Интересный вопрос недавно возник в ходе дискуссии в «Академии Рафаэль»: в эпоху Возрождения в Европе шёл передел культурных слоёв. Храмы как памятники культуры разрушались для того, чтобы стереть саму память о том, что здесь когда-то жил другой народ. Собственно, тоже самое сейчас происходит и с нашими ближайшими соседями.
На фоне этих событий у европейских художников сформировался отдельный стиль «каприччо», очень созвучный русскому слову каприз. Суть его такова: думающие люди решили зафиксировать уходящий культурный слой в картинах и просто рисовали руины. Их так и называют — руинщики, и благодаря именно этим художникам мы сейчас можем воссоздать настоящее положение культурного и этнического слоя той или иной местности.
Несомненно, всю эту документальную информацию можно объявить лишь фантазией художника и вменить ни во что, но пытливому уму этого будет достаточно для начала исследования. Вот простой вопрос: почему на картинах средневековой Италии изображены храмы чисто русского стиля ? Вернее, руины этих храмов......
Итак, здесь мы видим материал для изучения, есть с чем работать. Но что делать нашим потомкам ? В России руинщики не прижились, нам больно рисовать разрушенные храмы, которые стоят по всей России. На фоне всеобщего праздника еды и пития эти разваливающиеся старики царапают нам душу. Вы уж простите, но стоимость восстановления или хотя бы поддержания в должном порядке этих одиноких старичков намного меньше, чем прибыль соседнего супермаркета в месяц. А это значит, что нам они не нужны, мы их бросили намеренно и также намеренно к ним не обращаемся и не фиксируем то, что еще живо.
Интересно то, что это сигнализирует нам о истинном возрасте нашего общества. Мы дети, причём даже не дети, а именно подростки, которым плевать на то, что было у них за спиной, бежим вперед в будущее, в космос да по костям. Конечно, я делаю такие выводы исходя только из своего опыта. Лет до 25 я восприниимал своих бабушек чисто в утилитарном смысле — «а что они мне дадут?», то есть сколько мне принесет данный человек. Эта позиция потребленчества всего, до чего можно дотянутся — признак совершенно незрелого сознания, и как далеко это от "будте как дети.."Св.Ев..
Зрелый человек смотрит не только на свое благо сейчас и действует ради будущего, но и помнит о прошлом и на основании этого трезво осознает своё положение в стране и обществе. Зрелое общество знает свою историю на основании фактов, а не из фильмов, вышедших из голов всё тех же потребленцев.
На прошлом занятии мы рисовали подобно руинщикам останки храма, лицо и структуру которого переделывали не раз в угоду капризам все тех же потребленцев. А рисовать это, скажу я вам, достаточно больно. Вспоминаю храм в Турово, ведь это же живое существо, там, простите, жизни в строении больше чем во многих из нас, там душа чище, там небо светлее. Мудрость этих строений не передается описанию, и если одних эта мудрость учит и вдохновляет, то для других это лишь памятник бестолковый и неприбыльный.
Иногда наблюдаешь за иной парой и видишь как один упрекает, приводит доводы, аргументирует и доказывает свою правоту. А другой просто молча с любящим взглядом слушает. И вот в эти моменты даже и не знаешь кто из них прав. Тот кто активен, или тот кто молчит. Так и храмы, да и не только храмы, превращаясь в руины просто молчат на фоне нашего праздника.
Я же мечтаю о том, что наше общество однажды повзрослеет и обратит внимание на эти строения и вернет их к жизни. Ведь мы же не появились здесь из ниоткуда, за каждым из нас стоят тысячи наших предков, и память о них так важна во время праздника. Только тогда наш праздник из гульбища превратися в радостную трапезу у Христа.
Руины храмов в России
15 марта 202415 мар 2024
3
3 мин