Сергей Иванович Муравьев-Апостол был честным и порядочным человеком и мечтал о процветании России. Но к его деятельности применимо крылатое выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад».
Храбрый офицер
Сергей Муравьёв-Апостол родился 23 октября 1795 года. Его отец был видным дипломатом и сенатором, а также занимался литературной деятельностью – переводами, сочинил комедию и даже написал исследование о древностях Крыма. Так как отец был дипломатом, то до 12 лет Сергей жил в Европе: Гамбурге, Мадриде, Париже. В Париже мальчик и получал образование.
В России Сергей Муравьев-Апостол обучался в Институте инженеров путей сообщения, но в 1812 году прервал учебу, чтобы пойти на войну с Наполеоном. Служил он поначалу в Генеральном штабе, но его тянуло участвовать в реальных сражениях, и через некоторое время он оказывается в партизанском отряде. Он участвовал в разных сражениях, в том числе и в битве при Бородино. Показал себя храбрым офицером и за отвагу имел несколько наград, в том числе, награждён золотым оружием. После окончания боевых действий недолго состоял ординарцем при генерале Н.Н. Раевском, а затем перешёл в гвардейский Семёновский полк.
Время тайных обществ
Как и у многих прогрессивных думающих молодых людей, у Сергея по возвращении домой радость победы быстро сменилась горечью разочарования. Он видел, как крестьяне, принимавшие активное участие в боях с Наполеоном, вернувшись домой, получили не благодарность от императора, а опять оказались в крепостническом рабстве.
Молодые идеалисты, впитавшие идеи свободы и увидевшие, что мир нормально может существовать и без крепостничества, мечтали дать свободу крестьянам, избавить их от господской тирании, искоренить беззаконие власти и корыстолюбие чиновников, мечтали о свободах и для себя. Это привело к тому, что с 1814 года в России стали создаваться тайные общества. Поначалу просто собиралось по 15-20 человек, желающих изменить сложившееся в стране положение вещей и критиковавших самодержавную власть императора. Они вели бурные споры, но какой-то программы действий у них не было.
В феврале 1816 года два общества объединились. Это были «Священная артель» под руководством братьев Николая и Александра Муравьевых и Семеновская артель (на базе Семеновского полка), которой руководили Сергей Трубецкой, Сергей Муравьев-Апостол, Иван Якушкин. Они образовали первую декабристскую организацию под названием «Союз спасения», в которую активно стали принимать новых членов, не относящихся к предыдущим обществам. В это общество также входил Павел Пестель. В 1818 году общество преобразовалось в «Союз благоденствия».
В 1820 году восстание Семеновского полка привело к тому, что полк был расформирован, и Сергей Муравьев-Апостол в чине подполковника переведён из гвардии в армию, без права на отставку и отпуск. Сначала он командовал батальоном Полтавского полка, затем переведен командиром 2-го батальона Черниговского полка, который располагался в городе Васильков Киевской губернии.
Планы восстания
После распада «Союза благоденствия» на Северное и Южное общества, Муравьев-Апостол становится вместе с Пестелем одним из руководителей Южного общества. В Общество входили также братья Сергея: старший – Матвей и младший – Ипполит.
Если раньше Сергей Муравьев-Апостол настаивал, что революция в России должна быть бескровной, считал, что переворот, начинающийся с цареубийства, перейдет в массовый террор, то в это время его взгляды сменяются на более радикальные. Он согласен с Пестелем в том, что император и даже члены императорской семьи должны быть ликвидированы.
В 1821 году Александру I доносят о тайном обществе в армии, которое планирует покушение на императора. Александр не увидел в этом угрозы для себя, а между тем, Южное общество начинает планировать бунт. Было предложено несколько проектов. Одним из них был «Бобруйский заговор», который разработали Сергей Муравьев-Апостол и его друг Михаил Бестужев-Рюмин. По их плану предполагалось использовать намечающийся в 1823 году царский смотр четырех полков, который должен был пройти под Бобруйском. После захвата или ликвидации императора планировалось идти сразу на Москву, которая находилась поблизости. То есть, планировалось сразу привлечь к заговору четыре полка, а по пути на Москву присоединять к себе и другие.
Для реализации этого плана нужна была поддержка Северного общества и москвичей, но и они, и Пестель были против этого восстания, поэтому от этой идеи пришлось отказаться.
Другое восстание было запланировано на май 1926 года. Оно должно было начаться в Петербурге, а потом его должны подхватить южные полки. Но неожиданная смерть императора Александра I 19 ноября 1825 года привела к тому, что 14 декабря на Сенатскую площадь вышли полки, возглавляемые офицерами-декабристами, которые отказывались присягать Николаю Павловичу. К ночи восстание декабристов в Петербурге было подавлено.
Но через две недели вспыхнул бунт на южных рубежах России, который организовали члены Южного общества декабристов.
Бунт Черниговского полка, переросший в разбойничьи набеги
Восстание Черниговского полка было спровоцировано арестом Сергея Муравьева-Апостола. Командир полка, подполковник Густав Иванович Гебель, 29 декабря получил приказ об аресте Муравьева-Апостола и выполнил его. Это вызвало возмущения в полку, так как Сергея Ивановича там любили и уважали. Офицеры полка потребовали от Гебеля освободить арестованного, но тот отказался, и тогда они напали на него, нанеся ему 14 штыковых ран (раны оказались не опасны и Гебель выздоровел). Муравьев-Апостол был освобожден. И теперь другого пути, кроме как поднимать восстание, у него не было.
30 декабря восставший полк вступил в город Васильков. На следующий день на главной площади города подполковник Муравьев-Апостол зачитал солдатам написанный им Катехизис, в котором говорил о целях восстания, о том, что «цари похитили у них свободу». Он говорил, что они восстали
«Для освобождения страждущих семейств своих и родины своей и для исполнения святого закона христианского, помолясь теплою надеждою Богу, поборающему по правде и видимо покровительствующему уповающим твердо на него, ополчиться всем вместе против тиранства и восстановить веру и свободу в России».
Но солдаты слово «свобода» восприняли как вседозволенность, и восстание быстро переросло в разбойничьи набеги, грабежи, насилие и мародерство (о самом восстании в следующей статье).
Сергей Муравьев-Апостол, возглавивший восстание полка, быстро потерял контроль над ним. Солдаты, позабыв о дисциплине, перестали слушаться его, а офицеры не понимали, что и для чего он делает. Они хотели, чтобы он вел их на Киев, это всего 26 верст, а Муравьев-Апостол понимал, что для успеха восстания сил одного полка мало. Он надеялся и ждал, когда поднимутся и другие полки. Но никто его не поддержал.
Арест и допрос императора
Уже 3 января 1826 года восстание Черниговского полка было подавлено. Раненый картечью в голову Муравьев-Апостол был арестован, его младший брат Ипполит застрелился. Закованный в кандалы, 19 января 1826 года арестант был доставлен в Петербург, где был помещен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.
Также были арестованы и доставлены в Петербург друг Сергея, Михаил Бестужев-Рюмин, братья Муравьевы, офицеры Черниговского полка.
Уже 20 января допрос провел Николай I. Арестованный вольнодумец был слаб от ранения и утомлен с дороги, но держался с большим достоинством. Он сказал, что
«…раскаивается только в том, что вовлек других, особенно нижних чинов, в бедствие, но намерение свое почитает благим и чистым, в чем только Бог один его судить может...»
После допроса император записал в дневнике:
«Одаренный необыкновенным умом, получивший отличное образование, он был в своих мыслях дерзок и самонадеян до сумасшествия, но вместе скрытен и необыкновенно тверд./…/
Он едва стоял; мы его посадили и начали допрашивать. С полной откровенностью он стал рассказывать весь план действий и связи свои».
Последние часы
Сергей Иванович Муравьев-Апостол был в числе пяти декабристов, которых император не помиловал, не заменил смертную казнь на каторгу. Неужели настолько их боялся?
Накануне казни в казематах Алексеевского равелина, где содержались заключенные декабристы, было тихо. Один из заключенных, декабрист Н.Р. Цебриков, вспоминал:
«Солдаты, прислуживавшие в номерах, чтоб не прерывать эту тишину, ходили на цыпочках. Они плакали».
Солдаты разрешили заключенным общаться между собой – перегородки между камерами позволяли слышать друг друга. В ночь перед казнью Сергей Муравьев-Апостол утешал своего 24-летнего лучшего друга, Михаила Бестужева-Рюмина, с которым они находились по соседству. Он старался ободрить друга, уговаривал его не отчаиваться, говорил о спасителе и о бессмертии души.
Декабрист А.Е. Розен писал в воспоминаниях:
«Душа его была достойна и способна для достижения великой цели. В последние минуты жизни он не имел времени думать о себе. Возле его каземата в 16-м нумере сидел юный друг его — Михаил Павлович Бестужев-Рюмин; нужно было утешать и ободрять его. Соколов и сторожа Шибаев и Трофимов не мешали им громко беседовать, уважая последние минуты жизни осужденных жертв».
Казнь состоялась 13 июля 1826 года. Пятерых обреченных возвели на эшафот и облачили в белые длинные рубахи, на головы надели колпаки. Сергей Муравьев-Апостол был спокоен, старался приободрять друзей.
Когда под ногами выбили скамьи, трое из повешенных сорвались, в том числе и Муравьев-Апостол. У него при падении сломалась нога. Несмотря на христианскую традицию миловать сорвавшихся с виселицы, их казнили повторно. Но верующий человек знал – если приговоренный сорвался с виселицы, значит Высший Суд оправдал его.
Конечно, вина его, как и других декабристов, велика. Но неужели одно только «намерение на цареубийство» заслуживает смерти?
Стихотворение Сергея Муравьева-Апостола, написанное им в каземате:
Задумчив, одинокий,
Я по земле пройду, не знаемый никем.
Лишь пред концом моим,
Внезапно озарённый,
Познает мир, кого лишился он.
Другие статьи, связанные с восстанием декабристов: