На Руси борьба с ведьмами, как никогда ранее, с особым рвением велась именно при Иване Грозном. Спрашивается: почему? Не потому ли, что он имел к ним отношение?
В народных преданиях имеется история, согласно которой Иван Грозный повелел свезти в Москву всех ведьм. Их привезли и хотели сжечь, но они превратились в сорок и улетели. Иван Грозный опечалился и проклял их. Считается, что в Москве именно из-за этого проклятия грозного царя не водятся сороки. Или водятся?
В его борьбе с ведьмами прослеживается какая-то личная заинтересованность. Ведь недаром в народе считалось, что обе его бабушки, как по мужской линии, так и по женской, были ведьмами.
Любовь Ивана Третьего (дедушки Ивана Грозного) к Софье Палеолог, а также ее образованность воспринималась в народе не иначе как ее связью с нечистой силой:
«Присушила… приворожила… в рот ей смотрит, в постели советуется — не колдовство ли?»
Тем более, что она была иноземкой, окрутившей царя и погубившей родственников от его первой супруги Марии Тверской. Внезапная смерть Ивана Ивановича, потом поклеп на Елену Волошанку и ее сына Дмитрия. И так далее.
Андрей Курбский, не согласный во второй половине своей жизни с Иваном Грозным, писал о его бабушке как "греческой чародеице".
С бабушкой Ивана Грозного по материнской линии Анной Глинской (в девичестве Якшич) тоже не все ладно.
В результате ее происков дошло до того, что Василий Третий заточил насильно свою первую жену Соломонию (в девичестве Сабурову) в монастырь по причине надуманного бесплодия. Такого на Руси еще не было. Елена Глинская окрутила Василия при помощи колдовства своей мамочки Анны Глинской.
Кстати, уже много позже смерти Елены Глинской ее маму Анну тоже постигнет почти та же участь, что и несчастную Соломонию. Ей придется уйти в монастырь.
Может, было надуманно насчет того, что вторая бабушка Ивана Грозного якобы «вынимала сердца из мертвых и клала их в воду, которой потом кропила московские улицы».
Но без дыма огня не бывает. В пожаре 1547-го года обвиняли именно Анну Якшич.
Василий Третий был настолько "очарован" рыжей бестией Глинской, что нарушил все русские обычаи. Мало того, что оделся в польское тряпье, так еще побрил бороду, что считалось святотатством.
И снова, как ни крути, Глинские были иноземцами.
Пока были живы Иван Третий и Василий Третий, мифы о ведьмовстве обеих бабок Ивана Грозного оставались мифами. Но вот когда умер Василий Третий, а Елена Глинская завела себе полюбовника в лице Ивана Овчины Телепнева-Оболенского, все сразу стало на свои места.
На Руси ведьм в основном казнили за поступки. Хотя, бывало, не за их поступки, а за поступки других. А вот на Западе женщину могли признать ведьмой только за один внешний вид.
Впрочем, в Русском государстве внешность считалась косвенным доказательством. Такими являлись как очень сильная брюнетость и темнота глаз, так и рыжеватость.
Бабушка грозного царя по папе попадала под первый параметр - "у самой глаз чёрный…". Вторая бабушка была глазами черна.
А вот мама Ивана, Елена Глинская - под второй параметр. "Бог шельму метит". Что характерно, ее тоже считали ведьмой. Разве яблоко от яблони далеко катиться?
Имеется мнение, что свое "ведьмовское" поведение Иван (тогда еще не Грозный) начал проявлять при женитьбе на Марии Темрюковне, которая вероятно подстрекала его к этому, а тот проявил свою истинную сущность.
Впрочем, в народных преданиях и в ней видели ведьму, носившую да замужества мужской наряд. В те времена на Руси считалось, что та дама, что носит мужской наряд - тешит беса.
Доподлинно неизвестно, но династия царственных Рюриковичей со смертью Ивана прекратилась.
Дорогие читатели, с радостью жду ваши подписки и комментарии!
Лайк или репост этой статьи поможет ее продвижению!
Из-за катастрофического падения показов в ленте, статьи можно прочитать зайдя на канал. Заранее Вам благодарен!