Найти тему
Русь Изначальная

Ересь "русских" реформаторов или удачно расставленные сети для Елены Волошанки и княжича Дмитрия.

Елена Волошанка.
Елена Волошанка.

"Гречанка" достигает целей поставленных ей Ватиканом, которые через некоторое время приведут к краху династию Рюриковичей.

Смерть Ивана Младого не давала возможности Софье Палеолог полностью достичь власти для себя и для своего сына. Однако, наставления данные ей святым престолом, подталкивали ее к дальнейшим действиям. После смерти Ивана Ивановича она не могла сразу начать действовать. Постепенно отношения между Софьей и Иваном вновь наладились.

В 1498 году Иван Третий решился короновать своего внука Дмитрия Ивановича. Событие произошло в Успенском соборе. Ни Софью, ни Василия даже не пригласили. Причиной этому было то, что примерно в 1497 году Иван третий раскрыл заговор, в котором Софья (вновь накосячила) пыталась сорвать законное престолонаследие - отравлением теперь уже Дмитрия. Софья и Василий оказались в опале, а часть заговорщиков была казнена. Софье надо было торопиться. И тогда она подключила к этому своих друзей: архиепископа новгородского - Геннадия и Иосифа Волоцкого.

Иван Третий со своим внуком Димитрием.
Иван Третий со своим внуком Димитрием.

В то время вокруг Софьи была собрана группировка сторонников боярских вольностей, а так называемые "еретики", которых потом осудили как "жидовствующих" сплотились вокруг Елены Волошанки и ее сына Дмитрия - сторонников сильной самодержавной власти. Сторонники Елены проводили антиклерикальную политику. "Русские" реформаторы выступали против церковного землевладения, с чем были не согласны архиепископ новгородский - Геннадий и Иосиф Волоцкий.

Кроме того, следует отметить, что внешнеполитический ориентир Елены Волошанки был связан со странами юго-восточной Европы и Оттоманской империей. Партия же Софьи, вроде как "связавшая" свою политику с защитой Православия (сохранение высокого авторитета церкви и боярских вольностей), во внешней политике ориентир брала на сближение с западными, католическими странами. Кстати княжна Елена Ивановна - дочь Софьи стала женой великого князя литовского Александра. Это был первый шаг к сближению с католиками посредством брака.

То есть, реальной причиной обвинения в ереси Волошанки и сторонников Дмитрия — это их стремления ликвидировать монастырское землевладение и союзные отношения не с католическим Западом. Кроме того, нет письменных свидетельств, доказывающих участие Елены и Дмитрия в ереси как таковой.

Так С. Герберштейн объясняет падение Дмитрия тем, что Софья Палеолог

"побудила мужа лишить монархии внука Димитрия и поставить на его место Гавриила (так при крещении звали Василия). Ибо по убеждению жены князь заключает Дмитрия в тюрьму и держит его там". В Кратком Погодинском летописце сказано: "князь великий нача думати со княгинею Софьей, и возвратиша его (Василия) и даше ему великое княжение".

Как видите нет ни слова о ереси Елены и Дмитрия.

Уже спустя год после коронации Дмитрий, вместе с матерью Еленой по навету Софьи Палеолог, попали в немилость Ивана Третьего. Их посадили под арест, наследником был объявлен сын от Софьи - Василий. В 1502 -м году Иван третий применил к некогда любимой снохе и внуку более радикальные меры - заточил их в тюрьму, они были "закованы в железо".

А через год Софья умерла. Она добилась того, к чему стремилась более четверти века.

Пока Елена и Дмитрий томились в застенках, да еще и в кандалах, подельники Софьи: Геннадий (Гонзов) и Иосиф Волоцкий принудили Ивана Третьего заняться делом "русских" еретиков. Так в 1503 и 1504 годах были созваны соборы против ереси. На этих соборах и решилась судьба так называемой партии Курицына.

Тогда были казнены многие участники этого движения. Жгли в деревянных срубах, часть "еретиков" разослали по монастырям.

Очень важным моментом является то, что председателем на соборах был будущий великий князь Василий Третий. Из-за нездоровья Иван Третий практически не принимал участия в заседаниях Соборов. Ну сами понимаете, какое еще решение могли вынести эти Соборы.

Немаловажным обстоятельством, также является то, что и до настоящего времени каких-либо документов, излагающих учение еретиков, либо обвиняющих их в антигосударственной деятельности, так и не обнаружено. Признания, которые были даны ими под пытками сомнительны.

Что же касается Елены Волошанки, то она умерла в темнице 18 января 1505 года, а спустя 4 года в 1509 году, уже в правление Василия Третьего, "в нужи, в тюрме" умер внук Ивана Третьего - Дмитрий. По словам Герберштейна:

"Одни полагают, что он погиб от голода и холода, другие - что он задохнулся от дыма".

Сынок Софьи - Василий исходя из доброй традиции своего времени и главное наставлений маменьки не терпел в живых своих противников.

Продолжение следует.

#софияпалеолог #еленаволошанка #дмитрий #ересь #ватикан #василийтретий