Иногда очень интересно обращать внимание на то, как иные дома соседствуют друг с другом. В прошлой заметке я писал о небольшом, уютном двухэтажном особняке промышленника Николая Стахеева.
Весь он – этакая городская пастораль купеческой Москвы.
А рядом с ним, словно скала, вырастает…
…Серо-коричневая глыба почти готической крепости
В 1878 году в Москве учредили особое Политехническое общество, которое было призвано объединить в себе талантливых выпускников Императорского Московского технического училища. Того самого, которое позднее преобразуют в знаменитую Бауманку.
Цели его, согласно Уставу, были самые благородные:
«связать последовательные выпуски воспитанников Императорского Технического Училища общим, основанным на вере и нравственности, трудом на поприще научной и практической деятельности, дать им возможность обмениваться приобретенными сведениями, следить за успехами наук и промышленности и содействовать своими трудами развитию их в России;
поддерживать живую связь бывших воспитанников с Техническим Училищем и способствовать успехам технического образования;
по мере возможности доставлять кончившим курс в Императорском Техническом Училище места и занятия, помогать денежными средствами нуждающимся из них и их семействам, а равно учреждать стипендии для учащихся»
В 1902 году известный инженер-механик Константин Васильевич Абакумов предложил для нужд Общества выстроить собственное здание, а средства на его строительство собрать по подписке членов организации. И сам тут же сделал первый взнос в казну проекта – 9 рублей 50 копеек.
Не сказать, что члены Общества восприняли идею с энтузиазмом, но конкурс на архитектурный проект тем не менее был объявлен. По результатам конкурса даже выплатили две премии – Адольфу Борисовичу Минкусу и одному из соавторов «Метрополя» Вильяму Валькоту.
Но, как неоднократно случалось, о чем я даже несколько раз упоминал в своих заметках, за работы над новым зданием взялся не кто-то из них двоих, а Александр Васильевич Кузнецов, работавший вначале помощником Льва Кекушева, а после 1899 года – Федора Шехтеля.
Но, надо сказать, Александр Васильевич все же …
…Воспользовался некоторыми идеями из проекта Валькота
Здание заложили в 1905 году, а в 1906-м оно уже вовсю функционировало. Неудивительно, что две даты – год учреждения Общества
и год начала его строительства
увековечили на фасаде.
Кстати, постройка обошлась не так дорого, как боялись, всего в 450 тысяч рублей. В дело пошли и взносы выпускников Императорского Высшего технического училища, собранные по всей России, и добровольные пожертвования заинтересованных лиц, и средства пожелавших войти в пай дельцов.
А об архитектурной идее его оформления сам автор писал в статье для журнала «Зодчий»:
«При проектировании фасада приняты в руководство архитектурные мотивы Англии – страны, давшей нам первую паровую машину, паровоз, пароход и ткацкий станок».
Некоторые эти детали автор проекта даже увековечил в оформлении (3 фото).
Забавно, кстати, но некоторые, описывая это монументальное строение, и в нем самом находят определенное сходство с паровозом. Присмотревшись, я не смог с ними не согласиться. Кое-что этакое явно просматривается.
Такой вот готический монументальный «локомотив» получился. С «кабиной»-эркером и даже с «трубами».
А эти вставки и вовсе выглядят как самые настоящие заслонки паровозной топки. Интересно, вкладывал ли зодчий именно этот смысл в свою работу? (3 фото)
А вензель «ПО» в узорчатом картуше над входом напрямую указал на принадлежность здания Политехническому Обществу (3 фото).
При этом само…
…Здание устроили поистине многофункциональным
На его первом этаже разместились конторы, на втором – залы Совета и общих собраний Общества, библиотека и столовая. А все, что выше, использовали как арендные жилые квартиры.
(7 фото)
К примеру, в одной из тех квартир с 1907 по начало 1910 года, а затем, после перерыва, с 1915 по 1944-й жил художник Илья Иванович Машков, один из основателей объединения «Бубновый валет», член общества «Московские живописцы», а позднее – Ассоциации художников Революционной России. Здесь же у него была творческая мастерская, в которой он помимо прочего и преподавал живопись.
Среди организаций, здесь существовавших, числились Московское отделение Русского технического общества, Московское политехническое общество при МВТУ, Общество содействия успехам опытных наук и их практического применения имени Х. Леденцова, редакции журналов «Вестник Политехнического общества», «Вестник инженеров» и «Записки московского отделения Императорского русского технического общества».
(7 фото)
Кроме того, одним из арендаторов здесь с 1907 по 1918 год выступало Российское Религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьева. На его регулярных собраниях не раз выступали педагог, богослов и литературовед Сергей Николаевич Дурылин (чью замечательную книгу «В родном углу» я не раз цитировал и буду продолжать цитировать), философ, богослов и православный священник Сергей Николаевич Булгаков, философ Николай Александрович Бердяев, поэт Андрей Белый, поэт-символист, драматург и литературный критик Вячеслав Иванович Иванов, переводчик и публицист Григорий Алексеевич Рачинский и многие другие. Последний, собственно, являлся постоянным председателем Общества.
А на собраниях непосредственно Политехнического Общества выступали Николай Егорович Жуковский, о котором я писал совсем недавно, лауреат Нобелевской премии «за работу по физиологии пищеварения», медик-физиолог Иван Петрович Павлов и даже основоположник теоретической космонавтики, ученый-самоучка Константин Эдуардович Циолковский.
А после революции здесь разместился…
…Дом съездов Наркомпроса
В 1918 году здесь даже состоялся первый съезд Российского Коммунистического союза молодежи, а позднее Ленин произносил в главном зале свои речи, в память о чем на фасаде дома имеется мемориальная доска работы скульптора Петра Васильевича Данилова.
Начиная с 1938 года в доме поселился Институт Машиноведения Отделения технических наук Академии наук СССР, а в настоящее время – Институт машиноведения РАН имени Анатолия Аркадьевича Благонравова – генерал-лейтенанта артиллерии, с 1953 по 1975 год являвшегося директором института.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!