В 378 году в Адрианопольском сражении погиб император Валент. Положение Римской империи было незавидным. Варвары широко распространились по европейским и азиатским провинциям Рима. Отсутствие собственной государственности не позволило завоевателям создать собственное государство.
Ромеи не смирились с поражением и решились восстановить свое государство. Император западной Римской империи Грациан предпринял попытку восстановить восточную Римскую империю. Эту задачу он возложил на генерала Феодосия.
Император Грациан объявил Феодосия Августом. Войско приняло это с восторгом.
Феодосий был не только талантливым полководцем, но и хорошим дипломатом. Он не пытался выставить себя как гордого римского властителя. Он видел, что варвары оккупировали фактически весь Восток.
Источник: Вселенские соборы / А.В. Карташев. – Минск : Изд. Белорусский Экзархат, Харвест, 2008. - 639 с. (цитата):
Феодосий и его жена Элия Флацилла были убежденными сторонникам никейского вероучения.
Но на Востоке преобладали арианцы.
Если в Риме императорская власть была одним целым с жреческой властью, то на Востоке такой гармонии в отношениях церкви и государства не было.
В Константинополе ариане все еще занимали сильные позиции.
В Константинополе ариане все еще были сильны. По прибытии Феодосия в Город ему было предложено встретиться с Евномием, главой евномианской общины. Созолмен пишет, что Евмоний был красноречив и его речи всегда были убедительны. Эти качества Евмония вызывали опасения у православных. Православные верующие обратились к жене Феодосия за помощью и встреча была отменена.
В Фессалонике епископом был убежденный никеец Асхолий. Его друзьями были Амвросий Медиоланский и Василий Великий.
Однажды, будучи в Фессалонике, Феодосий заболел. Он решил креститься и стать духовным сыном Асхолия.
В 380 году Феодосий издал манифест о вере. Эти манифестом он наложил на Восток западную вероисповедную норму.
Вот текст манифеста: Вселенские соборы / А.В. Карташев. – Минск : Изд. Белорусский Экзархат, Харвест, 2008. (цитата):
Звания кафоликов были лишены все, кроме сторонников Никейского вероучения. Церковно оформить этот закон должен был Второй Вселенский собор, на котором утвердили Никейское вероучение как "исинную веру".
Всего было шесть Вселенских соборов.
Второй Вселенский собор проходил в церкви Святой Ирины. Есть разные версии места проведения Второго Вселенского собора.
По свидетельству Анонима в 477 году свергли узурпатора Василиска. Василиск бежал вместе с женой и детьми. они добежали до церкви Святой Ирины и там спрятались.
Может быть, баптистерий Святой Софии служил убежищем Василиска. Ведь и Святая Ирина, и Святая София были расположены рядом, в одном дворе.
После свержения Василиска император Зенон вернул себе трон.
В 532 году в Константинополе пария "зеленых" подняла восстание под названием Ника из-за разногласий с партией императора "синих". В Константинополе начались пожары. Сгорела и Святая Ирина, здание которой построил еще Константин Великий.
Константиновская Айя-Ирина простояла 200 лет.
Это была случайность, что сгорела именно Святая Ирина. Восставшие подожгли офис префекта.
Н. Кондаков. Византийские церкви и памятники Константинополя, стр.12 (цитата):
После восстания одной из первых стали отстраивать Святую Ирину, как самую важную святыню Города.
В возвышении у северной стены атриума есть кирпичи с надписью «Великая церковь» Μεγάλη Ἐκκλησία, но дата перестройки Святой Ирины не указана.
Н. Кондаков. Византийские церкви и памятники Константинополя, стр.15 (цитата
В течение 176 лет после пожара церковь Святой Ирины не упоминается ни в одном документе.
В 740 году в Византии произошло сильнейшее землетрясение. Вот что пишет Н Кондаков в «Византийские церкви и памятники Константинополя», стр. 112, Одесса, Типографія А. Шульце, Ланжероновекая улица, домъ Карузо, № 36. 1886. (цитата):
Император Лев умер через полгода после землетрясения. Восстановили ли Святую Ирину до его смерти неизвестно.
При землетрясении были сильно разрушены стены Города. И естественно император в первую очередь приступил к их восстановлению. На укреплениях до сих пор можно увидеть имена Льва III, его сына и Константина Копронима, приемника Льва III.
О Святой Ирине вскользь упоминают в 857 году. Тогда шли споры о личностях Игнатия и Фотия. Выясняли, кто из них является законным патриархом.
Через 50 лет снова появились в источниках упоминания о церкви Святой Ирины. Это было связано с четвертым браком Льва VI.
Ни одна из жен императора Льва VI не оставила ему наследника.
Лев VI решил жениться в четвертый раз на красавице Зое.
Но это противоречило установлениям церкви. Патриарх Николай категорически был против этого брака.
Император все-таки нашел священника, который тайно их обвенчал. Патриарх сместил этого священника, а императора не допустил к Святому причастию. Это было очень суровое наказание по тем временам. Кроме того, патриарх Николай обращался с Зоей по-хамски.
Для Льва это было оскорблением и он лишил Николая сана. патриархом был назначен более сговорчивый священнослужитель.
В течение 15 лет мира между государством и церковью не было.
Чтобы прекратить распри, следующий император Роман I вынужден был собрать совет богов. И в 921 году мир был восстановлен.
Четвертый брак Льва Мудрого был осужден. Но в качестве компромисса совет разрешил императору заключать брак трижды, но с рядом условий.
Решения совета были закреплены в декрете.
Это было очень важное решение. Поэтому ежегодно, в июле, его зачитывали с кафедры.
В Страстную пятницу в Святой Ирине патриарх провел службу для катехуменов (κατήχησις) в присутствии Патрициев.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Оглашенные
С приходом османов Святая Ирина стала оружейной палатой, где хранились вооружения янычар. Двор, в котором стояла церковь, назывался двором Янычар.
Янычары составляли дворцовую стражу. Святая София стала мечетью.