Найти тему
Страницы истории

Сергей Муравьев-Апостол – он хотел дать солдатам свободу, а они ее восприняли как вседозволенность

Сергей Иванович Муравьев-Апостол был честным и порядочным человеком и мечтал о процветании России. Но к его деятельности применимо крылатое выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Сергей Иванович Муравьев-Апостол
Сергей Иванович Муравьев-Апостол

Храбрый офицер

Сергей Муравьёв-Апостол родился 23 октября 1795 года. Его отец был видным дипломатом и сенатором, а также занимался литературной деятельностью – переводами, сочинил комедию и даже написал исследование о древностях Крыма. Так как отец был дипломатом, то до 12 лет Сергей жил в Европе: Гамбурге, Мадриде, Париже. В Париже мальчик и получал образование.

В России Сергей Муравьев-Апостол обучался в Институте инженеров путей сообщения, но в 1812 году прервал учебу, чтобы пойти на войну с Наполеоном. Служил он поначалу в Генеральном штабе, но его тянуло участвовать в реальных сражениях, и через некоторое время он оказывается в партизанском отряде. Он участвовал в разных сражениях, в том числе и в битве при Бородино. Показал себя храбрым офицером и за отвагу имел несколько наград, в том числе, награждён золотым оружием. После окончания боевых действий недолго состоял ординарцем при генерале Н.Н. Раевском, а затем перешёл в гвардейский Семёновский полк.

Время тайных обществ

Как и у многих прогрессивных думающих молодых людей, у Сергея по возвращении домой радость победы быстро сменилась горечью разочарования. Он видел, как крестьяне, принимавшие активное участие в боях с Наполеоном, вернувшись домой, получили не благодарность от императора, а опять оказались в крепостническом рабстве.

Молодые идеалисты, впитавшие идеи свободы и увидевшие, что мир нормально может существовать и без крепостничества, мечтали дать свободу крестьянам, избавить их от господской тирании, искоренить беззаконие власти и корыстолюбие чиновников, мечтали о свободах и для себя. Это привело к тому, что с 1814 года в России стали создаваться тайные общества. Поначалу просто собиралось по 15-20 человек, желающих изменить сложившееся в стране положение вещей и критиковавших самодержавную власть императора. Они вели бурные споры, но какой-то программы действий у них не было.

В феврале 1816 года два общества объединились. Это были «Священная артель» под руководством братьев Николая и Александра Муравьевых и Семеновская артель (на базе Семеновского полка), которой руководили Сергей Трубецкой, Сергей Муравьев-Апостол, Иван Якушкин. Они образовали первую декабристскую организацию под названием «Союз спасения», в которую активно стали принимать новых членов, не относящихся к предыдущим обществам. В это общество также входил Павел Пестель. В 1818 году общество преобразовалось в «Союз благоденствия».

В 1820 году восстание Семеновского полка привело к тому, что полк был расформирован, и Сергей Муравьев-Апостол в чине подполковника переведён из гвардии в армию, без права на отставку и отпуск. Сначала он командовал батальоном Полтавского полка, затем переведен командиром 2-го батальона Черниговского полка, который располагался в городе Васильков Киевской губернии.

Сергей Иванович Муравьев-Апостол
Сергей Иванович Муравьев-Апостол

Планы восстания

После распада «Союза благоденствия» на Северное и Южное общества, Муравьев-Апостол становится вместе с Пестелем одним из руководителей Южного общества. В Общество входили также братья Сергея: старший – Матвей и младший – Ипполит.

Если раньше Сергей Муравьев-Апостол настаивал, что революция в России должна быть бескровной, считал, что переворот, начинающийся с цареубийства, перейдет в массовый террор, то в это время его взгляды сменяются на более радикальные. Он согласен с Пестелем в том, что император и даже члены императорской семьи должны быть ликвидированы.

Леонид Бичевин в роли Сергея Муравьева-Апостола. Кадр из сериала "Союз спасения. Время гнева".
Леонид Бичевин в роли Сергея Муравьева-Апостола. Кадр из сериала "Союз спасения. Время гнева".

В 1821 году Александру I доносят о тайном обществе в армии, которое планирует покушение на императора. Александр не увидел в этом угрозы для себя, а между тем, Южное общество начинает планировать бунт. Было предложено несколько проектов. Одним из них был «Бобруйский заговор», который разработали Сергей Муравьев-Апостол и его друг Михаил Бестужев-Рюмин. По их плану предполагалось использовать намечающийся в 1823 году царский смотр четырех полков, который должен был пройти под Бобруйском. После захвата или ликвидации императора планировалось идти сразу на Москву, которая находилась поблизости. То есть, планировалось сразу привлечь к заговору четыре полка, а по пути на Москву присоединять к себе и другие.

Для реализации этого плана нужна была поддержка Северного общества и москвичей, но и они, и Пестель были против этого восстания, поэтому от этой идеи пришлось отказаться.

Другое восстание было запланировано на май 1926 года. Оно должно было начаться в Петербурге, а потом его должны подхватить южные полки. Но неожиданная смерть императора Александра I 19 ноября 1825 года привела к тому, что 14 декабря на Сенатскую площадь вышли полки, возглавляемые офицерами-декабристами, которые отказывались присягать Николаю Павловичу. К ночи восстание декабристов в Петербурге было подавлено.

Но через две недели вспыхнул бунт на южных рубежах России, который организовали члены Южного общества декабристов.

Кадр из сериала "Союз спасения. Время гнева".
Кадр из сериала "Союз спасения. Время гнева".

Бунт Черниговского полка, переросший в разбойничьи набеги

Восстание Черниговского полка было спровоцировано арестом Сергея Муравьева-Апостола. Командир полка, подполковник Густав Иванович Гебель, 29 декабря получил приказ об аресте Муравьева-Апостола и выполнил его. Это вызвало возмущения в полку, так как Сергея Ивановича там любили и уважали. Офицеры полка потребовали от Гебеля освободить арестованного, но тот отказался, и тогда они напали на него, нанеся ему 14 штыковых ран (раны оказались не опасны и Гебель выздоровел). Муравьев-Апостол был освобожден. И теперь другого пути, кроме как поднимать восстание, у него не было.

30 декабря восставший полк вступил в город Васильков. На следующий день на главной площади города подполковник Муравьев-Апостол зачитал солдатам написанный им Катехизис, в котором говорил о целях восстания, о том, что «цари похитили у них свободу». Он говорил, что они восстали

«Для освобождения страждущих семейств своих и родины своей и для исполнения святого закона христианского, помолясь теплою надеждою Богу, поборающему по правде и видимо покровительствующему уповающим твердо на него, ополчиться всем вместе против тиранства и восстановить веру и свободу в России».

Но солдаты слово «свобода» восприняли как вседозволенность, и восстание быстро переросло в разбойничьи набеги, грабежи, насилие и мародерство (о самом восстании в следующей статье).

Сергей Муравьев-Апостол, возглавивший восстание полка, быстро потерял контроль над ним. Солдаты, позабыв о дисциплине, перестали слушаться его, а офицеры не понимали, что и для чего он делает. Они хотели, чтобы он вел их на Киев, это всего 26 верст, а Муравьев-Апостол понимал, что для успеха восстания сил одного полка мало. Он надеялся и ждал, когда поднимутся и другие полки. Но никто его не поддержал.

Арест и допрос императора

Уже 3 января 1826 года восстание Черниговского полка было подавлено. Раненый картечью в голову Муравьев-Апостол был арестован, его младший брат Ипполит застрелился. Закованный в кандалы, 19 января 1826 года арестант был доставлен в Петербург, где был помещен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.

Также были арестованы и доставлены в Петербург друг Сергея, Михаил Бестужев-Рюмин, братья Муравьевы, офицеры Черниговского полка.

Уже 20 января допрос провел Николай I. Арестованный вольнодумец был слаб от ранения и утомлен с дороги, но держался с большим достоинством. Он сказал, что

«…раскаивается только в том, что вовлек других, особенно нижних чинов, в бедствие, но намерение свое почитает благим и чистым, в чем только Бог один его судить может...»

После допроса император записал в дневнике:

«Одаренный необыкновенным умом, получивший отличное образование, он был в своих мыслях дерзок и самонадеян до сумасшествия, но вместе скрытен и необыкновенно тверд./…/
Он едва стоял; мы его посадили и начали допрашивать. С полной откровенностью он стал рассказывать весь план действий и связи свои».

Последние часы

Сергей Иванович Муравьев-Апостол был в числе пяти декабристов, которых император не помиловал, не заменил смертную казнь на каторгу. Неужели настолько их боялся?

Кадр из сериала "Союз спасения. Время гнева".
Кадр из сериала "Союз спасения. Время гнева".

Накануне казни в казематах Алексеевского равелина, где содержались заключенные декабристы, было тихо. Один из заключенных, декабрист Н.Р. Цебриков, вспоминал:

«Солдаты, прислуживавшие в номерах, чтоб не прерывать эту тишину, ходили на цыпочках. Они плакали».

Солдаты разрешили заключенным общаться между собой – перегородки между камерами позволяли слышать друг друга. В ночь перед казнью Сергей Муравьев-Апостол утешал своего 24-летнего лучшего друга, Михаила Бестужева-Рюмина, с которым они находились по соседству. Он старался ободрить друга, уговаривал его не отчаиваться, говорил о спасителе и о бессмертии души.

Декабрист А.Е. Розен писал в воспоминаниях:

«Душа его была достойна и способна для достижения великой цели. В последние минуты жизни он не имел времени думать о себе. Возле его каземата в 16-м нумере сидел юный друг его — Михаил Павлович Бестужев-Рюмин; нужно было утешать и ободрять его. Соколов и сторожа Шибаев и Трофимов не мешали им громко беседовать, уважая последние минуты жизни осужденных жертв».

Казнь состоялась 13 июля 1826 года. Пятерых обреченных возвели на эшафот и облачили в белые длинные рубахи, на головы надели колпаки. Сергей Муравьев-Апостол был спокоен, старался приободрять друзей.

Кадр из сериала "Союз спасения. Время гнева".
Кадр из сериала "Союз спасения. Время гнева".

Когда под ногами выбили скамьи, трое из повешенных сорвались, в том числе и Муравьев-Апостол. У него при падении сломалась нога. Несмотря на христианскую традицию миловать сорвавшихся с виселицы, их казнили повторно. Но верующий человек знал – если приговоренный сорвался с виселицы, значит Высший Суд оправдал его.

Конечно, вина его, как и других декабристов, велика. Но неужели одно только «намерение на цареубийство» заслуживает смерти?

Подполковник Сергей Иванович Муравьев-Апостол и актер Леонид Бичевин в роли Сергея Муравьева-Апостола
Подполковник Сергей Иванович Муравьев-Апостол и актер Леонид Бичевин в роли Сергея Муравьева-Апостола

Стихотворение Сергея Муравьева-Апостола, написанное им в каземате:

Задумчив, одинокий,
Я по земле пройду, не знаемый никем.
Лишь пред концом моим,
Внезапно озарённый,
Познает мир, кого лишился он.

Другие статьи, связанные с восстанием декабристов: