Полагаю, пора уже закончить виртуальный пробег по Музею транспорта города Ковентри (Coventry Transport Museum). Если кто пропустил предыдущие этапы, их можно пробежать тут, здесь и там.
А теперь следующая автоэпоха – 60-80-е года прошлого века. Сразу стоит сказать, что тут не увидеть таких сногсшибательных авто этого времени, как, например, итальянские концепты в миланском музее Альфа-Ромео (к ним я как-нибудь позже вернусь). В Британии автодизайн был более консервативным, а в музее Ковентри в основном серийные английские автомобили 60-80-х, которых, кстати, очень много у рядовых британцев – любителей автоклассики. В каждом автомобильном журнале Британии, где есть раздел продаж ретро-автомобилей, можно увидеть несколько десятков предложений о продаже такой ретро-классики. И на многочисленных до ковида ежегодных британских выставках классических автомобилей местных автоклубов они были представлены десятками. Но, тем не менее …
Первая половина 1960-х стала важным рубежом в истории британского автомобилестроения. Экономическая ситуация в стране значительно улучшилась по сравнению с послевоенным периодом, и до властей начинало доходить, что в современных условиях автомобиль — уже "не роскошь, а средство передвижения". В апреле 1962 года величина налога Car Purchase Tax была установлена на уровне 45 % от розничной цены автомобиля, а в ноябре того же года еще снижена - до 25 % (правда, впоследствии снова повышалась, но уже незначительно). Вместе с медленным, но верным повышением благосостояния населения это привело к резкому увеличению популярности четырёхколёсного личного транспорта. Автомобили стали быстро теснить мотоциклы и трёхколёсные мотоколяски на дорогах страны.
В то же время, набравшие полные обороты американские компании потеснили бывшую метрополию на международном рынке автомобилей, а их дочерние филиалы — Ford of Britain, Vauxhall и Chrysler UK — стали настырно лезть и на внутренний английский рынок, в борьбе за кошельки покупателей сильно подвинув местных автоаборигенов. Которым в неравной борьбе с транснациональными гигантами оставалcя лишь один выход — укрупнение и слияние. Этим они и занялись, и в 1968 году образовалась British Leyland Motor Corporation (BLMC), в состав которой вошло большинство независимых британских автомобилестроителей, которым принадлежало до 40 % британского легкового авторынка. Эта корпорация впредь и выпускала марки Jaguar, Rover, Land Rover, Mini, Morris, Austin, Triumph, MG. Хотя более половины автомобилей, выпущенных в Великобритании, всё ещё отправлялось на экспорт, в основном он приходился на Австралию, Канаду, Южную Африку, Индию и другие бывшие британские колонии и доминионы. Во второй половине десятилетия британский автопром во всё большей степени начал превращаться в сугубо местное явление, "вещь в себе", теряя конкурентоспособность на мировом рынке. А в 70-е годы страну сотрясали забастовки и стачки, так что к 1974 году Великобритания сползла со второго места в мире по производству легковых автомобилей на пятое.
Большинством выпускаемых автомобилей были малолитражные, о которых Джереми Кларксон сказал: «Мы все знаем, что малолитражные машины полезнее, чем спорткары — так же, как рыбий жир полезнее стейка, а утренняя пробежка под дождем полезнее чая на террасе». Однако, с другой стороны, известно - ничто так не сплачивает большую семью, как маленькая машина. В коллекции Музея Ковентри много малолитражек этого времени, но тратить на них время избыточно просто скучно, так что немного кадров.
На втором плане последней фотографии - прицеп-дача любителей семейных вояжей, причем, судя по обозначенному в ней маршруту, она нехило поколесила по миру, прежде, чем встала на прикол в Ковентри. Такой вот наглядный кусочек ретро-жизни на колесах. Кстати, этот тип вояжей очень популярен в Британии – возле многих домов можно увидеть припаркованные кемперы и дачи на колесах – любят британцы колесить по своей стране и не только.
Однако и малолитражки могут быть спортивными, и много эгоистов покупали авто не для семьи, а для себя любимого. И легкие небольшие английские двухместные (и 2+2) спорткары пользовались популярностью. Они, конечно, поинтереснее семейных авто, посему их больше последних у любителей автомобильной классики, причем, не только в Британии, но и в США, и в континентальной Европе. Встречал их на дорогах Италии, шустро до сих пор гоняющих. И, конечно, не менее популярны и автомобили посолиднее – Ягуары, Бентли, Ролс-Ройсы (у другой категории покупателей).
А еще в коллекции Музея Ковентри много настоящих «спортсменов на пенсии», принимавших когда-то участие в гонках и побеждавших в своих классах. На этом поприще британские автомобили давно снискали репутацию серьезных противников.
«Скорость – это разновидность экстаза, подаренная человеку технической революцией». /Милан Кундера/.
В автомире прошлого и настоящего есть еще много чего удивительного и восхитительного, однако я уже немного притомился от автомобильной темы. Полагаю, что стоит отложить ее до поры. Ну, типа, пока рак свистнет, жареный петух прокукарекает, звезда проклюнется или еще что знаменательное приключится.
Удачи всем дочитавшим! Не водите машину быстрее, чем летает ваш ангел-хранитель.
Часть информации и фото почерпнуты здесь и тут, там и сям, а также из других открытых источников.
#авто #музей #британия #англия #ковентри