиано. Помню, какие я испытывал трудности при чтении этого романа, пришлось даже рисовать специальную схему, чтобы не перепутать одноимённых персонажей из разных поколений. Каково же было моё удивление, когда я, спустя много лет, узнал о подобной традиции у нас, на Суздальской земле. После революции такая традиция прервалась, иначе меня и моих сыновей сейчас звали бы совершенно иначе.
Мой прадед, Абрам Фёдорович, был в Слободке церковным старостой. Жил он со своим семейством рядом с храмом и поддерживал хорошие отношения со священником (попом). И всю жизнь трудился, хотел «обеспечить будущее» своих детей. В те времена на селе людьми, «обеспечившими будущее», считались те, у кого был счёт в банке. Таких было очень немного. Во-первых, счёт в банке имелся у купца Сергея Дмитриевича Шевцова, владельца водяной мельницы на реке Нерль возле Воскресенской Слободки. Во-вторых, банковский счёт имелся у попа Воскресенской церкви. И вот, наконец, скопив за много лет некоторую сумму денег, мой прадед поехал во Владимир, чтобы положить эти деньги на счёт в банке. Приезжает – а банков-то разных в городе Владимире видимо-невидимо! В какой же из них поместить деньги? Прадед решил, что положит деньги в тот банк, где процент по вкладу самый большой. Самые выгодные условия предлагал Германский банк, вот там Абрам Фёдорович и «открыл счёт».
Дело было в начале лета 1914 года. А 1 августа того же года, как известно, началась Первая Мировая война (с Германией). И все деньги прадеда, разумеется, тут же пропали. Видимо, в Германском банке о чём-то таком догадывались, что процент назначили больше, чем у конкурентов. Но факт остаётся фактом: перешла семья прадеда в категорию «бедняков». А ещё через три с небольшим года, после революции, вдобавок к этому попали они ещё и в категорию «вредных для революции элементов»: ну как же, ведь церковный староста, «опиум для народа» и тому подобное. Спасло только то, что оказались они беднота беднотой, и всё из-за бывшего вклада в германском банке, хоть какая-то польза от такой трагедии. Вот такая история.
Когда пришла пора жениться моему деду, Фёдору Абрамовичу, ситуация в Суздальской глубинке изменилась. В результате Мировой войны, перешедшей в революцию и гражданскую войну в России, на селе почти не осталось молодых мужиков. Выбор у девушек был сильно ограничен. И даже такие незавидные женихи, как мой дед, имели возможность жениться. Говоря про незавидного жениха, я имею в виду не только финансовое и социальное положение, но и состояние здоровья. Дед мой всегда отличался неважным зрением. Уже в пожилом возрасте, я помню, он постоянно носил очки с такими стёклами, что с ними можно было на ярком солнце заниматься выжиганием по дереву.
Свадьба моих деда и бабушки состоялась в 1921 году. И, поскольку в то время в Слободке жизнь была очень нелёгкой, отправились они за лучшей долей в Москву. Там нашли работу и поселились в коммуналке, в подвале дома на улице Ленивка, рядом с Москвой-рекой, Кремлём и Музеем изобразительных искусств имени Пушкина. Поселились вместе с родителями моего деда. Абрам Фёдорович, бывший церковный староста Воскресенского храма, что в Слободке, умер в нищете в московском подвале. Вскоре там же умерла и его жена. А дед мой вскоре устроился на работу в трамвайное депо, где и проработал много лет.
На месте водяной мельницы С.Д. Шевцова в Заполицах, на Нерли, недалеко от Слободки, в советское время была построена Заполицкая ГЭС, снабжавшая электроэнергией Суздаль и окрестные сёла. Прослужила эта «межколхозная гидроэлектростанция» всего 10 лет, после чего стала жертвой укрупнения и централизации. Более мощная Волжская ГЭС имени В.И. Ленина поглотила её как скирда соломинку.
После революции Воскресенский храм в Слободке не сломали, а просто сбросили колокола с колокольни. Для этого пришлось немного разломать кирпичную кладку. Делали это при помощи взрыва, после чего колокольню слегка перекосило (наклонило в сторону), а колокола упали. После этого храм был заброшен и не используется до сих пор. Когда мы приехали в Слободку осенью 2015 года, то обнаружили, что в том направлении, куда наклонена колокольня, не осталось ни одного дома – одни фундаменты. Никто не хочет, чтобы в один не прекрасный момент на его дом упала старая колокольня.
Говорят, что когда-то, ещё до Великой Отечественной войны, лихие подростки умудрялись залезать на колокольню. Говорят, что с колокольни виден Суздаль. Сейчас проверить это не представляется возможным.
Сегодня Воскресенская Слободка представляет собой одну улицу деревянных домов, часть из которых – жилые, в другие дома люди приезжают на лето, как на дачи. Заезд в село – через более крупный населённый пункт Мордыш. Указатель на Порецкое и Мордыш (направо) установлен на шоссе Владимир-Суздаль. Проехав сквозь Мордыш, по асфальтовой дороге подъезжаешь к Слободке. Асфальт заканчивается непосредственно перед самым въездом в село. Грунтовая дорога идёт вдоль единственной улицы в оба конца села. По состоянию на 2010 год постоянное население Воскресенской Слободки составляло 45 человек.
В районе Воскресенской Слободки река Нерль делает огромную петлю. С высокого берега за селом открывается замечательный вид на реку, её берега, луга и перелески.
В селе и его окрестностях можно увидеть: большую заброшенную церковь Воскресения Христова с покосившейся колокольней, развалины Заполицкой ГЭС, остатки старой водяной мельницы (деревянные сваи, торчащие из реки Нерль, и перекат сразу же за ними).
Какие-то шутники несколько лет назад разместили в Интернете материал «Владимирская «Барвиха». Дескать, в Слободке теперь строят коттеджи богатые люди из Владимира, что теперь там целых три улицы и асфальт. Ничего из этого не соответствует действительности.