Найти тему
arts_tobe - просто об искусстве

Как скульптор XVII века превратил мрамор в тончайшее кружево?

Даже сегодня создать подобное, обладая современными инструментами, непросто. Подобная работа требует большого опыта, знаний и усилий. Но как это было возможно в XVII веке?

Итальянский скульптор эпохи барокко Джулиано Финелли прекрасно владел сложнейшей техникой. Он родился в семье каменщика-масона в 1601 году в городе Каррара, который известен добычей мрамора. И даже сегодня и город, и провинцию Масса-Каррара называют мраморной жемчужиной, где испокон веков добывали дорогой белоснежный материал.

Каррарский мрамор.
Каррарский мрамор.

Свой творческий путь начинающий скульптор постигал в мастерской Микеланджело Накьерино - одного из неаполитанских скульпторов. В его мастерской Финелли оказался в 1611 году, когда сопровождал своего дядю. А в 1622 году он перебрался в Рим, был помощником в знаменитой мастерской Лоренцо Бернини.

Автопортрет Бернини - ярчайшего представителя барочной эстетики в скульптуре.
Автопортрет Бернини - ярчайшего представителя барочной эстетики в скульптуре.

Мастерством молодой Финелли проявил в скульптуре Бернини "Аполлон и Дафна" (1622–1625). Присмотритесь — изящные ветви и корни, которые прорастают из рук и ног Дафны - это работа Джулиано.

Но здесь можно отметить и отличия в работах двух выдающихся барочных мастеров: Бернини уделял большее внимание динамичности и экспрессивности, а Финелли больше интересовала тщательная проработка деталей.

К сожалению, другие ученики Бернини вытеснили Финелли из мастерской. Его техника была великолепна, но он не смог конкурировать с эмоциональным драматизмом и скоростью изготовления работ Бернини.

К 1629 году их сотрудничество и вовсе сошло на нет и наш герой вернулся в Неаполь, где обзавелся собственной мастерской и молодым помощником по имени Доменико Гвиди*, который позднее станет известным скульптором. В Неаполе Джулиано создал бюсты для местного Кафедрального собора Св. Януария, расположенные по бокам от входа.

Доменико Гвиди*- к сожалению, фигура для большинства не совсем известная. Его мать, Анна, была родной сестрой Финелли. После работы со своим дядей Гвиди открыл собственную мастерскую и стал одним из самых востребованных скульпторов Рима.

Вскоре у Финелли появился влиятельный и богатый покровитель - кардинал Шипионе Боргезе, чьи мраморные бюсты и скульптуры украшают итальянские соборы, в их числе и бюст, выполненный Джулиано (2 фото сверху). Детали костюма, выполненные с поразительной скрупулезностью, восхищают и удивляют одновременно!

Но одной из самых потрясающих и известных работ нашего героя является скульптурный портрет Марии Дульиоли Барберини. Это произведение стало вершиной творчества скульптора, которое до сих пор заставляет многих с замиранием сердца разглядывать кружевной воротник...

Кем была эта девушка? Мария - племянница Папы римского Урбана VIII, умерла она в возрасте всего лишь 21 года во время родов. В этом скульптурном портрете Финелли увековечил ее память. Могли ли скульптор и модель быть знакомы? Ответ, скорее всего, положительный. Искусствоведы и историки считают, что юный скульптор посещал дом Барберини, ведь в то время он работал совместно с Лоренцо Бернини, для которого двери семьи Барберини были открыты всегда... Спустя 5 лет после смерти девушки скульптор явил миру свой шедевр.

Кстати, на груди Марии Барберини можно увидеть маленькую брошку в виде пчелы - именно это насекомое было символом рода Барберини. Почему? Старая легенда гласит, что один из представителей рода был спасен при помощи пчелиного меда.
Фрагмент с брошью / фамильный герб Барберини.
Фрагмент с брошью / фамильный герб Барберини.

Спустя столетия этот бюст был изучен под электронным микроскопом. Исследователи пришли к выводу, что технология, скорее всего, не являлась ударной. Ученые утверждают, что при взаимодействии даже тончайшего металлического инструмента с материалом на его поверхности проступят трещинки. Увидеть их можно с помощью микроскопа, однако на скульптурном портрете их не обнаружили... На сегодняшний день технология считается утраченной, но, скорее всего, дело в мастерстве, таланте и скрупулезности Финелли.

Скульптору удавалось придать мраморной глыбе форму различных тканей, кружев, передать мягкость меха, способного, как может показаться, зашевелиться от дуновения ветерка. До сих пор эта техника остается неразгаданной: как можно было в XVII веке так тонко создавать подобные детали, когда основным инструментом были молоток и зубило?..

Только посмотрите на воротник-раф принца Микеле Дамаскени-Перетти, который называется «мельничный жернов».
Портрет принца Микеле Дамаскени-Перетти.
Портрет принца Микеле Дамаскени-Перетти.

До конца жизни Джулиано Финелли продолжал работать. Последние месяцы жизни он провел в Риме, где и умер в возрасте 52 лет по неизвестной причине. Похоронен в Римской церкви Святого Луки и Марты.

А как вам работы Джулиано Финелли? Спасибо, что дочитали до конца! ✅

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: