Даже сегодня создать подобное, обладая современными инструментами, непросто. Подобная работа требует большого опыта, знаний и усилий. Но как это было возможно в XVII веке?
Итальянский скульптор эпохи барокко Джулиано Финелли прекрасно владел сложнейшей техникой. Он родился в семье каменщика-масона в 1601 году в городе Каррара, который известен добычей мрамора. И даже сегодня и город, и провинцию Масса-Каррара называют мраморной жемчужиной, где испокон веков добывали дорогой белоснежный материал.
Свой творческий путь начинающий скульптор постигал в мастерской Микеланджело Накьерино - одного из неаполитанских скульпторов. В его мастерской Финелли оказался в 1611 году, когда сопровождал своего дядю. А в 1622 году он перебрался в Рим, был помощником в знаменитой мастерской Лоренцо Бернини.
Мастерством молодой Финелли проявил в скульптуре Бернини "Аполлон и Дафна" (1622–1625). Присмотритесь — изящные ветви и корни, которые прорастают из рук и ног Дафны - это работа Джулиано.
Но здесь можно отметить и отличия в работах двух выдающихся барочных мастеров: Бернини уделял большее внимание динамичности и экспрессивности, а Финелли больше интересовала тщательная проработка деталей.
К сожалению, другие ученики Бернини вытеснили Финелли из мастерской. Его техника была великолепна, но он не смог конкурировать с эмоциональным драматизмом и скоростью изготовления работ Бернини.
К 1629 году их сотрудничество и вовсе сошло на нет и наш герой вернулся в Неаполь, где обзавелся собственной мастерской и молодым помощником по имени Доменико Гвиди*, который позднее станет известным скульптором. В Неаполе Джулиано создал бюсты для местного Кафедрального собора Св. Януария, расположенные по бокам от входа.
Доменико Гвиди*- к сожалению, фигура для большинства не совсем известная. Его мать, Анна, была родной сестрой Финелли. После работы со своим дядей Гвиди открыл собственную мастерскую и стал одним из самых востребованных скульпторов Рима.
Вскоре у Финелли появился влиятельный и богатый покровитель - кардинал Шипионе Боргезе, чьи мраморные бюсты и скульптуры украшают итальянские соборы, в их числе и бюст, выполненный Джулиано (2 фото сверху). Детали костюма, выполненные с поразительной скрупулезностью, восхищают и удивляют одновременно!
Но одной из самых потрясающих и известных работ нашего героя является скульптурный портрет Марии Дульиоли Барберини. Это произведение стало вершиной творчества скульптора, которое до сих пор заставляет многих с замиранием сердца разглядывать кружевной воротник...
Кем была эта девушка? Мария - племянница Папы римского Урбана VIII, умерла она в возрасте всего лишь 21 года во время родов. В этом скульптурном портрете Финелли увековечил ее память. Могли ли скульптор и модель быть знакомы? Ответ, скорее всего, положительный. Искусствоведы и историки считают, что юный скульптор посещал дом Барберини, ведь в то время он работал совместно с Лоренцо Бернини, для которого двери семьи Барберини были открыты всегда... Спустя 5 лет после смерти девушки скульптор явил миру свой шедевр.
Кстати, на груди Марии Барберини можно увидеть маленькую брошку в виде пчелы - именно это насекомое было символом рода Барберини. Почему? Старая легенда гласит, что один из представителей рода был спасен при помощи пчелиного меда.
Спустя столетия этот бюст был изучен под электронным микроскопом. Исследователи пришли к выводу, что технология, скорее всего, не являлась ударной. Ученые утверждают, что при взаимодействии даже тончайшего металлического инструмента с материалом на его поверхности проступят трещинки. Увидеть их можно с помощью микроскопа, однако на скульптурном портрете их не обнаружили... На сегодняшний день технология считается утраченной, но, скорее всего, дело в мастерстве, таланте и скрупулезности Финелли.
Скульптору удавалось придать мраморной глыбе форму различных тканей, кружев, передать мягкость меха, способного, как может показаться, зашевелиться от дуновения ветерка. До сих пор эта техника остается неразгаданной: как можно было в XVII веке так тонко создавать подобные детали, когда основным инструментом были молоток и зубило?..
Только посмотрите на воротник-раф принца Микеле Дамаскени-Перетти, который называется «мельничный жернов».
До конца жизни Джулиано Финелли продолжал работать. Последние месяцы жизни он провел в Риме, где и умер в возрасте 52 лет по неизвестной причине. Похоронен в Римской церкви Святого Луки и Марты.
А как вам работы Джулиано Финелли? Спасибо, что дочитали до конца! ✅
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: