Михаил Бестужев-Рюмин был самым молодым из пяти казненных декабристов, ему было только двадцать пять лет. Почему же Николай I не счел возможным даровать ему жизнь, неужели этот почти еще мальчишка играл столь значительную роль в движении декабристов?
Богатый наследник
Михаил Павлович Бестужев-Рюмин родился 23 мая 1801 года в деревне Кудрешки, расположенной на территории современной Нижегородской области. Его отец был надворный советник (7 класс в Табели о рангах). Семья была богатой, и мальчик получил отличное домашнее образование, к нему даже приезжали профессора читать лекции. В начале 1818 года Михаил получил аттестат Комитета испытаний при Московском университете с хорошими оценками и мог рассчитывать на карьеру на гражданской службе. Но он выбрал службу военную – ведь совсем недавно закончилась война с Наполеоном, а кто из мальчишек не мечтал совершить военный подвиг. И в том же году он был зачислен юнкером в Кавалергардский полк.
В марте 1820 года Михаил Бестужев-Рюмин был переведен в Семеновский полк, и этот перевод определил направление его дальнейшей недолгой жизни. Здесь он подружился с Сергеем Муравьевым-Апостолом. В декабре того же года, после восстания Семеновского полка и его расформирования, Михаил Бестужев-Рюмин и Сергей Муравьев-Апостол сначала оказались вместе в Полтавском пехотном полку, потом в Черниговском, который был расквартирован в городе Васильков Киевской губернии. Михаил здесь уже получает чин прапорщика, а с 1824 года он подпоручик.
Муравьев-Апостол уже давно состоял в тайных обществах, начиная с самого первого, «Союза спасения». В 1822-1823 годах, уже находясь и Васильково и войдя в состав правления Южного общества вместе с Павлом Пестелем, он вовлекает в него и своего 20-летнего друга.
Активная деятельность в тайном обществе
Пылкий и увлекающийся, Михаил с восторгом воспринял революционные идеи и с энтузиазмом приступил к участию в деятельности общества. Он был очень обаятелен и хорош собой, умел блеснуть эрудицией, был остроумным собеседником. Его любили женщины и мужчины, с удовольствием принимали в разных домах, где он активно вел свободолюбивые беседы, привлекая к себе такими речами еще больше внимания. Но вряд ли кто мог подумать, что этот ветреный и, казалось, такой несерьезный молодой человек был заговорщиком. Так, увлечения молодости.
Как вспоминали о нем современники:
«Он знал разные иностранные языки и одарен был счастливою памятью, но вел себя так ветрено, что над ним смеялись, особенно над непомерным его политическим вольнодумством, которое он везде и при всяком случае проповедовал».
Сам Михаил вначале придерживался, как и Муравьев-Апостол, умеренных взглядов, но после встреч и бесед с Пестелем стал поддерживать его идею ликвидации императора и его семьи. Также он полностью одобрял положения «Русской Правды» Пестеля, которую тщательно изучил. И если с Муравьевым-Апостолом его связывала тесная дружба, то с Пестелем - общность взглядов и дел.
Чересчур усердный переговорщик
Михаил оказался прекрасным оратором, вовлекая в общество новых членов. Но его главным (впрочем, довольно сомнительным) достижением является привлечение на сторону революционеров Общества соединенных славян и Польского патриотического общества.
Общество соединенных славян, или Славянский союз, придерживалось идеи объединения в единую республику на основе федерации всех территорий, на которых проживали славянские народы. То есть, в республику должны были войти не только Россия, но и Польша, Сербия, Хорватия, Венгрия, Моравия и другие. В сентябре 1825 года Славянский союз вошел в состав Южного общества. Михаил даже убедил пятерых членов из Славянского союза совершить цареубийство. Члены Союза участвовали в подготовке Черниговского восстания, правда, Муравьев-Апостол напрасно ждал их поддержки после того, как восстание началось.
Целью Польского патриотического общества было как раз наоборот - восстановление независимости Польши. Удивительно, конечно, почему Пестель поручил вести переговоры 22-летнему мальчишке. Тот очень старался и пообещал полякам в случае успеха революции «даровать Польше независимое существование». И даже пообещал присоединить к Польше часть Виленской, Минской, Гродненской, Волынской губерний.
Из-за столь «успешно» проведенных переговоров он даже разругался с более старшими участниками тайного общества, которые участвовали в Отечественной войне 1812 года и прекрасно помнили, что поляки воевали на стороне Наполеона, то есть, были врагами. И вдруг – такие им подарки! Да, молодой переговорщик явно перестарался. Пестель его в этом тоже не поддержал и отменил результаты его «успешных переговоров».
Участие в восстании Черниговского полка
Когда началось восстание Черниговского полка, Михаил Бестужев-Рюмин стал ближайшим помощником Сергея Муравьёва-Апостола.
В декабре 1825 года они вместе составили «Православный катехизис», написанный в формате «вопрос-ответ», который был зачитан перед восставшими ротами, а затем, безуспешно, распространялся среди окрестных крестьян. В Катехизисе помимо того, что «цари отнимают у народа свободу» и потому необходимо свергнуть монархию, они также говорили о том, что «цари прокляты богом», что «присяга противна богу», чем повергли солдат в большое недоумение. Те не понимали, как можно жить без царя. Поэтому слово «свобода» для них стало означать «вседозволенность», а значит, можно заниматься грабежами и насилием, во что и переросло восстание.
Подробнее о восстании Черниговского полка здесь:
Арест и допросы
3 января 1826 года Михаил Бестужев-Рюмин вместе со своим другом Сергеем Муравьевым-Апостолом был схвачен. Причем, захватили их свои же солдаты и сдали правительственным войскам.
Как и другие мятежники, он был доставлен в кандалах в Петербург и помещен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.
Со следователями Михаил Бестужев вел себя поначалу довольно дерзко, даже пытался убедить их в необходимости проведения революционных реформ в России. Он и перед императором попытался развить свои идеи, но тот его быстро остановил, наорав на него. Николаю не нужны были идеи какого-то мальчишки. Ему нужны были имена. После допроса у императора Михаил испытал полный упадок духа.
Следует сказать, что несмотря на весь свой патриотизм, Михаил Бестужев-Рюмин плохо говорил по-русски. Еще в конце января он обратился к генералу Александру Ивановичу Чернышеву, который являлся членом Следственной комиссии, в просьбой:
«Генерал, благоволите испросить у Комитета, чтобы он соизволил разрешить мне отвечать по-французски, потому что я, к стыду своему, должен признаться, что более привык к этому языку, чем к русскому».
Но ему было отказано, так что, находясь в заключении, Михаилу даже пришлось заняться изучением русского языка.
Он был молодым, восторженным идеалистом, верил в какие-то высшие идеалы. Так, когда в последнем для Черниговского полка бою их расстрелял правительственный отряд, он говорил:
«…меня наиболее удивляет, что гусары решились на нас ударить: там было столь много офицеров, отлично воспитанных».
Поначалу на следствии он геройствовал, старался преувеличить свою значимость в организации, показать, что он был в курсе всех планов, даже участвовал в их разработке, и поэтому откровенно о них рассказывал. Это действительно привело к тому, что он был признан активным участником тайного общества, одним из лидеров восстания, стремившихся уничтожить царскую семью. За это Михаил Бестужев-Рюмин и был приговорен к смертной казни, хотя из всех пятерых казненных декабристов он был, пожалуй, наименее виноват. Возможно, если бы поменьше старался геройствовать, получил бы каторгу.
Когда Михаил понял, насколько все серьезно, спесь с него стала спадать, и он потерял присутствие духа. Заключение переносил очень тяжело, смерть его страшила. Небольшим утешением было только то, что по соседству, через нетолстую стену, находился его друг, Сергей Муравьев-Апостол, который старался приободрить его и утешить.
13 июля 1826 года Михаил Бестужев-Рюмин вместе с четырьмя другими декабристами был казнён через повешение на кронверке Петропавловской крепости. После того, как оборвались веревки и трое из повешенных сорвались, остались висеть Павел Пестель и Михаил Бестужев-Рюмин.
В 1975 году на кронверке (вспомогательное земляное укрепление со рвами перед ним), на месте казни декабристов, был установлен монумент.
Михаилу Бестужеву-Рюмину также установлен памятник на Родине, в деревне Кудрешки.
Другие статьи, посвященные восстанию Декабристов: