Немало, оказывается, у меня сохранилось фотографий моно-миникомпозиций из разных суккулентов. Даже самому интересно разглядывать. Жаль, что не все сохранились – многие остались только в памяти.
Понимаю, тема узко-интересная и не такая увлекательная, как урожайные цветники, которые к тому же вот-вот…
Но раз уж начат разговор – продолжу. К тому же – и главное! – мне самому интересно.
Ну и потом – я же не только показываю когда-то сделанные композиции, но и представляю при этом разнообразные небезынтересные виды/сорта суккулентных растений, вроде как заодно и невзначай.
Конечно, из толстянковых крассулы – одни из наиболее распространенных в комнатной культуре, известных и эффектных. Но немало же и представителей других родов. Вот о них здесь.
Седумы, конечно, в первую очередь – крупнейший род среди толстянковых. Впрочем, цветоводам седумы более известны в качестве садовых растений, в комнатной культуре они заметно проигрывают крассулам: далеко не так разнообразны и совсем не индивидуальны – в большинстве случаев характерны и впечатляют их ковровые заросли, в которых замечательные нюансы структуры отдельных индивидов совершенно потеряны.
Великолепные красавцы, вроде царственного седума морганианум, Sedum morganianum, - исключение. Но этому-то какие еще композиции – ему вообще никто и ничто в обрамление не нужно. Он сам по себе исчерпывающе великолепен.
Для более скромных седумов-очитков как раз актуальны миникомпозиции, в которых можно разглядеть и понять их особенности/достоинства.
Одним из первых такую задачу передо мной поставил неизвестный культивар седума спатулифолиум, Sedum spathulifolium cv., полученный из серьезной коллекции. Этот вид седумов замечателен небольшими розетками из маленьких округлых листочков, блестящих и будто припудренных одновременно. Не знаю, чем особенна доставшаяся мне культурная форма, но молодые ее розетки привлекают внимание лучисто расходящимися от них побегами, на концах которых вырастают «розочки» новых розеток. Со временем все это разрастается/переплетается и уже только сплошной зеленый коврик. Но вот эту лучистую элегантность молодых седумов хотелось подчеркнуть и по возможности сохранить.
И надо же, тут мне в очередной раз преподносят «декор». На этот раз – сухие морские звезды. Ну и кто бы на моем месте удержался? Хотя и «в лоб», но объединил два лучистых создания (композиция 15).
Седум мультицепс, Sedum multiceps, тоже может расти как почвопокровное – где-нибудь в надежно южном парке. Но в горшечной культуре он – особенный. Потому что растет не стелющейся травой, а жестким кустом, со стволами/ветками и розетками суккулентных листочков на верхушках. При этом лилипут совсем. Очень похож на пустынную юкку, только даже не в мини-, а в микро-копии. Так и подмывало меня вырастить из него крошечный бонсайчик – уверен, красиво было бы. Но бонсай – даже крошечный – дело долгое. А миникомпозиция – быстрое дело. У меня вот такая получилась – с шишками, шишечками и с безотказным щебнем змеевика (композиция 16). Седум мультицепс в горшечной культуре растет неторопливо, так что композиция именно этого вида оказалась долгой и стабильной. Наверное, годами могла бы сохраняться. Если бы я не переключился на что-то другое и как-то не потерял из виду ее судьбу. Может, и сохраняется еще кем-то где-то.
Совсем другое дело – седум компрессум, Sedum compressum. Он растет стремительно и его побеги быстро теряют привлекательность юности. Приходится регулярно срезать пышные верхушки и заново укоренять. Благо, укореняются на раз. И естественно, тянет пошалить – укоренять на всяком разном. Впрочем, он и в природе так – естественно это для него. Поэтому и появляется в разных композициях. Тут я две привожу. Одна – просто сама напрашивается, с куском скалы (17).
Второй вариант с небольшой предысторией.
Навестил как-то коллегу-профессора. Живет он на старой подмосковной даче, где весь участок – огромные сосны. Но как у всякого нормального человека, у него появляется непреодолимое стремление что-то у себя посадить, какую-нибудь клумбу устроить, что-то удивительное вырастить. А сосны не дают – ничего не растет.
Показывает он мне «клумбу», всю в хвое и в которой что вянет-помирает. И единственное украшение клумбы – полувкопанная раковина, из каких-то странствий привез. Нечего, говорю, делать такой удивительной раковине на такой безнадежной клумбе. И забрал. Несмотря на слабые возражения.
С этой раковиной тоже посадил укорененные верхушки седума компрессум (композиция 18). Прямо завораживает, как раковина "вылетает" за рамки прямоугольной композиции, а с ней вместе и седум наш.
Ну и раз о раковинах – еще одна композиция (19) с раковинами и седумом, видовое название забыл – пусть будет Sedum sp.
Почвопокровность мохообразных седумов – не уникальна в семействе. Есть и другие, гораздо менее известные. Вилладия, например – Villadia imbricata.
Я когда вилладию впервые увидел/познакомился – поразился: случается же среди великолепия суккулентов такое невыразительное-мохообразное. Ну ладно – не мохо-, но тогда - плаунообразное. А вот устроил ее в миникомпозицию (20) – и открылось в ней определенное миниочарование.
Мохообразны и представители небольшого рода Монантес, Monantes. Один из видов даже называется M. muralis, то есть «стенной» - поселяется на камнях и развалинах. В моей композиции (21) он растет и цветет в выдолбленном капе какого-то дерева.
А вот другому монантесу, M. polyphylla, досталась разломанная песчаная друза (чего только мне не приносили для таких композиций!) (22).
Еще один «мелкотравчатый» представитель семейства – ленофиллум Lenophyllum acutifolium. И тоже, на мой взгляд, малозаметная нежность и элегантность тщедушного суккулента все-таки раскрывается в композиции (23). Как раз незадолго мне подвернулось эффектное разрастание морских желудей.
Но хватит со скромными толстянковыми. Немного и о более ярких, розеточных-«розах».
Большинство из таких, однако, крупные и заметные – не нужны им миникомпозиции, да и не подходят они для миникомпозиций.
Но есть исключения.
Например, миниатюрная эхеверия Echeveria elegans. Чуть голубоватая «розочка», подернутая чем-то нежным-белым. Тут можно простить прямое созвучие с голубым бело-матовым стеклом (24).
Так меня это стекло привлекло, что и еще одну прекрасную крошечную эхеверию – E. setosa deminuta - посадил в аналогичной композиции (25).
И дальше эксплуатировал бы декоративную привлекательность этих стекляшек, если бы их не повыковыривали бы из композиций и не растащили бы восторженные посетители.
Совсем другой пример – ювелирно изысканный граптопеталум Graptopetalum filiferum. Такое чудо Флоры с простой стекляшкой не посадишь. Для моего глаза тонкость расцветки и скульптуры его розеток сочеталась вот с этими раковинами. Два варианта было - поярче и поспокойнее (26 и 27).
Конечно, если говорить о граптопеталумах – первый по праву популярный красавец G. bellum («беллум» - «красавец» и есть!). Какая ему композиция – он сам что и кого хочешь украсит! Но и с ним был эксперимент, вполне удачный, на мой вкус (28). Правда, помасштабнее прочих.
Ну и еще один граптопеталум хочу упомянуть – G. paraqauense. Как же он хорош! С его фарфоровыми округло-пирамидальными листочками. Но структурная незадача: в отличие от сородичей он не образует компактных розеток, тянется стеблями – свисает, ползет, плетется. В ампельной культуре – великолепен. Впрочем, и в мини-композиции среди окатанных камней смотрится неплохо (29).
Вот только все равно влечет его ввысь. А потому сделал с ним одну из немногих вертикальных композиций (30). С участием удивительных шипастых веток неведомого мне боярышника (?).
Чуть не забыл про небольшой и малоизвестный род синокрассул, Sinocrassula. Очень достойные и заслуживающие внимания растения - довольно эффектные снаружи и доброжелательные/отзывчивые внутри, нетребовательные и интересно растущие. Тут S. yunnanensis в самой простой композиции с кедровыми шишками (31).
В завершение сегодняшнего обзора – эониум. Но только привычные нам эониумы – кустарники с довольно мощными стволами/ветвями. Этот же, эониум табулиформе, Aeonium tabuliforme, – практически бесстебельный: его розетка плоско распластана по земле. И вот такая с ним получилась композиция (32), трутовик для нее притащил из леса, когда грибная корзинка была пустоватой.
Под фотографиями композиций в этом сообщении – продолжающаяся нумерация. Потому что мне по-прежнему интересны высказывания и оценки.