Найти в Дзене
С книгой в обнимку

Анна Матвеева "Армастан. Я тебя тоже"

Оглавление

Помимо того, что я просто люблю Анну Матвееву и хочу прочитать все её книги, мне интересно было, как изменятся тексты автора после переезда. Станет ли Москва таким же персонажем Матвеевой, как Екатеринбург?

Но первая перемена, которую я остро ощутила, читая сборник, не географическая, а временнАя - он написан после позапрошлой зимы...

Условная тема сборника - искусство, которое можно увидеть глазами. С любовью и пониманием автор пишет об архитектуре, картинах, фотографии, истории живописи. Признаюсь, я этот вид искусства не понимаю, не чувствую, не вижу.

Но главными остаются люди с их отношениями и чувствами.

Что мне наиболее близко

"Отрадное"

Хотя Лене под 40, до сих пор она обходилась без своего жилья - её и дома-то не бывало, всегда в командировках, в путешествиях по миру.

Мы все помним, когда это закончилось.

Продав бабушкину квартиру в Екатеринбурге, Лена снимает однушку в Москве и начинает искать свою квартиру. Но не клеится - то вид из окна не тот, то какие-то юридические препятствия, то неуместная любовь.

Самые колоритные из персонажей рассказа - Таня, устроительница чужих дел и судеб, и риелтор Хабибулин с оригинальной методикой продаж:

Мы чуть-чуть, вот здесь и здесь, поклеим обои, это всё выбросим (он обвёл широким жестом бабушкину мебель, каждую трещинку на которой я помнила, как Земфира в известной песне), тут поставим недорогие, но стильные интерьерные объекты. И обязательно нужен запах свежей выпечки, это влияет на продажи!
- Ой, ну не знаю, - испугалась я. - Я и свежая выпечка так далеки друг от друга!
Хабибулин на сей раз строго сверкнул очками:
- Для такого дела сблизитесь.

В этом рассказе неустроенность, бездомность ощущаешь физически, как сквозняк. А когда вдруг приходит ощущение дома, своего, как в детстве, это тоже узнаваемо: старые книги, кубик Рубика, плакат "Ассы" на стене.

А ещё интересно было взглянуть на Москву глазами екатеринбурженки, которая только в ней обживается и, наверное, уже любит.

"Местонахождение известно"

Экскурсовод Ким Борисович много лет изучает творчество художника К. и тайну его картины "Госпожа В". Никто не видел это полотно.

И вот некая Лидия выдвигает смелую версию о том, кто на картине. Если она права, откроются личные тайны К. Работники музея раскололись на 2 лагеря - одним важнее научное открытие, другим - честь художника.

Насколько допустимо обнародовать то, что никого не касается? Можно ли вообще отделить личность автора от его творения?

Мне эти вопросы ближе в отношении писателей, но суть та же. Для меня творчество - отдельно, личная жизнь автора - отдельно. А для вас?

"Армастан. Я тебя тоже"

Анна преподает русский как иностранный эстонской девочке. Они занимаются по скайпу, ведь Айно - модель и никогда не знаешь, из какой точки мира она подключится к следующему занятию.

Анна и Айно никогда не видели друг друга вживую, но они больше, чем учитель и ученица. И это особенно проявляется февральским днём.

В следующую среду у нас с Айно назначен следующий урок, и я поминутно проверяю сообщения - вдруг она его отменит. Я пойму. Я всё пойму, я же взрослый разумный человек. Человек, у которого нет ответов ни на один из её вопросов - ни на одном языке мира.

И у меня, как у автора, их нет для своей девочки. И вот так же иногда чувствую родственные души в людях, которых никогда не видела. И если мы потом знакомимся очно, ничего не рушится. Почему так происходит, Анна отвечает одним эстонским словом.

***

На канале можно почитать отзывы о других книгах Анны Матвеевой - романе "Каждые сто лет", сборниках "Девять девяностых", "Спрятанные реки", "Горожане".

А какие книги автора нравятся вам? Уже читали "Армастан"?